Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 23. Правовые основы банковской деятельности 501






Регулирование деятельности Центрального банка является од­ним из аспектов взаимоотношений Центрального банка с органами государственной власти. Центральные банки в странах Европы соз­давались с целью установить контроль за кредитно-денежной поли­тикой, обеспечить стабильность цен. Позднее в большинстве стран стал устанавливаться контроль Центрального банка над экономи­кой страны, что привело к недовольству правительства. В середине XX в. многие банки, создававшиеся первоначально как частные, были национализированы, но уже в 80—90-х гг. произошел отказ-«т полного контроля правительства над Центральными банками, и принцип независимости Центральных банков стал одним из ос­новополагающих принципов стабильной экономики.

Независимость Центральных банков является не самоцелью, а средством для выполнения своих функций и задач, предписанных им законами. Наделение Центральных банков ответственностью за достижение намеченных целей предполагает обязательную и стро­гую их подотчетность. Так, законодательство практически всех го­сударств предусматривает обязанность Центрального банка ежегод­но публиковать свой годовой отчет и предоставлять информацию о своей деятельности правительству и (или) парламенту.

Понятие «независимость Центрального банка» включает в себя независимость политическую и экономическую. Кроме того, как показывает практика, в развитых странах с федеральной структурой (США, Германия, Швейцария) Центральные банки более независи­мы, чем в странах с централизованной структурой (Япония, Вели­кобритания, Франция).

Политическая независимость характеризуется в первую очередь процедурой назначения (выбора) руководства Банка, степенью от­ражения в законодательстве целей, задач, функций и полномочий Центрального банка.

Так, высшее руководство Центрального банка может назначать­ся правительством (Франция, Япония), главой государства (США, Великобритания, ФРГ) или по смешанной схеме (например, в Ис­пании управляющий Банка Испании назначается королем по пред­ложению правительства, а заместитель управляющего — правитель­ством по предложению управляющего). Срок полномочий руково­дства различен: во Франции управляющий Банка Франции и два его заместителя назначаются на неопределенный срок; в Германии срок полномочий всех членов правления Бундесбанка, как правило, составляет восемь лет, но в исключительных случаях может быть сокращен до пяти лет; семь постоянных членов Совета управляю­щих Федеральной Резервной Системы США назначаются на четыр­надцатилетний срок, а председатель ФРС и его заместитель — на четырехлетний срок; шесть членов Совета правления Банка Испа­нии назначаются на четыре года, а управляющий Банка Испании и его заместитель выполняют свои функции в течение шести лет, кроме того, в течение двух лет после окончания срока службы они


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал