Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом. шения на основе простого большинства голосов, хотя Устав предусматривает здесь и возможность иного порядка принятия решений
шения на основе простого большинства голосов, хотя Устав предусматривает здесь и возможность иного порядка принятия решений. При равном распределении голосов голос президента ЕЦБ является решающим. Президент ЕЦБ осуществляет общее руководство деятельностью секретариата банка и представляет ЕЦБ в отношениях с другими организациями. Наряду с основными органами. ЕЦБ были образованы специальные комитеты, состоящие из представителей ЕЦБ и национальных банков государств-членов с целью «содействия в работе Европейской системы центральных банков» (ст. 9 Правил Процедуры). Совет Управляющих определяет мандаты комитетов ЕСЦБ и назначает их руководителей. По общему правилу, возглавляют комитеты представители ЕЦБ. Как Совет Управляющих, так и Правление имеют право требовать от комитетов изучения определенных вопросов. Комитеты ЕСЦБ отчитываются перед Советом Управляющих через Правление. Исключение установлено для комитета по надзору за банковской деятельностью, который не обязан передавать доклады в Правление в случаях, когда он является форумом для консультаций по вопросам, не относящимся к компетенции ЕСЦБ, как это определено в Договоре и Уставе (ст. 9.3 Правил Процедуры). Еще один орган ЕЦБ — Генеральный Совет (General Council) — создан в целях координации кредитно-денежной политики на территории всех стран ЕС. В его состав входят президент ЕЦБ, вице-президент ЕЦБ и управляющие всеми Центральными банками стран — членов ЕС. Генеральный Совет наделен полномочиями, которые в 1994—1998 гг. принадлежали Европейскому валютному институту (предоставление статистической отчетности, подготовка годовых финансовых отчетов, правила приема на работу в ЕЦБ и др.), и, в принципе, будет существовать до тех пор, пока все страны ЕС не станут участницами Еврозоны. Очевидно, что роль Генерального Совета возрастет с перспективным расширением ЕС. ЕЦБ является первым общеевропейским квазифедеральным кредитно-финансовым учреждением, которое получило наднациональные права в сфере осуществления валютной политики. Во всех странах ЭВС он пользуется национальным режимом, который применяется к другим финансовым учреждениям. Кроме того, на ЕЦБ распространяются привилегии и иммунитеты, определенные в Договоре о ЕС и других нормативных актах. Помимо своих основных денежно-кредитных функций Евробанк осуществляет и другие важные функции. В частности, с ЕЦБ необходимо согласовывать все готовящиеся нормативные акты ЕС по вопросам, входящим в компетенцию банка. ЕЦБ собирает и анализирует статистическую информацию по вопросам экономики и финансов. Не реже одного раза в квартал ЕЦБ составляет и публикует отчеты о результатах деятельности ЕСЦБ, а сводный финансовый отчет ЕСЦБ должен издаваться еженедельно. ЕЦБ также предоставляет ежегодные доклады о деятельности ЕСЦБ, денежно-кредитной и валютной политике за предыдущий и текущий ______ Глава 23. Правовые основы банковской деятельности 513 годы Европейскому парламенту, Совету и Комиссии, а также Европейскому Совету. Все эти доклады и отчеты доступны любому заинтересованному лицу на безвозмездной основе. С началом третьего этапа построения ЭВС только ЕЦБ имеет исключительное право санкционировать эмиссию банкнот в рамках Европейского Союза. На практике государства-члены сами выпускают монеты, но это делается лишь при условии одобрения со стороны ЕЦБ объемов эмиссии. Для полноценной реализации возложенных на него функций Европейский центральный банк располагает необходимым юридическим инструментарием. В соответствии со ст. 108а Договора о ЕС он имеет право: • разрабатывать регламенты в пределах, необходимых для выполнения задач, указанных в Договоре о ЕС и в случаях, которые будут установлены в других актах Совета; • принимать решения,, необходимые для осуществления задач, возложенных на ЕСЦБ Договором о ЕС и Уставом; • разрабатывать рекомендации и давать заключения по вопросам, входящим в компетенцию ЕЦБ. Интересен вопрос о взаимоотношении ЕЦБ с другими структурами ЕС. Хотя ст. 4 Договора о ЕС не причисляет ЕЦБ к числу «институтов» Сообщества (в качестве таковых называются только Европейский парламент, Совет, Комиссия, Суд ЕС и Счетная палата), многие специалисты небезосновательно рассматривают его как институт ЕС1. В рамках механизма «сдержек и противовесов» деятельность ЕЦБ осуществляется наряду с Советом министров экономики и финансов, Советом Евро—12, Экономическим и финансовым комитетом, а также Комиссией и Европейским парламентом. Совет министров экономики и финансов (ЭКОФИН) отвечает за общие вопросы координации экономической политики. Совет Евро—12 состоит из министров экономики и финансов стран валютного союза и отвечает за решение оперативных вопросов развития ЭВС, формирование общей согласованной политики в рамках «Большой восьмерки» и Международного валютного фонда (МВФ). Экономический и финансовый комитет (ЭФЮ) в составе 34 членов (руководители Центральных банков, министры финансов, члены Комиссии ЕС), пришедший в 1999 г. на смену Валютному комитету ЕС, готовит рабочие заседания ЭКОФИНа. Комиссия в рамках своей компетенции осуществляет общую координацию экономической политики, готовит рекомендации и предложения по различным аспектам макроэкономической политики, осуществляет мониторинг за выполнением необходимых экономических и финансовых нормативов. ЕЦБ в своей оперативной деятельности учитывает позицию Комиссии по тем или иным вопросам финансовой политики. Европейский парламент утверждает руководство ЕЦБ и заслу- См.: Хартли Т.