Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом. ЕС. Основополагающими среди них являются Первая, Вторая и Шестая директивы о НДС.
ЕС. Основополагающими среди них являются Первая, Вторая и Шестая директивы о НДС. Первая директива о НДС учредила НДС в Сообществе и закрепила принципы его функционирования. Основные положения директивы можно представить тремя пунктами: а) требование к государствам-членам заменить действующие налоги с оборота единой формой НДС; б) закрепление принципа исчисления НДС, который отличается от действующей схемы исчисления налога с оборота; в) определение порядка имплементации положений данной директивы. Вторая директива о НДС2 дополняла положения Первой директивы, конкретизируя порядок их реализации. Первые директивы положили начало единой системе НДС. Однако целый ряд вопросов остался вне конкретного регулирования директив, в частности определение сферы применения данного налога (номенклатуры товаров и услуг, в отношении которых действует НДС). В соответствии с директивами этот вопрос остался в компетенции государств-членов, которые самостоятельно и, естественно, без согласования с другими участниками ЕС, определяли перечень товаров и услуг, облагаемых НДС и исключаемых из сферы его действия. В дополнение и во изменение первых директив Совет принял еще ряд решений, но лишь после принятия в 1977 г. Шестой дирек-тивъ? в развитии системы НДС произошли заметные изменения. Шестая директива, вобрав в себя опыт прошедших десяти лет, должна была заменить Вторую директиву и закрепить систему норм, определяющих единый механизм функционирования НДС на уровне государств-членов и ЕС. Основные задачи, поставленные перед Шестой директивой, были решены, и она по праву считается основополагающим актом Сообщества в системе правового регулирования НДС. Впоследствии Шестая директива неоднократно изменялась и дополнялась, так же как и закрепленная ею система общих правил функционирования налога на добавленную стоимость. Был принят целый ряд директив, подробно регулирующих различные вопросы, связанные с взиманием НДС4. Безусловно, важную роль в становлении и правильном применении системы правовых норм, регулирующих НДС, впрочем, как и в других областях европейского права, сыграли решения Суда ЕС. Первое дело по НДС было рассмотрено в 1975 г.5 Сейчас соответствующая судебная практика насчитывает десятки дел. Например, при определении необходимых условий для применения НДС в отношении товаров возникали споры о правильном толковании 1 ЕС Council Directive 67/227/EEC. 2 ЕС Council Directive 67/228/EEC. 3 ЕС Council Directive 77/388/EEC of 17 May 1977 - O.J. № L. 145/! 4 См., например, EC Council Directive 77/799/EEC of 19 December 1977 — O.J № L 336/15. EC Council Directive 79/1072/EEC of 6 December 1979 - OJ. № L 331/11. EC Council Directive 89/465/EEC of 18 July 1989 - О J. № L 226/21. 5 Marralai Case 111/75 1976. ECR. 657. Глава 22. Основы налогового права ___________ 495 понятий «встречное удовлетворение» (consideration), «экономическая деятельность» (economic activity) и др. Соответствующие разъяснения были даны Европейским Судом1. Эти и иные решения, в которых Суд уточнял и дополнял законодательство о НДС, являются неотъемлемой частью правовой основы данного налога, поскольку содержат положения, определяющие весь механизм правоприменения соответствующих директив. Директивы, регулирующие прямые налоги ^ Цель налоговой политики ЕС в области прямых налогов — создание для компаний разных государств-членов в рамках общего рынка правовых условий, соответствующих аналогичным условиям внутреннего рынка. Одной из основных составляющих этой политики стало определение налоговых правил, которые, с одной стороны, являются нейтральными с точки зрения конкуренции в ЕС, а с другой — повышают конкурентоспособность европейских компаний на международном уровне. Предмет гармонизации составляют законы государств-членов, регулирующие подоходный налог, уплачиваемый юридическими лицами. Правовой основой принятия соответствующих решений Комиссии и Совета является ст. 100 (н.н. — ст. 94) Договора о ЕС, предусматривающая возможность гармонизации прямых налогов в той мере, в которой они прямо затрагивают создание и функционирование общего рынка. Налогообложение доходов физических лиц, таким образом, остается вне поля деятельности институтов ЕС, так как не является условием для создания единого европейского рынка. При этом гармонизация прямого налогообложения компаний косвенно затрагивает доходы физических лиц, являющихся их акционерами и получающих часть своего годового дохода в форме распределяемых компанией дивидендов. В целом гармонизация налогообложения доходов юридических лиц направлена на решение следующих задач: а) устранение налоговых препятствий процессу концентрации европейских организаций и предприятий и стимулирование, таким образом, создания транснациональных европейских компаний, способных более успешно конкурировать с компаниями третьих стран; б) принятие общих подходов в отношении методов исчисления облагаемой базы корпорационных налогов и устранение двойного налогообложения. Для решения этих задач были приняты две директивы: а) Директива Совета 90/435/ЕЕС от 23 июля 1990г. «Об общей системе налогообложения, применимой к материнским и дочерним компаниям в разных государствах-членах»2; б) Директива Совета 1 Case 102/86, Apple and Pear Development Council v. Customs and Excise Commissioners, [1988], ECR 1—443. Case C-16/93, Tolsma v. Inspecteur der Omzetbelasting Lsceuwarden, [1994], ECR 1-743. Case 186/89, van Tiem v. Staatsecretaris van Financien, [1990], ECR, 1-4363. Case C-60/90, Polysar Investments BV v. Inspecteur der Invoerrechten en Accijnzen, [1991], ECR 1-3111. 2 cm:. O.J. № L 225, 20 Aug. 1990. P. 6. 496 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом _____ 90/434/ЕЕС от 23 июля 1990г. «Об общей системе налогообложения, применимой к слияниям, разделениям, передаче активов и обмену акциями, в отношении компаний в разных государствах-членах». Позже эти директивы были дополнены Договором о принятии Австрии, Финляндии и Швеции и Решением Совета от 1 января 1995 г.1 Столь скромные, по сравнению с косвенным налогообложением, результаты нормотворчества институтов ЕС в сфере прямых налогов и выбор для их гармонизации той правовой формы, которая в наименьшей степени ограничивает налоговый суверенитет государств-членов, объясняется двумя взаимосвязанными причинами. С одной стороны, налоговое законодательство государств-членов имеет серьезные различия и содержит нормы, препятствующие формированию общих подходов, а затем и общих правил налогообложения доходов компаний, а это отрицательно влияет на их инвестиционные возможности2, с другой стороны, налоговый суверенитет является той частью суверенитета, которую государства-члены готовы ограничить лишь в последнюю очередь. Принимая во внимание то, что государственный суверенитет в отношении косвенных налогов во многом разделен с институтами ЕС, государства-члены стремятся сохранить в своем полном ведении прямые налоги, занимающие вторую, а в некоторых странах и первую позицию среди налоговых поступлений бюджета. Тем не менее именно первый фактор определяет поведение государств в вопросах налоговой политики, поскольку в условиях международного разделения труда и конкуренции европейская интеграция дает им серьезные экономические выгоды. Контрольные вопросы: 1. Дайте определение понятия «налог» и назовите признаки, отличающие его от других видов обязательных платежей. 2. Какое место занимает закон в системе источников налогового права? 3. Что общего и особенного в правовом регулировании основных видов налогов? 4. Назовите основные виды налоговых правонарушений. 5. В чем состоит особенность правового регулирования налогов в государствах-членах ЕС? 1 См.: OJ. № L 225, 20 Aug. 1990. Р. 1. 2 Исследования, проведенные в 1990г., показали, что национальный налоговый режим является важнейшим фактором принятия решений о размещении инвестиций. В случае создания производственного предприятия 48% опрошенных европейских бизнесменов назвали этот фактор как определяющий их выбор места инвестиций; в случае с финансовыми учреждениями значение налогового фактора достигает 78% (см.: Ruding's Committe Recommendations. Chapter 5. P. 22). Глава 23. Правовые основы банковской деятельности В зарубежных странах в вопросах кредитно-денежной политики ведущая роль отводится Центральному банку как основному государственному институту, способному во многом независимо от>.политической власти осуществлять свои функции. В любом государстве Центральный банк является государственным банком или банком, обслуживающим государственную власть. Однако тесные связи Центрального банка с государством не означают, что последнее может безгранично влиять на его политику. Определенная степень независимости Центрального банка от правительства является необходимым условием эффективности его деятельности по поддержанию денежно-кредитной и валютной стабильности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства. § 1. Банковская система: понятие и элементы Прежде чем перейти к изучению Центрального банка как основного элемента банковской системы, необходимо определить само понятие «банковская система» и ее элементы. Традиционно под банковской системой понимают совокупность ее элементов или банков, которые представляют собой денежно-кредитные учреждения или организации, выполняющие депозитные, расчетные и кредитные операции. Однако это лишь одна характеристика банковской системы государства. В действительности понятие «банковская система» помимо совокупности ее элементов включает в себя также и взаимодействие составляющих ее элементов, которое выражается в первую очередь в возможности взаимозаменяемости элементов в случае недееспособности одного из них. Поскольку за банками закрепляются, как правило, сразу три основных функции: аккумулирование денежных средств, регулирование денежного оборота и посредническая функция, при исчезновении любого, в том числе и высшего, элемента банковской системы оставшиеся могут выполнять функции, прежде принадлежавшие исчезнувшему элементу. Правовое положение банка как элемента банковской системы определяется многими факторами, в частности: — в зависимости от формы собственности банки бывают государственными, частными, смешанными; — в зависимости от функционального назначения различают банки эмиссионные, депозитные, коммерческие; — в зависимости от сферы обслуживания банки делятся на национальные, региональные, межрегиональные и международные; — в зависимости от характера выполняемых операций выделяют 32 - 9677
|