Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О2 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом






не имеют права заниматься профессиональной деятельностью, свя­занной с кредитными учреждениями и рынком ценных бумаг.

Необходимо также отметить, что банки, подотчетные по закону парламенту (Швеция, Германия, США, Швейцария, Голландия), обладают большей самостоятельностью в отличие от банков, подот­четных Министерству финансов, которых в мировой практике большинство.

Экономическая независимость подразумевает самостоятель­ность Центрального банка при определении денежно-кредитной политики страны, участие государства в капитале Центрального банка и в распределении прибыли банка, возможность прямого или косвенного финансирования государственных расходов Централь­ным банком. Так, например, в зависимости от степени участия го­сударства в капитале Центрального банка различают Центральные банки государственные, капитал которых принадлежит государству (Великобритания, Франция, ФРГ, Канада), акционерные (США, Италия), смешанные или акционерные банки, лишь часть капитала которых принадлежит государству (Япония, Бельгия). Однако неза­висимо от принадлежности капитала государству Центральный банк остается юридически самостоятельным, так как имущество Центрального банка, по общему правилу, обособлено от имущества государства, и банк вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом по собственному усмотрению как собственник.

В настоящее время большинство государств признало необходи­мость предоставления Центральному банку большей самостоятель­ности, ибо независимость банка от правительства является необхо­димым условием осуществления эффективной и стабильной денеж­но-кредитной и валютной политики.

Структура

Для эффективного осуществления стоящих перед Центральным банком задач законодательство предусматривает определенную структурную организацию высшего элемента банковской системы.

Во главе Центрального банка стоит Президент (ФРГ, Япония) или Управляющий (Франция, Испания, Италия), которые обладают компетенцией общего права для управления банком. Националь­ным законодательством предусматривается также пост заместителя главы банка. В большинстве государств руководство и управление Центральным банком осуществляют коллегиальные органы. В Гер­мании в соответствии с реформой 2002 г. единственным органом Немецкого Федерального Банка является Правление, состоящее из Председателя, вице-председателя и еще шести членов. Все члены правления назначаются Федеральным Президентом Германии, при­чем Президент банка, его заместитель и еще два члена назначаются по предложению Федерального Правительства, кандидатуры же других четырех членов Правления выдвигаются Бундесратом по со­гласованию с Правительством. В США центральным органом Фе­деральной Резервной системы является Совет Управляющих (до

______ Глава 23. Правовые основы банковской деятельности 503

1935 г. — Федеральный Резервный Совет), состоящий из семи по­стоянных членов, назначаемых на четырнадцать лет Президентом США с одобрения Сената с учетом обязательного равного предста­вительства от различных округов ФРС (но без обязательной бипар-тийности состава как в большинстве государственных агентств). Совет Управляющих возглавляют Председатель и его заместитель. Банк Японии возглавляет Комитет по политике, состоящий из Председателя банка, четырех представителей крупнейшего капитала и двух уполномоченных правительства (представителя Министерст­ва финансов и представителя Управления экономического плани­рования). Примечательно, что последние не имеют права голоса.

В рамках Центрального банка может создаваться совещатель­ный орган, например, во Франции эти функции выполняет Гене­ральный совет, который рассматривает общие вопросы управления банком и обсуждает кадровые вопросы.

По общему правилу, осуществление решений руководящих ор­ганов и ежедневное управление Центральным банком страны пору­чены службам, специализирующимся на отдельных направлениях деятельности банка.

В США в структуру Федеральной Резервной Системы входят также двенадцать Федеральных Резервных банков, свыше шести тысяч банков — членов Федеральной Резервной системы, а также Федеральный комитет открытого рынка и Федеральный консульта­ционный совет. Территория США разделена на 12 банковских ре­зервных округов, сформированных по экономико-географическому принципу так, что границы округов не совпадают с границами шта­тов. Во главе каждого округа стоит Федеральный Резервный банк, президент которого с 1935 г. утверждается Советом Управляющих Федеральной Резервной Системы. Совет директоров Федеральных Резервных банков намечает и вырабатывает определенный уровень банковских учетных ставок, который представляется на рассмотре­ние и утверждение Совета Управляющих Федеральной Резервной Системы. Также в компетенцию Федеральных Резервных банков входит осуществление общего контроля и инспектирования бан­ков—членов Федеральной Резервной Системы, нескольких тысяч банковских холдинговых компаний, корпораций, филиалов и пред­ставительств иностранных банков в США. Кроме того, их задачей является кредитование банков, испытывающих временные финан­совые затруднения, с целью обеспечения стабильности всей бан­ковской системы и предотвращения возможною кризиса доверия со стороны вкладчиков. Федеральные Резервные банки проводят денежную эмиссию, оказывают различные финансовые услуги, осу­ществляют продажу и хранение ценных бумаг федерального прави­тельства. Каждый Федеральный Резервный банк представляет еже­недельный отчет об итогах своей деятельности в Совет Управляю­щих Федеральной Резервной Системы. Федеральный консультаци­онный совет (ФКС) был создан для обеспечения связи между всеми банковскими учреждениями и Федеральной Резервной Сие-

II

504 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом _____

темой и осуществляет сегодня рекомендательные для Федеральной Резервной системы функции.