К. Основы права Европейского сообшестпа. М., 1998. 514 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом шивает ежегодные отчеты Европейского банка и ЭКОФИНа, обсуждает рекомендации Комиссии в сфере банковской политики, определяет стратегические направления развития валютного союза и формулирует соответствующую стратегию в финансовой сфере. Профильные парламентские комитеты поддерживают постоянный контакт с ЕЦБ, и в частности с его Правлением. Финансовый год ЕЦБ начинается 1 января и заканчивается 31 декабря календарного года. Собственный капитал ЕЦБ согласно Уставу составляет 5 млрд евро. На 1 января 2001 г. уставный капитал было проплачен в размере 4, 049 млрд евро в следующем процентном соотношении по странам: Германия — 24, 49%, Франция - 16, 83%, Италия- 14, 89%, Испания - 8, 89%, Нидерла»-ды — 4, 27%, Бельгия — 2, 86%, Австрия — 2, 35%, Греция — 2, 05%, Португалия — 1, 92%, Финляндия — 1, 39%, Ирландия — 0, 84%, Люксембург — 0, 14%'. Дополнительно Великобритания, Дания и Швеция внесли в уставный капитал ЕЦБ 47, 5 млн евро и таким образом увеличили суммарный уставный капитал ЕЦБ до 4 096, 5 млрд долл. Взнос этих трех стран значительно меньше в абсолютных размерах взносов стран ЭВС вследствие того, что они пока не входят в еврозону. Помимо уставного капитала ЕЦБ располагает валютными активами, эквивалентными 40 млрд евро. Эти деньги были предоставлены Центральными банками стран еврозоны для решения главных задач ЕЦБ — сохранения стабильности цен и поддержания адекватного курса евро на мировых валютных рынках. История деятельности ЕЦБ насчитывает пока всего несколько лет, но даже за это небольшое время были осуществлены глобальные преобразования в финансовой системе 12 европейских стран. Прошедшие преобразования в рамках процесса формирования валютного союза поражают своим размахом и глубиной. Очевидно, что ЭВС, который продолжает совершенствоваться и развиваться, будет оказывать все большее и большее влияние не только на мировые финансовые рынки, но и на многие политические процессы в Европе и мире в XXI в. Контрольные вопросы: 1. Что такое банковская система, каковы ее элементы? 2. Каково правовое положение Центральных банков зарубежных стран? 3. В чем заключается политическая и экономическая независимость Центрааьных банков9 4. Какими полномочиями наделяются Центральные банки зарубежных стран? 5. Назовите единые Центральные банки. Какие функции они выполняют? См http //www ecb int. Глава 24. Финансовый контроль в зарубежных странах Финансовый контроль представляет собой осуществляемую государственными органами, а также полномочными негосударственными органами форму государственного контроля за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования ресурсов всех звеньев финансовой системы. Теория финансового права рассматривает следующие формы финансового контроля. 1. В зависимости от времени проведения различают предварительный контроль (a priori), текущий и последующий финансовый контроль (a posteriori)1. 2. В зависимости от места проведения контроль имеет форму выездных или камеральных проверок. Выездные проверки состоят в выезде контролеров к проверяемым с целью ознакомления с условиями исполнения финансовых операций. Камеральные проверки заключаются в проверке подтверждающих документов и бухгалтерских счетов и в их сопоставлении. 3. В зависимости от содержания финансовый контроль подразделяется, в частности, на бюджетный, налоговый, банковский, валютный, таможенный контроль. 4. В зависимости от органа, осуществляющего контроль, различают контроль парламентский, административный, судебный и банковский. Нормативно-правовую основу деятельности по осуществлению финансового контроля составляют: а) конституции; б) регламенты палат парламента; в) законы и подзаконные акты, определяющие организацию, структуру и компетенцию органов финансового контроля; г) другие законы, регулирующие порядок получения отчетов об использовании государственных финансовых ресурсов, предоставляемых негосударственным организациям (например политическим партиям). § 1. Парламентский контроль Парламент. Парламентский контроль в области финансов осуществляется в четырех основных формах. 1. Рассмотрение проекта бюджета и отчета о его исполнении на пленарном заседании. Это форма непосредственного контроля, Предварительный контроль осуществляется при составлении проектов бюджетных документов и при открытии кредитов для перечисления бюджетных средств; текущий контроль — в процессе исполнения бюджета, последующий контроль проводится по результатам исполнения расходных и доходных статей бюджета с целью установления законности и эффективности произведенных финансовых операции 516 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом _____ осуществляемая парламентом в отношении правительства в целом и отдельных его министров, прежде всего Министра финансов. Данная форма контроля имеет универсальное значение и применяется парламентами всех стран мира. 2. Деятельность парламентских комитетов, функционирующих постоянно (например бюджетные комитеты), и контрольных комитетов (комиссий), создаваемых для рассмотрения конкретных вопросов финансовой деятельности различных государственных органов. Комитеты, осуществляющие финансовый контроль, имеют свои особенности в различных государствах как по порядку формирования, так и по компетенции. В Великобритании контроль со стороны парламентских комитетов осуществляет Комитет публичной отчетности, избираемый в составе 15 человек Парламентом в начале каждой сессии. Во главе Комитета по традиции стоит представитель оппозиции. Комитет имеет широкие полномочия в области финансового контроля. В его компетенцию входит: а) рассмотрение докладов Генерального контролера и аудитора с целью определения эффективности и экономической обоснованности различных направлений правительственной политики, выявление фактов коррупции среди государственных служащих и случаев употребления не по назначению государственных финансовых ресурсов; б) контроль за правильностью и необходимостью расходов правительственных ведомств, суммы которых испрашиваются у парламента дополнительно к сметам текущего финансового года. Свои выводы и рекомендации Комитет направляет Парламенту, который посвящает один день в ходе каждой сессии их обсуждению. Комитеты публичной отчетности, аналогичные английскому, существуют в Парламентах Австралии и Индии. Следует заметить, что в странах Британского Содружества система финансового контроля в целом в значительной мере воспринимает английскую модель. Во Франции парламентский контроль осуществляется через постоянные и временные комиссии обеих палат Парламента. В Сенате контрольные функции осуществляют Комиссия по вопросам экономики и плана и Комиссия финансов, контроля за бюджетом и экономическими счетами нации. В Национальном Собрании на постоянной основе действует Комиссия финансов, общих проблем экономики и плана. В ее функции входит контроль за: а) доходами и расходами государства; б) исполнением бюджета; в) использованием государственного имущества; г) финансовым состоянием государственных предприятий; д) кредитными операциями государственных органов. Парламент также может создавать временные комиссии для осуществления контроля за финансовой деятельностью национализированных предприятий и предприятий с государственным капиталом свыше 50%. В ФРГ основные финансово-контрольные функции парламента осуществляет Бюджетная комиссия Бундестага, к полномочиям которой, в частности, относится: а) участие в заседаниях правительст- ______ Глава 24. Финасовый контроль в зарубежных странах 517 ва, посвященных вопросам исполнения бюджета; б) осуществление текущего контроля за исполнением бюджета, включающего рассмотрение ежеквартального отчета Министерства финансов о произведенных расходах по бюджету; в) решение вопросов открытия кредитов для правительства, предоставление которых влечет за собой увеличение расходных статей бюджета. 3. Контроль посредством депутатских запросов осуществляется в парламентах всех стран мира и представляет собой форму текущего контроля депутатов за финансовой деятельностью администра-^ ции. Следствием депутатского запроса может быть создание реви-* зионной комиссии палаты парламента с целью проверки финансовой деятельности различных правительственных учреждений. 4. Контроль со стороны специальных уполномоченных, избираемых парламентом или назначаемых по его представлению. Например, в Швеции из состава депутатов Риксдага избирается 12 ревизоров, в компетенцию которых входит проверка финансовой деятельности государственных органов, а по решению Парламента и любой иной деятельности администрации. В Исландии § 43 Конституции устанавливает: «Альтинг выбирает на началах пропорционального представительства трех платных ревизоров, которые ежегодно проверяют национальные доходы и расходы в целях установления, все ли доходы включены и не было ли неразрешенных расходов. Ревизоры (аудиторы) могут, каждый отдельно или совместно, требовать предоставления всяких докладов и документов, которые они сочтут необходимыми. Отдельные отчеты за данный финансовый год объединяются после этого в одну общую отчетность и вносятся на рассмотрение альтинга с замечаниями ревизоров». Аналогичные функции выполняют ревизоры в Парламентах Дании и Норвегии. В Великобритании наряду с Комитетом публичной отчетности парламентский финансовый контроль осуществляется Генеральным контролером и аудитором. В функции Генерального контролера и аудитора входит: а) контроль за выделением денежных средств правительственным ведомствам, т.е. прежде чем отдать распоряжение в Банк Англии осуществить соответствующие платежи в пользу государственного учреждения Генеральный контролер и аудитор должен удостовериться, что эти средства для министерства предусмотрены законом и все требования закона в этой связи соблюдены; б) проверка финансовой отчетности министерств, ведомств, а также различных публичных корпораций (например университетов). Проверки осуществляются через государственно-аудиторскую службу с целью определить соответствие расходов направлениям деятельности, установленных в парламентском акте, и выявить экономическую обоснованность и эффективность расходования денежных средств на соответствующие цели. Для осуществления этих задач закон наделяет аудитора правом получать необходимые финансовые документы. По результатам проверок Генеральный контролер и аудитор направляет в Палату общин доклад, который
|