![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом. продолжаться максимум 6 месяцев, но на практике эту фазу удалось завершить за 3 месяца.
продолжаться максимум 6 месяцев, но на практике эту фазу удалось завершить за 3 месяца. В конце 1997 г. Совет министров экономики и финансов государств ЕС (ЭКОФИН) утвердил окончательную дату введения в наличное обращение банкнот и монет ЕВРО (1 января 2002 г.), а Европейский совет принял решение о создании нового важного органа валютного союза — Совета министров экономики и финансов государств ЭВС, который сейчас часто сокращенно называют Совет ЕВРО - 12. 25 марта 1998 г. Комиссия ЕС представила доклад о результатах соблюдения странами ЕС критериев конвергенции Маастрихтского договора и на его основе рекомендовала к вступлению в валютный союз 11 стран1. По политическим мотивам воздержались от участия в валютном союзе три страны ЕС — Великобритания, Дания и Швеция. Что касается Греции, эта страна не сразу смогла соответствовать критериям конвергенции и присоединилась к ЭВС только через 2 года — в январе 2001 г. Главным регулятором валютной политики в ЕС с 1 января 1999г. стала Европейская система центральных банков (ЕСЦБ), центральным ядром которой является Европейский центральный банк (ЕЦБ). Европейская система центральных банков Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) и Европейский центральный банк (ЕЦБ) были учреждены в соответствии со ст. 4а Маастрихтского договора на базе Европейского валютного института; они призваны выполнять возложенные на них задачи и осуществлять свою деятельность в соответствии с положениями Договора и Устава ЕСЦБ и ЕЦБ2. ЕСЦБ состоит из ЕЦБ и всех 15 Центральных банков государств-членов. В отличие от ЕЦБ и национальных Центральных банков ЕСЦБ не является юридическим лицом, а представляет собой совокупность юридических лиц (Центральных банков), которые объединились на основе общих принципов, целей и задач. В ст. 105 Договора о ЕС и ст. 2 Устава определяется главная цель ЕСЦБ — поддержание стабильности цен. Кроме того, в соответствии со ст. 3 Протокола № 3 ЕСЦБ выполняет следующие основные задачи: • разработку и осуществление единой денежно-кредитной и валютной политики ЕС; • осуществление международных валютообменных операций; • хранение и управление официальными валютными резервами стран ЭВС; • содействие нормальному функционированию платежных систем; 1 Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция. 2 Устав является Протоколом № 3 к Маастрихтскому договору. ______ Глава 23. Правовые основы банковской деятельности 511 • способствование в осуществлении пруденциального надзора над кредитными учреждениями; • контроль за стабильностьтю финансовой системы ЭВС. Статья 107 Маастрихтского договора, а также ст. 7 Устава наделяет ЕСЦБ большой независимостью при принятии решений и проведения своей политики. При осуществлении своих полномочий и обязанностей ЕЦБ и Центральные банки государств-членов не должны запрашивать или выполнять указания институтов ЕС, равно как правительства какого-либо государства-члена или лю^рго другого властного органа. На практике сложилась ситуация, при которой национальные государства больше не имеют реальных рычагов воздействия на оперативное управление ЕСЦБ и ЕЦБ в силу их независимого статуса. Статус ЕЦБ — главного органа ЕСЦБ — был зафиксирован в Маастрихтском договоре. На тот момент считалось неразумным включать изложение правового статуса ЕЦБ в сам текст договора. Поэтому за основу была взята следующая схема: основные аспекты функционирования ЕЦБ, в том числе цели, основы статуса и взаимодействия с другими институтами ЕС (т.н. «внешние аспекты деятельности»), были инкорпорированы в сам текст договора, а положения, касающиеся внутренних аспектов его функционирования (порядок деятельности высших управленческих и контрольных органов банка и др.), вынесены в отдельное приложение к договору — Протокол № 3 «Об Уставе ЕСЦБ и ЕЦБ». Такая схема позволила заложить стабильную основу для функционирования будущей системы. Деятельностью ЕЦБ руководит Совет управляющих (Governing Council), который состоит из членов Правления (Executive Board, всего 6 человек) и всех управляющих национальными Центральными банками стран Еврозоны (12 человек). Совет управляющих принимает наиболее важные решения по всем принципиальным вопросам и является по сути органом стратегического управления ЕЦБ. В отличие от Совета управляющих Правление1 ЕЦБ (Executive board) формируется как наднациональный орган и концентрирует свои усилия на повседневном управлении банком и решении административно-технических задач. В состав Правления входят президент, вице-президент и еще четыре члена из числа наиболее авторитетных финансистов и специалистов банковского дела. Все они назначаются в результате довольно сложной процедуры, предусматривающей, в частности, согласие Европейского Парламента и других институтов, а также государств-членов. Срок полномочий членов Правления составляет 8 лет без права продления. В целях обеспечения преемственности и непрерывности функционирования члены Правления первого состава были назначены на различные сроки пребывания в должности — от 4 до 8 лет. При принятии решений каждый член Правления из участвующих в заседании имеет право одного голоса. Правление принимает ре- 1 В научном обороте часто используются также термины «Дирекция», «Исполнительная Дирекция», «Исполнительный Совет». I
|