В Германии по результатам реформы 2002 г. Центральные бан­ки Земель престали быть самостоятельными юридическими лицами и фактически преобразовались в Главные управления Немецкого Федерального Банка. Как и ранее, территория Германии поделена на девять относительно равных в экономическом отношении регио­нов, в каждом из которых осуществляет свои полномочия одно Главное управление.

Полномочия

Находясь на верхнем уровне банковской системы, Центральный банк сегодня помимо банковской осуществляет также эмиссион­ную, нормотворческую и надзорную функцию. Современное зако­нодательство наделяет Центральный банк широкими полномочия­ми. Так, Центральный банк:

— контролирует денежную массу, включая эмиссию банкнот и монет;

— во взаимодействии с правительством разрабатывает и прово­дит денежно-кредитную политику внутри страны;

— поддерживает курс национальной валюты на международном финансовом рынке;

— осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

— осуществляет операции по обеспечению внешнеторговых со­глашений;

— ведет счета казначейства;

— контролирует государственный долг;

— выступает в роли банкира правительства, предоставляя в слу­чае необходимости кредиты для финансирования государственных расходов;

— выполняет финансовые поручения правительства;

— по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает норма­тивные акты, обязательные для органов государственной власти, юридических и физических лиц;

— является банкиром банковской системы, играя роль «креди­тора в последней инстанции» для других банков, что обеспечивает стабильность всей системы в целом;

— обеспечивает эффективное и бесперебойное функционирова­ние системы расчетов;

— регулирует деятельность кредитно-финансовых институтов;

— лицензирует деятельность кредитных учреждений;

— устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности;

— осуществляет надзор за банками, кредитными учреждениями и финансовыми рынками;

— проводит проверки деятельности национальных и иностран­ных финансово-кредитных учреждений;

— участвует в деятельности международных организаций;

______ Глава 23. Правовые основы банковской деятельности 505

— представляет интересы государства во взаимоотношении с центральными банками иностранных государств и международ­ными финансовыми организациями;

— осуществляет коммерческие операции.

Объем полномочий каждого Центрального банка определяется национальным законодательством. Так, Центральный банк может выполнять все функции самостоятельно, как это делает, например, Банк Англии, или разделить их с другими органами, или передать часть своих полномочий наднациональным образованиям.

Во Франции на верхнем уровне банковской системы помимо* Банка Франции действуют еще три самостоятельных субъекта: Ко­митет по банковской регламентации, Комитет по кредитным учре­ждениям и Банковская комиссия. Так, в 1945 г. во Франции был учрежден специальный орган управления кредитной системой стра­ны—Национальный Совет по кредиту, который в 1984г. транс­формировался в консультативный орган. Предназначенная Нацио­нальному Совету по кредиту роль в управлении кредитной систе­мой Франции перешла в 1993 г. к Комитету по банковской регла­ментации и Комитету по кредитным учреждениям. В настоящее время основной задачей Комитета по банковской регламентации является разработка и публикация подзаконных актов по вопросам банковской деятельности, отнесенных к компетенции этого Коми­тета и требующих нормативно-правового регулирования. В исклю­чительных случаях закон предусматривает возможность примене­ния индивидуального подхода. Все свои нормативные акты Коми­тет по банковской регламентации обязан публиковать в «Журналь Оффисьель». Комитет по кредитным учреждениям осуществляет лицензирование банковской деятельности и отдельных банковских операций, регистрацию кредитных учреждений, ведет реестр фран­цузских кредитных учреждений, при необходимости принимает управленческие решения в отношении отдельных кредитных учреж­дений. Банковская комиссия является независимым органом адми­нистративного надзора. Ее главной задачей является контроль и надзор за точным исполнением кредитными учреждениями бан­ковского законодательства и применение соответствующих санкций в отношении нарушителей. Необходимо также отметить, что само­стоятельность и независимость указанных учреждений относитель­на. Дело в том, что в состав Комитета по банковской регламента­ции, Комитета по кредитным учреждениям и Банковской комиссии входит управляющий Банка Франции.

В Германии в настоящее время помимо Немецкого Федерально­го Банка на верхнем уровне банковской системы дейс! вует Феде­ральное ведомство по надзору за финансовыми организациями, но­вый специализированный орган, созданный в результате объедине­ния с 1 мая 2002 г. Федерального ведомства по надзору за кредит­ным делом с Федеральными службами страхового надзора. Федеральное ведомство по надзору за финансовыми учреждениями выдает, приостанавливает и отзывае! лицензии на ведение банков-

33 - 9677


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал