Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом. ЕС. Основополагающими среди них являются Первая, Вторая и Шестая директивы о НДС.






ЕС. Основополагающими среди них являются Первая, Вторая и Шестая директивы о НДС.

Первая директива о НДС учредила НДС в Сообществе и закрепи­ла принципы его функционирования. Основные положения директи­вы можно представить тремя пунктами: а) требование к государст­вам-членам заменить действующие налоги с оборота единой формой НДС; б) закрепление принципа исчисления НДС, который отличает­ся от действующей схемы исчисления налога с оборота; в) определе­ние порядка имплементации положений данной директивы.

Вторая директива о НДС2 дополняла положения Первой дирек­тивы, конкретизируя порядок их реализации.

Первые директивы положили начало единой системе НДС. Од­нако целый ряд вопросов остался вне конкретного регулирования директив, в частности определение сферы применения данного на­лога (номенклатуры товаров и услуг, в отношении которых дейст­вует НДС). В соответствии с директивами этот вопрос остался в компетенции государств-членов, которые самостоятельно и, есте­ственно, без согласования с другими участниками ЕС, определяли перечень товаров и услуг, облагаемых НДС и исключаемых из сфе­ры его действия.

В дополнение и во изменение первых директив Совет принял еще ряд решений, но лишь после принятия в 1977 г. Шестой дирек-тивъ? в развитии системы НДС произошли заметные изменения. Шестая директива, вобрав в себя опыт прошедших десяти лет, должна была заменить Вторую директиву и закрепить систему норм, определяющих единый механизм функционирования НДС на уровне государств-членов и ЕС. Основные задачи, поставленные перед Шестой директивой, были решены, и она по праву считается основополагающим актом Сообщества в системе правового регули­рования НДС. Впоследствии Шестая директива неоднократно из­менялась и дополнялась, так же как и закрепленная ею система об­щих правил функционирования налога на добавленную стоимость. Был принят целый ряд директив, подробно регулирующих различ­ные вопросы, связанные с взиманием НДС4.

Безусловно, важную роль в становлении и правильном приме­нении системы правовых норм, регулирующих НДС, впрочем, как и в других областях европейского права, сыграли решения Суда ЕС.

Первое дело по НДС было рассмотрено в 1975 г.5 Сейчас соот­ветствующая судебная практика насчитывает десятки дел. Напри­мер, при определении необходимых условий для применения НДС в отношении товаров возникали споры о правильном толковании

1 ЕС Council Directive 67/227/EEC.

2 ЕС Council Directive 67/228/EEC.

3 ЕС Council Directive 77/388/EEC of 17 May 1977 - O.J. № L. 145/!

4 См., например, EC Council Directive 77/799/EEC of 19 December 1977 — O.J № L 336/15. EC Council Directive 79/1072/EEC of 6 December 1979 - OJ. № L 331/11. EC Council Directive 89/465/EEC of 18 July 1989 - О J. № L 226/21.

5 Marralai Case 111/75 1976. ECR. 657.

Глава 22. Основы налогового права ___________ 495

понятий «встречное удовлетворение» (consideration), «экономиче­ская деятельность» (economic activity) и др. Соответствующие разъ­яснения были даны Европейским Судом1. Эти и иные решения, в которых Суд уточнял и дополнял законодательство о НДС, явля­ются неотъемлемой частью правовой основы данного налога, по­скольку содержат положения, определяющие весь механизм право­применения соответствующих директив.

Директивы, регулирующие прямые налоги ^

Цель налоговой политики ЕС в области прямых налогов — соз­дание для компаний разных государств-членов в рамках общего рынка правовых условий, соответствующих аналогичным условиям внутреннего рынка. Одной из основных составляющих этой поли­тики стало определение налоговых правил, которые, с одной сторо­ны, являются нейтральными с точки зрения конкуренции в ЕС, а с другой — повышают конкурентоспособность европейских ком­паний на международном уровне.

Предмет гармонизации составляют законы государств-членов, регулирующие подоходный налог, уплачиваемый юридическими лицами. Правовой основой принятия соответствующих решений Комиссии и Совета является ст. 100 (н.н. — ст. 94) Договора о ЕС, предусматривающая возможность гармонизации прямых налогов в той мере, в которой они прямо затрагивают создание и функцио­нирование общего рынка. Налогообложение доходов физических лиц, таким образом, остается вне поля деятельности институтов ЕС, так как не является условием для создания единого европей­ского рынка. При этом гармонизация прямого налогообложения компаний косвенно затрагивает доходы физических лиц, являю­щихся их акционерами и получающих часть своего годового дохода в форме распределяемых компанией дивидендов.

