Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 23. Правовые основы банковской деятельности 507
ских операций, регулярно получает информацию от финансовых учреждений о виде и объеме их деловой деятельности, следит за соблюдением ими банковского законодательства. Учитывая, что материальные и людские ресурсы Федерального ведомства по надзору за финансовыми учреждениями Германии, как и французских Комитета по банковской регламентации, Комитета по кредитным учреждениям и Банковской комиссии, довольно ограничены, национальные Центральные банки оказывают им всестороннее содействие. Также при выполнении своих задач они могут пользоваться услугами других лиц и учреждений. Как правило, денежная эмиссия осуществляется Центральными банками самостоятельно. Однако в мировой практике существует опыт передачи эмиссионных полномочий специально созданным органам — Единым Центральным банкам. С 1 января 2002 г. двенадцать государств Европейского Союза (Австрия, Бельгия, Греция, Испания, Италия, Ирландия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, ФРГ) отказались от своих национальных валют и ввели на своих территориях единую валюту ЕВРО, правом на эмиссию которой обладает Европейский центральный банк. В соответствии со ст. 106 Договора о ЕС Европейский центральный банк обладает исключительным правом санкционировать эмиссию банкнот и монет внутри Сообщества. Европейский центральный банк еще очень молод, он только приступил к выполнению своих функций, а вот в Африке единые Центральные банки имеют уже многолетний опыт функционирования. Речь идет о Центральных банках зоны франка КФА, в которую входят 14 государств Западной и Центральной Африки, образующих два валютных союза, объединяющим центром которых являются Центральные банки регионов. Сегодня на территории зоны франка осуществляют свою деятельность три эмиссионных банка: — Центральный банк государств Западной Африки, чья юрисдикция распространяется на государства — члены Западноафриканского валютного союза, в который входят Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал и Того; — Банк центральноафриканских государств, объединяющий государства — члены Центральноафриканского валютного союза, а именно Камерун, Центральноафриканскую республику, Конго, Габон, Экваториальную Гвинею и Чад; — Центральный банк Коморских островов. Каждый из трех Центральных банков обладает правом эмиссии. Так, в рамках зоны франка, начиная с 1945г., существует три валюты: франк финансового сотрудничества в Центральной Африке, франк африканского финансового сообщества в Западной Африке и франк Коморских островов. Тем не менее все три валюты имеют единое название — франк КФА (un franc CFA). В государствах зоны франка своих национальных Центральных банков нет, а есть национальные представительства эмиссионных банков Кроме эмиссии Центральные банки зоны франка осуществляют Ji сотрудничество в сфере унификации валютного законодательства в отношении туристской валютной квоты, сроков репатриации и продажи иностранной валюты, невидимых сделок, движения капиталов. Также Центральные банки зоны франка объединили свои валютные резервы, которые они вправе размещать в соответствии с договорами о сотрудничестве, заключенными с Францией. Центральные банки проводят единую денежную политику, основной целью которой является обеспечение стабильности франка КФА с сохранением валютных резервов. Банковский контроль в Западной и Центральной Африке по примеру Франции осуществляют наднациональные банковские комиссии, созданные в каждой эмиссионной зоне, обладающие обширными полномочиями в сфере регулирования, лицензирования банковской деятельности и контроля за кредитными учреждениями. Кроме того, обладают судебными полномочиями, вправе налагать санкции вплоть до отзыва лицензии или увольнения руководителей. Решения банковских комиссий могут быть обжалованы в Совет министров Западноафриканского Валютного союза или в Административный совет Банка центральноафриканских государств. § 3. Особенности банковской системы государств — членов ЕС Валютная интеграция в Европейском союзе берет свои истоки в сентябре 1950 г., когда через полгода после подписания Парижского договора об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) был создан Европейский платежный союз (ЕПС). В исторической ретроспективе ЕПС можно рассматривать как реальный первый шаг на пути к ныне действующему Экономическому и валютному союзу (ЭВС). Организационные основы Экономического и валютного союза Институциональное строительство ЭВС началось с учреждения в январе 1994 г Европейского валютного института (ЕВИ) в соответствии со ст 109f Маастрихтского договора. ЕВИ разместился во Франкфурте-на-Майне (Германия) и ему была предписана роль прообраза Европейского центрального банка (ЕЦБ) Кроме того, участие в деятельности ЕВИ национальных Центральных банков будущих государств — членов Еврозоны подготавливало их к работе в Европейской системе центральных банков (ЕСЦБ) ЕВИ функционировал, как и было предусмотрено приложенным к Маастрихтскому договору Протоколом об Уставе Европейского валютного института, с января 1994 г. по 30 июня 1998 г. С 1 июля 1998 г ЕВИ трансформировался в Европейский центральный банк (ЕЦБ) и его деятельность на этом фактически закончилась Согласно ст. 109f Договора 1993 г. о ЕС ЕВИ являлся юридическим лицом. Он управлялся Советом, состоявшим из президента ЕВИ и управляющих национальными центральными банками, один из которых одновременно являлся заместителем президента ЕВИ. зз-
|