Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 24. Финасовый контроль в зарубежных странах 525
будет установлено, что распорядитель кредитов своим указанием нарушает финансовое законодательство, то он должен отказать в платеже и поставить в известность об этом своего руководителя. При повторном распоряжении бухгалтер обязан выполнить указание распорядителя кредитов, но ответственность при этом ложится на последнего. При этом следует иметь в виду, что право повторного распоряжения имеют не все распорядители кредитов, а лишь те, кого национальный закон этим правом наделяет. Это, как правило, главные распорядители кредитов. Порядок осуществления бухгалтерского контроля мало чем отличается в государствах различных систем и регионов. Естественно, что национальные условия и государственные традиции предопределяют некоторые особенности, однако функции главного бухгалтера и принципы его отношений с распорядителем кредитов и Министерством финансов унифицируют технику контроля вне зависимости от социальных и иных факторов. Отдельный интерес представляют формы контроля за финансовым положением должностных лиц. В этой связи можно привести пример Франции, где наряду с общим контролем через систему налоговых органов существует дополнительный контроль специальной Комиссии, создаваемой в составе вице-председателя Государственного совета, первого заместителя председателя Кассационного Суда и первого заместителя председателя Счетной палаты. Комиссия получает декларации о финансовом положении членов правительства, мэров коммун с населением более 30 тыс. человек и председателей региональных советов и оценивает изменения в их имущественном положении. Каждые три года (или при необходимости чаще) Комиссия публикует соответствующий доклад в Официальном вестнике, иногда с объяснениями заинтересованных лиц. § 3. Судебный контроль Помимо органов законодательной и исполнительной власти в зарубежных странах финансовый контроль могут осуществлять и органы судебной власти. Так, в странах континентальной системы права в рамках судебной системы существуют специализированные финансовые суды. Во Франции судебным органом финансового контроля является Суд бюджетной дисциплины, учрежденный в 1948 г. и призванный осуществлять контроль за деятельностью распорядителей кредитов. В отличие от Счетной палаты он рассматривает дела только по запросам председателей палат парламента, членов правительства, некоторых других должностных лиц и разбирает дела, связанные с персональной ответственностью лиц, участвующих в исполнении бюджета (за исключением министров). В Германии согласно § 1 Закона о финансовых судах от 6 октября 1965г. финансовая юрисдикция осуществляется независимыми, самостоятельными от административных органов власти административными судами, которыми согласно § 2 названного закона являются в землях Верховные земельные суды, в Федерации — Федеральный финансовый суд, расположенный в Мюнхене. Финансовые суды Германии согласно § 35 и 36 закона рассматривают любые споры финансово-правового характера, в частности публично-правовые споры по налоговым вопросам, публично-правовые споры в отношении исполнения административных актов, а также иные публично-правовые споры, если для них предусмотрена возможность обращения в финансовый суд федеральным или земельным законом (§ 33). '» В Сенегале органами судебного финансового контроля являются Третий отдел (финансовый и счетный отдел) Верховного Суда и Суд бюджетной дисциплины. Третий отдел Верховного Суда (его функции аналогичны функциям французской Счетной палаты) призван осуществлять контроль за счетами государства, местных сообществ и публичных учреждений. Суд бюджетной дисциплины был создан законом от 5 февраля 1963г. по аналогии с французским Судом бюджетной дисциплины и приобрел свою независимость от Верховного Суда в 1976 г. § 4. Банковский контроль Особым видом финансового контроля является банковский контроль, который представляет собой контроль за деятельностью банков с целью обеспечения безопасности вкладов и стабильности банковской системы страны. Банковский контроль имеет статус публично-правовой деятельности. Организация банковского контроля (или банковского надзора) нашла свое законодательное закрепление в законах о Центральном банке и банковской системе. Центральные банки играют значительную роль в проведении банковского контроля. Так, в Великобритании, Нидерландах и Италии Центральные банки являются единственными органами, уполномоченными осуществлять контроль и надзор за деятельностью финансово-кредитных институтов на территории государства. Однако чаще в мировой практике встречается система смешанного финансового контроля, когда Центральный банк выполняет обязанности по надзору совместно с другими государственными органами. Так, помимо Центрального банка во Франции банковский контроль осуществляет Банковская комиссия, Комитет по банковской регламентации, Комитет кредитных учреждений, в Японии — Министерство финансов, в Германии — Федеральное ведомство по надзору за кредитными учреждениями, в США — Министерство финансов, Служба Генерального контролера, Федеральная корпорация страхования депозитов. В Швейцарии, Канаде, Норвегии, Австрии государственные органы банковского контроля и надзора отделены от Центральных банков. Главная цель банковского контроля — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Для реализации этих задач контрольные органы наделены широкими полномочиями: запрашивают у проверяемой кредитной ор- 526 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом
|