Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом. ливаются, изменяются и контролируются Парламентом
ливаются, изменяются и контролируются Парламентом. Это закрепляется в конституциях государств-членов как важнейший принцип национального налогового права. Европейский парламент не обладает соответствующими полномочиями. В то же время создание Общего рынка невозможно без единых стандартов в сфере налогообложения государств — членов ЕС. Решение задачи устранения налоговых барьеров при пересечении границ товаров и услуг государств-членов требовало изменений национального законодательства и создания обшей правовой базы прежде всего в сфере косвенного налогообложения (НДС, индивидуальные акцизы, таможенные пошлины). В значительной степени эта задача была решена путем принятия соответствующих регламентов и директив Совета и Комиссии. По мере формирования интеграционного законодательства, регулирующего косвенное налогообложение, государства-члены все меньше уступали ЕС свой суверенитет в области прямого налогообложения. В отличие от косвенных налогов, которым в Договоре было посвящено пять статей (ст. 95—99; н.н. — ст. 90—93), прямые налоги не упоминаются непосредственно в Договоре. Единственной статьей Учредительного договора, которая может рассматриваться в качестве правовой основы сближения законодательства в этой области, является ст. 100 (н.н. — ст. 94), предусматривающая общие положения механизма гармонизации, в том числе и в отношении налогового законодательства: «Совет по предложению Комиссии и после консультации с Европейским парламентом и с Экономическим и социальным комитетом принимает единогласно директивы о сближении таких законов и правовых актов исполнительной власти государств-членов, которые оказывают непосредственное воздействие на создание и функционирование внутреннего рынка». На сегодняшний день на основе ст. 100 институты ЕС приняли лишь две директивы, направленные на сближение законодательства государств-членов в области прямого налогообложения. Соответственно основная нагрузка по регулированию прямых налогов в государствах — членах ЕС по-прежнему возлагается на национальные законы, имеющие свои особенности в каждом государстве. При этом создание Общего рынка требует принятия обших правовых правил функционирования налогов. В этих условиях наиболее эффективным принципом правовой политики ЕС в области налогов считается принцип гармонизации национального налогового законодательства. Гармонизация налогового законодательства государств-членов осуществляется в процессе создания и применения различных правовых форм, в которые облекаются нормы интеграционного права, создаваемые институтами ЕС. Это — практически все существующие формы интеграционного права: регламент, директива, решение Суда ЕС. Глава 22. Основы налогового права Гармонизация национального законодательства идет по двум направлениям: 1) применение интеграционных норм, содержащихся в юридических актах прямого действия, например в Учредительных договорах и регламентах Совета; 2) принятие обязательных решений, направляющих нормотвор-ческую деятельность национальных государственных органов по гармонизации законодательства государств-членов, например директив Совета и Комиссии и решении Суда ЕС, принятых в преюдициальном порядке. Акты, принятые в рамках первого направления, оказывают воздействие на национальное право, так же как и любой нормативно-правовой акт в государстве, т.е. устанавливают новые правовые нормы. Акты, принятые в рамках второго направления, имеют значительные особенности и являются определяющими в правовом механизме гармонизации национального законодательства государств-членов. Особое место среди них занимает директива. Директивы, регулирующие косвенные налоги Директивы, гармонизирующие национальное законодательство в области косвенного налогообложения, можно представить в виде двух групп: а) директивы в отношении акцизов; б) директивы в отношении НДС. Директивы в отношении акцизов В соответствии с программой гармонизации законодательства, определенной в Белой книге 1985 г., 19 октября 1992 г. был принят ряд директив: Директива Совета № 92/78/СЕЕ об изменении директив № 72/464/СЕЕ от 19 декабря 1972 г. и № 79/32/СЕЕ от 18 декабря 1978 г. о налогах на табачные изделия (кроме налога с оборота); Директива Совета № 92/79/СЕЕ о сближении ставок налога на сигареты; Директива Совета № 92/80/СЕЕ о сближении ставок налога на иные, чем сигареты, табачные изделия; Директива Совета №92/81/СЕЕ о гармонизации структуры налогов на минеральные масла; Директива Совета № 92/82/СЕЕ о сближении ставок налогов на минеральные масла; Директива Совета № 92/83/СЕЕ о гармонизации структуры налогов на алкоголь и алкогольные напитки; Директива Совета № 92/84/СЕЕ о сближении ставок налогов на алкоголь и алкогольные напитки. Табачные изделия стали первым видом товаров, в отношении которых были приняты директивы, направленные на гармонизацию акцизов: Директива № 72/464/СЕЕ от 19 декабря 1972 г. и Директива № 79/32/СЕЕ от 18 декабря 1978г. Они определили основные понятия и принципы налогообложения табака и табачных изделий. Основным предметом гармонизации стала структура налога, в частности объект налогообложения и налоговые ставки. Вторым видом товаров, в отношении которых были приняты директивы, направленные на гармонизацию акцизов, стали мине-
|