В целом гармонизация налогообложения доходов юридических лиц направлена на решение следующих задач: а) устранение нало­говых препятствий процессу концентрации европейских организа­ций и предприятий и стимулирование, таким образом, создания транснациональных европейских компаний, способных более ус­пешно конкурировать с компаниями третьих стран; б) принятие общих подходов в отношении методов исчисления облагаемой базы корпорационных налогов и устранение двойного налогообложения. Для решения этих задач были приняты две директивы: а) Ди­ректива Совета 90/435/ЕЕС от 23 июля 1990г. «Об общей системе налогообложения, применимой к материнским и дочерним компа­ниям в разных государствах-членах»2; б) Директива Совета

1 Case 102/86, Apple and Pear Development Council v. Customs and Excise Commissioners, [1988], ECR 1—443. Case C-16/93, Tolsma v. Inspecteur der Omzetbelasting Lsceuwarden, [1994], ECR 1-743. Case 186/89, van Tiem v. Staatsecretaris van Financien, [1990], ECR, 1-4363. Case C-60/90, Polysar Investments BV v. Inspecteur der Invoerrechten en Accijnzen, [1991], ECR 1-3111.

2 cm:. O.J. № L 225, 20 Aug. 1990. P. 6.

496 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом _____

90/434/ЕЕС от 23 июля 1990г. «Об общей системе налогообложе­ния, применимой к слияниям, разделениям, передаче активов и об­мену акциями, в отношении компаний в разных государствах-чле­нах». Позже эти директивы были дополнены Договором о приня­тии Австрии, Финляндии и Швеции и Решением Совета от 1 янва­ря 1995 г.1 Столь скромные, по сравнению с косвенным налогообложением, результаты нормотворчества институтов ЕС в сфере прямых налогов и выбор для их гармонизации той право­вой формы, которая в наименьшей степени ограничивает налого­вый суверенитет государств-членов, объясняется двумя взаимосвя­занными причинами. С одной стороны, налоговое законодательст­во государств-членов имеет серьезные различия и содержит нормы, препятствующие формированию общих подходов, а затем и общих правил налогообложения доходов компаний, а это отрицательно влияет на их инвестиционные возможности2, с другой стороны, на­логовый суверенитет является той частью суверенитета, которую государства-члены готовы ограничить лишь в последнюю очередь. Принимая во внимание то, что государственный суверенитет в от­ношении косвенных налогов во многом разделен с институтами ЕС, государства-члены стремятся сохранить в своем полном веде­нии прямые налоги, занимающие вторую, а в некоторых странах и первую позицию среди налоговых поступлений бюджета. Тем не менее именно первый фактор определяет поведение государств в вопросах налоговой политики, поскольку в условиях международ­ного разделения труда и конкуренции европейская интеграция дает им серьезные экономические выгоды.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятия «налог» и назовите признаки, отли­чающие его от других видов обязательных платежей.

2. Какое место занимает закон в системе источников налогового права?

3. Что общего и особенного в правовом регулировании основных видов налогов?

4. Назовите основные виды налоговых правонарушений.

5. В чем состоит особенность правового регулирования налогов в государствах-членах ЕС?

1 См.: OJ. № L 225, 20 Aug. 1990. Р. 1.

2 Исследования, проведенные в 1990г., показали, что национальный налого­вый режим является важнейшим фактором принятия решений о размещении ин­вестиций. В случае создания производственного предприятия 48% опрошенных европейских бизнесменов назвали этот фактор как определяющий их выбор места инвестиций; в случае с финансовыми учреждениями значение налогового факто­ра достигает 78% (см.: Ruding's Committe Recommendations. Chapter 5. P. 22).

Глава 23. Правовые основы банковской деятельности

В зарубежных странах в вопросах кредитно-денежной политики ведущая роль отводится Центральному банку как основному госу­дарственному институту, способному во многом независимо от>.по­литической власти осуществлять свои функции. В любом государ­стве Центральный банк является государственным банком или бан­ком, обслуживающим государственную власть. Однако тесные свя­зи Центрального банка с государством не означают, что последнее может безгранично влиять на его политику. Определенная степень независимости Центрального банка от правительства является не­обходимым условием эффективности его деятельности по поддер­жанию денежно-кредитной и валютной стабильности, которая не­редко вступает в противоречие с краткосрочными целями прави­тельства.

§ 1. Банковская система: понятие и элементы

Прежде чем перейти к изучению Центрального банка как ос­новного элемента банковской системы, необходимо определить само понятие «банковская система» и ее элементы.

Традиционно под банковской системой понимают совокупность ее элементов или банков, которые представляют собой денеж­но-кредитные учреждения или организации, выполняющие депо­зитные, расчетные и кредитные операции. Однако это лишь одна характеристика банковской системы государства. В действительно­сти понятие «банковская система» помимо совокупности ее эле­ментов включает в себя также и взаимодействие составляющих ее элементов, которое выражается в первую очередь в возможности взаимозаменяемости элементов в случае недееспособности одного из них. Поскольку за банками закрепляются, как правило, сразу три основных функции: аккумулирование денежных средств, регу­лирование денежного оборота и посредническая функция, при ис­чезновении любого, в том числе и высшего, элемента банковской системы оставшиеся могут выполнять функции, прежде принадле­жавшие исчезнувшему элементу.

Правовое положение банка как элемента банковской системы определяется многими факторами, в частности:

— в зависимости от формы собственности банки бывают госу­дарственными, частными, смешанными;

— в зависимости от функционального назначения различают банки эмиссионные, депозитные, коммерческие;

— в зависимости от сферы обслуживания банки делятся на на­циональные, региональные, межрегиональные и международные;

— в зависимости от характера выполняемых операций выделяют

32 - 9677


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал