Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложения






 

Приложение 1. Пример организации диагностической процедуры по изучению общественного мнения, проведенной в рамках социально-педагогического проекта «Школа — правовое пространство»

 

(Волгоград, гимназия № 6)

Цели исследования: диагностика состояния правового образования и воспитания в гимназии; определение ключевых параметров правового сознания, проявляющихся на уровне отношений и отражающих значимый для учащихся уровень воспитанности в духе прав человека.

Объект исследования: учащиеся гимназии среднего и старшего школьного возраста (V—XI классов).

Предмет исследования — отношение учащихся:

· к правам ребенка в целом;

· к себе как носителям неотъемлемых прав;

· к проблеме «школа—личность»;

· к реальности осуществления прав ребенка в школе;

· к своим правам, их достаточности;

· к значимости данной проблемы для школьников.

Способы сбора первичной социологической информации: сплошное анкетирование учащихся V—XI классов. Название анкеты: «Ваши законные права».

Способы обработки полученного материала: упорядочение, классификация, анализ, представление в табличном варианте.

Метод анализа данных, ранжирование.

Способы оформления и представления выводов: отчет, организация знакомства с результатами опроса учащихся, учителей и руководителей гимназии; размещение наглядной информации на школьном стенде «Школа — правовое пространство».

Текст анкеты

Уважаемый школьник!

Организаторы проекта «Школа — правовое пространство» проводят анкетирование по проблеме правового положения учащихся нашей гимназии. Откровенно ответив на наши вопросы, ты поможешь себе, потому что от этого будет зависеть благополучие и комфорт твоего нахождения в стенах гимназии. Анонимность сведений гарантируем.

(В каждом из пунктов анкеты просьба обвести кружком букву, соответствующую выбранному ответу.)

Вопросы анкеты

1. Какую роль в жизни ученика играют его законные права?

· решающую,

· очень большую,

· незначительную,

· никакую.

2. Какое качество в наибольшей степени характеризует человека, реализующего свои права?

· уверенность в себе,

· настойчивость,

· чувство собственного достоинства.

3. Чьи интересы выше:

· гимназии,

· ученика,

· равнозначно.

4. Как с Вашей точки зрения осуществляются права ученика в нашей гимназий?

· хорошо,

· удовлетворительно,

· плохо,

· не имею представления.

5. Достаточно ли прав у учащегося?

· да,

· нет,

· не думал(а) об этом.

6. Насколько важным вы считаете проведение данного опроса?

Паспортичка:

1. Пол.

2. Возраст.

 

 

лагодарим вас за то, что вы нашли время и возможность ответить на вопросы нашей анкеты.

Приложение 2. Примеры стратегического планирования на основе серии вопросов

 

1. Пример серии вопросов, предложенных в рамках заданий по проектной деятельности участникам фестиваля «Педагогика XXI века» (г. Одесса, сентябрь 2002 г.) (СНОСКА: По Интернет-материалам: Талгат Акбашев. Педагогический проект, www.conceptio.ru/articles/0391.html). Проектировались пути развития образования в XXI веке.

Задание 1. Человек XXI века

· Каким он должен быть?

· Для чего это необходимо?

· Что произойдет, если человек не станет таким?

Задание 2. Содержание образования

· Чему следует учить?

· Почему следует учить именно этому?

· Что случится, если этого не сделать?

Задание 3. Модели образования

· Как следует учить?

· Почему именно так?

· Что произойдет, если мы кардинально не изменим модели образования?

Задание 4. Учитель XXI века

· Что должен непреложно знать учитель XXI века и для чего?

· Что он должен уметь делать и для чего именно?

· Что надо немедленно изменить в деятельности учителя и почему именно это?

· Что произойдет, если таких изменений не будет?

Задание 5. Целевое проектирование

· Каков идеальный результат образования XXI века как системы (для человека, общества, цивилизации)?

· Каковы признаки качества результатов образования?

· В каких направлениях нужно начинать работать немедленно, чтобы достичь этого качества?

· Каковы основные этапы качественного перехода к идеалу?

· Что нужно сделать нам вместе в 2003 г., чтобы улучшить качество образования?

· Что нужно сделать немедленно?

· О чем нам нужно договориться друг с другом уже здесь?

Задание 6. Ресурсное проектирование

· Что следует немедленно изменить в управлении образованием XXI века?

· Что это даст?

· Откуда брать для этого интеллектуальный ресурс? Как это сделать?

· Откуда взять энергию для перестройки? Как это сделать? Что для этого следует сделать немедленно?

· Что потребуется для этой работы от государственных структур? Как этого добиться?

· Что для изменения ситуации мы должны сделать сами?

· За что берусь лично я? Как я это сделаю?

· Как буду собирать единомышленников?

Комментарий. В данной системе вопросов 1 — 4-го заданий организуют обсуждение проблемы формирования стратегии образования по принципу: утверждение (тезис) — аргументация — антитезис (прогноз последствий недеяния).

Вопросы 5-го и 6-го заданий направлены на осознание стратегии преобразования себя как учителя и «встраивания» в процесс проектирования образования для нового века.

Обратите внимание, как ритмизация, единая логика вопросов по каждому блоку заданий дисциплинирует мышление, формируя определенный мыслительный стереотип.

2. Пример вопросов, которые предлагают использовать работники Оренбургского ИПК при проектировании программы и плана развития учреждения дополнительного образования (СНОСКА: Из опыта, представленного на сайте Оренбургского областного ИПК работников образования: www.orenipk.ru/proekt.html).

Цель. Какова основная цель нашей работы? Наша главная задача? Наши ценности?

Требования наших потребителей (слушателей). Кто потребители наших образовательных услуг? Что они от нас ожидают? Чего требуют от учреждения? В чем мы должны быть сильны, чтобы отвечать их ожиданиям? Какие методы мы используем для определения образовательных потребностей слушателей?

Пути к успеху в работе. Каковы наши сильные и слабые стороны, наши возможности, грозящие нам опасности и риски? Как именно мы собираемся достичь успеха в работе?

Реализация качества образования. Какие стандарты обучения мы собираемся установить? Как мы собираемся обеспечивать качество обучения? Каких затрат потребует достижение этого качества?

Кадры. Как мы будем подбирать коллектив сотрудников? Достаточны ли существующие вложения в коллектив нашего учреждения и его развитие?

Оценка процесса. Есть ли у нас реальные механизмы коррекции действий, применимые в случае неудач или ошибок? Каким образом мы узнаем, что работаем успешно (неуспешно)?

Приложение 3. Описание действий по созданию системы организации учебно-исследовательской работы студентов колледжа (предпроектный этап)

 

1-й шаг. В ходе многоуровневого ранжирования, в котором приняли участие преподаватели педагогических колледжей, был получен рейтинговый ряд актуальных проблем, связанных с организацией УИРС (см. таблицу 1).

Таблица 1

Ранг Содержание проблемы
  Сложность установления контактов с другими организациями и учреждениями в связи с проведением УИРС
  Низкий уровень готовности студентов к проведению исследовательской работы
  Отсутствие положительной мотивации у студентов и преподавателей в отношении исследовательской деятельности
  Значительные перегрузки студентов и преподавателей
  Отсутствие системности в организации и координации УИРС внутри колледжа на различных ступенях обучения
  Неопределенность среды внедрения и распространения результатов УИРС
  Слабая материально-техническая база для организации УИРС
  Отсутствие специальных форм стимулирования участников УИРС
  Недостаточное информационное обеспечение исследовательской деятельности
  Недостаточный уровень компетентности педагогических кадров
  Отсутствие четких ориентиров для отбора участников УИРС
  Неопределенность места и функций УИРС для предметов различных циклов (образовательных и специальных дисциплин)
  Отсутствие рекомендаций и регламентирующей документации по организации УИРС
  Трудности в выборе направлений и проблем УИРС
  Неразработанность форм обмена опытом УИРС

 

2-й шаг. В соответствии с выделенными проблемами и противоречиями были намечены основные направления и задачи развития образовательной системы колледжа, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности студентов. Среди них приоритетными на начальном этапе проекта были названы лишь те, решение которых зависело от внутренних факторов:

1. развитие исследовательского компонента в структуре профессионально-педагогической компетентности преподавателей ссуза;

2. создание нормативной документации, информационной и материально-технической базы для организации УИРС на современном уровне;

3. развитие колледжа как открытой учебно-исследовательской системы.

Решение первой задачи предполагало создание целевых программ повышения квалификации и организацию модульных годичных курсов для преподавательского состава колледжа. Для ее решения была разработана система повышения квалификации преподавательских кадров в режиме семинаров-погружений.

Для решения второй задачи была создана творческая группа по разработке внутренней документации. В итоге силами педагогов колледжа определилось содержание пакета учебно-методической документации, способной обеспечить нормативные предпосылки для системной организации УИРС. Сюда вошли следующие документы и материалы:

· положение об организации УИРС в колледже;

· положение о базовом образовательном учреждении колледжа;

· система исследовательских заданий в соответствии с учебным планом;

· критерии оценки результатов УИРС по каждому из видов и форм деятельности;

· адаптированные к условиям конкретного ОУ программа учебного курса и методическое пособие «Введение в исследовательскую деятельность»;

· пакет методических материалов для проведения различных видов учебно-исследовательских работ (анкетирования, тестирования, диагностики и др.);

· положение о ВКР (выпускной квалификационной работе);

· положение о СНО (студенческое научное общество);

· памятка для студентов о написании различных видов творческих работ (реферат, тезисы, статья, эссе и др.);

· методическая разработка для преподавателей «Требования к умениям и навыкам ведения исследовательской деятельности, формируемым на разных уровнях (лицей, I курс, II курс, III курс колледжа)».

Третья задача оказалась наиболее трудоемкой, поскольку потребовала системных изменений в жизнедеятельности колледжа в целом. Для ее решения были осуществлены дальнейшие проектные действия:

· был разработан и апробирован алгоритм работы с педагогическим коллективом по формированию системы требований к содержанию учебно-исследовательской деятельности студентов;

· выделены пути и формы установления профессиональных связей в области исследовательской деятельности с базовыми (детские дошкольные учреждения и школы) и профильными (педагогические колледжи, педагогические вузы) учебными заведениями, а также с научными учреждениями;

· уточнены и систематизированы направления и объекты исследования, которые целесообразно включать в качестве базовых в УИРС учреждений среднего профессионального образования повышенного уровня;

· определены требования к информационной и материально-технической базе УИРС;

· составлен перечень форм стимулирования УИРС для студентов и преподавателей;

· разработана примерная тематика выпускных квалификационных работ, которые основанные на учебно-исследовательской деятельности студентов.

3-й шаг. Полученные выводы и разработанные материалы прошли экспертизу на уровне Совета директоров педагогических колледжей России.

Приложение 4. Памятка учащимся по работе над учебным проектом

 

Проект — это самостоятельная исследовательская деятельность учащихся по решению определенной проблемы; осуществляется с помощью учителя.

В основе каждого проекта лежит значимая для его участников проблема. Нет проблемы — нет деятельности!

Перед началом работы над проектом попытайтесь ответить на следующие вопросы.

1. Почему участие в проекте важно для меня?

2. Зачем мы делаем этот проект?

3. Что потребуется сделать, чтобы осуществить проект?

4. Как именно мы можем это сделать?

5. С чего следует начать?

6. Что получится в итоге?

Этапы работы над проектом

1. Погружение в проект. Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач.

2. Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе.

3. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта.

4. Определение возможных форм презентации проектного продукта.

5. Осуществление проектной деятельности. Активная и самостоятельная работа учащихся. Консультации учителя.

6. Оформление полученных результатов. Репетиция предстоящей презентации.

7. Презентация результатов.

Презентация — это наглядное представление окружающим того, каким был замысел и что получилось в результате совместного решения проблемы. В ходе презентации необходимо четко и ярко представить полученный проектный продукт, а также рассказать о том, какие идеи возникали в ходе работы над проектом, с какими трудностями пришлось столкнуться и как они были преодолены.

Виды презентации

· Устное сообщение (возможно сопровождение устного доклада показом альбома, эскизов, чертежей, тематического стенда, коллажа).

· Защита проекта.

· Театрализованное представление.

· Показ видеофильма.

· Слайд-шоу.

· Презентация веб-сайта.

· Конференция.

· Тематический классный час и др.

Приложение 5. О проекте «Fine arts»

 

Этот учебный проект рассчитан на 6 часов. На начальном этапе учащиеся на основе подлинных англоязычных журнальных материалов познакомились с новыми течениями в искусстве Великобритании. В частности, с необычными художественными композициями Д.Херста, лидера группы современных британских художников. Десятиклассники узнали о тенденциях, связанных с современной трактовкой миссии художника: заложить впроизведение некое «послание», которое должно быть расшифровано зрителями самостоятельно. Этот этап завершился ответом учащихся на один из вопросов анкеты, помещенной в английском журнале: «Какое оригинальное современное произведение вам самим хотелось бы создать?»

Дальнейшая работа над проектом строилась следующим образом.

Группам учащихся было предложено подготовить свою композицию, заложив в нее послание, которое они хотели бы передать зрителю. Далее нужно было придумать название своего произведения, которое первоначально оставалось втайне от других.

Затем шел обмен произведениями и выступление в роли критиков. Отзыв готовился по следующим позициям:

· общая оценка композиции, подготовленной товарищами;

· определение жанра;

· общее описание;

· описание использованного материала, характеристика цветового решения, настроения;

· расшифровка «послания», заложенного авторами;

· свой вариант названия;

· рекомендация (или нет) к показу зрителям.

После этого было предложено прокомментировать свои произведения, сообщив их названия и объяснив, какое же послание в действительности предполагалось передать зрителям.

На завершающем этапе в классе была организована выставка композиций.

Работа внутри группы осуществлялась приоритетно на английском языке. В ходе совместной деятельности и подготовки выступлений учащиеся могли обращаться к справочным материалам и словарям.

Из наблюдений, сделанных во время работы на этапе презентации проектных разработок.

Десятиклассниками были подготовлены следующие композиции.

1. Два «строения» из спичечных коробков. Одно (в виде пирамиды) скреплено булавками, и на каждом из коробков нарисовано сердце. Другое — башня из поставленных друг на друга ничем не скрепленных коробков.

2. Вращающийся на шнуре, выполненный из бумаги и мягкой материи некий предмет, напоминающий шар, на который нанесены контуры островов и океанов.

3. Качающийся на длинном тонком и хрупком стебле бумажный цветок, разноцветные лепестки напоминают фрагменты географической карты.

Комментарии, сделанные группами учащихся в позиции критиков.

О первой композиции. Нравится сама идея. Здание, на котором нарисованы сердца, основано на любви, поэтому стоит крепко. Другое строение ничем не скреплено и в любой момент может рухнуть. Привлекает идея открытости коробочек, на которых изображены сердца. Их можно чем-нибудь заполнить и хранить это. Мы думаем, что название композиции — «Башня любви».

О второй композиции. Это модель идеальной планеты, или планеты мира, без войн и соперничества. Интересны названия островов, например остров Доброты... Сам материал мягкий, цвет светлый, ясный, голубой, как вода. Но долго существовать такая планета не сможет, слишком хрупкая. Ее нужно как-то защищать. Нам кажется, что послание звучит так: «Если хотите жить лучше, делайте что-нибудь!» Возможное название — «Идеальная планета».

О третьей композиции. Идея цветка с лепестками — идея объединения, жизни, красоты. Лепестки сделаны как фрагменты географической карты. Это символ дружбы. Мы бы назвали композицию «Цветок дружбы».

Комментарии авторов. Учащиеся поясняют, что идея композиции из двух строений родилась по ассоциации с трагическими событиями 11 сентября 2001 года в США. Они хотели показать два способа, которыми можно смотреть на мир: открыто и с любовью или разобщенно, хотя и находясь рядом. Ребята демонстрируют, как падают поставленные друг на друга пустые коробки, которые ничто не связывает. Авторское название композиции — «Единство» («The Unity»).

Авторы композиции с планетой говорят, что смысл их послания звучит, как известная фраза из песни: «Don't worry, be happy!» («He волнуйся, будь счастлив»). Они хотят, чтобы именно так жили все. Их название — «Планета Мира» («Planet of Peace»).

Авторы «композиции-цветка» предлагают своим произведением забыть о вражде и всех проблемах. Их творение большое, но хрупкое, его легко разрушить. Они обращают внимание на то, что в центре нарисовано рукопожатие, что отражает необходимость думать друг о друге и общем будущем. Подчеркивают природные цвета, которые использованы в оформлении композиции: небо, солнце, вода. Все это названо «Цветок Мира» (Flower of the World).

Отмененная специфика работы учащихся.

Обсуждение внутри групп идет в основном на русском языке. Текст группового сообщения коллективно переводится на английский язык, при этом десятиклассники консультируются друг у друга по поводу иностранных слов и оборотов, в употреблении которых возникают затруднения.

В ходе группового выступления, как в позиции критиков, так и в позиции авторов, старшеклассники проявляют разную степень внутренней включенности в процесс коммуникации и разный уровень развития языковой компетентности. Сразу же выделяются лидеры, которые в основном и представляют публике результаты обсуждения. Некоторые учащиеся вообще не сказали в ходе обсуждения ни одного слова по-английски. Однако живой интерес непосредственно к изготовлению своей композиции и комментированию произведений другой группы проявляют все. Роль педагога на этапе социализации результатов сводится к ненавязчивому оказанию психологической и лингвистической помощи при затруднениях, которые периодически возникают.

Приложение 6. Образовательное путешествие

 

Для старшеклассников, на которых рассчитана технология образовательных путешествий, ведущей деятельностью является построение проектов будущей жизни, подразумевающее культурное самоопределение. Все предполагаемые участники образовательного путешествия становятся экспедиционной командой, которая самостоятельно разрабатывает маршрут и согласовывает его с целями всех остальных участников.

Цель путешествия — не только найти географическую точку на карте, но и ответить на вопрос, индивидуально значимый для каждого школьника, отправляющегося в путешествие. Каждый школьник строит свой собственный индивидуальный образовательный проект — как способ ответа на свой вопрос. Проект показывает, каким должен быть для него маршрут, где он будет начинаться и заканчиваться, какие индивидуальные и общие — командные — события он видит в этом образовательном путешествии.

В самом путешествии школьники вступают в турниры или строят город, пишут летописи и произносят памятные речи; делают первые попытки вписать свои наблюдения и находки в историю, создают образовательные произведения, которые могут быть, подобно произведениям культуры, переданы другим людям. В технологию образовательных путешествий введена особая педагогическая позиция тьютора, который сопровождает каждый этап действия. Вместе с учащимися он углубляет его интерес, обращаясь за помощью к различным источникам. Тьютор изучает стиль образовательного действия каждого ученика и вместе с тем организует общую командную работу и взаимодействие по нахождению знания в экспедиции. Шаг за шагом первоначально разрозненные интересы участников собираются, как кусочки мозаики, в общем сценарии экспедиции.

Ниже приведен фрагмент одной из экспедиционных программ «Ах, Франция! Нет в мире лучше края!», который иллюстрирует структуру совместной деятельности в рамках образовательного путешествия.

День 1-й.

Местопребывание и достопримечательности. Марсель (остров Ив, Старый порт, Нотр-дам де ла Гард).

Общие образовательные действия. Совет экспедиции осуществляет деление на экспедиционные команды: команда «Эйфель и К°» — постигает инженерный и деловой гений Франции; команда «Бомонд» приобщается к французскому образу жизни; команда «Вся королевская рать» изучает перипетии свободы и власти французской истории.

Образовательные действия команд. Советы команд формулируют темы командных исследований, важные для понимания культуры Франции («Рукотворный гений Франции», «Франция и Россия», «Франция — империя свободы»).

Индивидуальные образовательные действия. Школьники определяют сферу своих интересов: архитектура и техника, экология среды и менеджмент культуры, искусство повседневности: культура трапезы, изящество манер и стиля, родство русской и французской душ, политика большая и малая, игры королей и судьбы героев, диктат моды и путь к себе и т.д.

День 3-й.

Местопребывание и достопримечательности. Париж (Эйфелева башня, Лувр).

Общие образовательные действия. Модель первой половины дня: каждая команда ищет свои ответы. Например, в Лувре это:

· пейзажи и проект музея — вдохновение инженерной мысли (крыло Сюлли);

· портьеры и интерьеры — игра характеров и расстановка игроков(крыло Денон);

· натюрморты и костюмы — искусство быта (крыло Ришелье).

Образовательные действия команд. Вечернее чтение в командах научно-популярных книг и мемуаров о Франции.

Индивидуальные образовательные действия. Каждый учащийся осваивает один из методов самообразования:

· научное исследование (команда «Эйфель и К°»);

· коммуникативное исследование (команда «Бомонд»);

· ролевое исследование (команда «Вся королевская рать»).

Дни 8-й и 9-й.

Местопребывание и достопримечательности. Париж (Сорбонна, Латинский квартал, Сен-Жермен-де-Пре, Мон-парнас, Монмартр, Диснейленд).

Общие образовательные действия. Открытая конференция команды «Эйфель и К°»; перформанс «Герои и мода» команды «Вся королевская рать»; вечерний прием в Салоне «Бомонд».

Образовательные действия команд. Команды представляют друг другу добытые знания, вместе складывая представление о культуре Франции, делают выводы о ее значимости для современного человека, характеризуют возможности ее познания.

Индивидуальные образовательные действия. Освоение различных форм социальной жизни, культурного знания: конференция, интеллектуальная беседа, театральное представление.

Приложение 7. Пример оформления проектной заявки

 

Эффективный менеджер образования (Название проекта)

Раздел 1. Участники проекта.

Информация о российской организации. Название и адрес учреждений, участвующих в проекте с российской стороны, телефон, факс, e-mail.

Руководитель проекта. Фамилия, имя, отчество, должность, научная степень, ученое звание, краткая характеристика профессионального опыта.

Координатор проекта. Фамилия, имя, отчество, должность, научная степень, ученое звание, краткая характеристика профессионального опыта.

Перечень специалистов—участников проекта. Фамилия, имя, отчество, должность, научная степень, ученое звание, краткая характеристика профессионального опыта.

Информация о зарубежных партнерах.

Раздел 2, Проектное предложение.

Общая информация.

Проект предполагает разработку нового подхода к теории и практике управления образованием, связанного с обучением эффективного руководителя (менеджера) в условиях изменяющейся социально-образовательной ситуации и увеличения роли образования в модернизации России.

Актуальность проекта обусловливают:

· стратегические изменения в приоритетах развития образования России, сформулированные на уровне правительственных документов по модернизации образования: введение нового организационно-экономического механизма развития образования, требование эффективности менеджмента в образовании, формирование новых экономических и правовых моделей деятельности образовательных учреждений;

· необходимость преодоления противоречия, сложившегося между развитием гибкой вариативной многоуровневой системы образовательных учреждений в крупных городах России и сохранением стереотипов в организации и управлении образованием;

· неупорядоченность в подготовке и аттестации руководящих кадров различных типов учреждений для системы государственного и негосударственного образования;

· несоответствие стиля деятельности и уровня коммуникативно-деловой культуры ряда руководителей образования требованиям европейской практики и современных технологий менеджмента в образовании.

Вместе с тем имеющийся опыт работы инновационных образовательных организаций и учреждений (названия) и их руководителей, накопленный и обобщенный в рамках аттестации и конкурсов в течение (период), формирует предпосылки для проектирования новых подходов к подготовке эффективных организаторов образования, адаптированных к работе в изменяющейся социально-образовательной ситуации.

Обращение к опыту зарубежных коллег обусловлено наличием в (название страны партнера) обширной практики организации образовательной деятельности в условиях различных типов школ, опытом работы как в ситуации децентрализации, так и при развитии тенденций централизации управления образовательными учреждениями.

Для современной российской системы управления образованием интересны механизмы обеспечения стабильности и традиционно высокого уровня образованности выпускников школ (название страны-партнера) в ситуации осуществления реформ, в частности:

· распределение субсидий, модели финансирования образовательных учреждений;

· организация системы тестового контроля за качеством обучения со стороны работников управления;

· участие общественности в управлении образовательными учреждениями;

· типичные профессиональные проблемы и типовые задачи, которые приходится решать руководителям образовательных учреждений разных уровней в период реформирования.

Предполагаемый проект учитывает опыт работы с руководителями образования, полученный в (период) в рамках сотрудничества России и (страна-партнер) по проектам (названия) и программам (название).

Новизна проекта «Эффективный менеджер образования» обусловлена:

· ориентацией его содержания на принципиально новую государственную стратегию развития образовательной системы России;

· использованием гипермедиа-технологий и возможностей виртуального компьютерного пространства для профессионально-личностного становления руководителя образования;

· перенесением критериев оценки эффективности деятельности руководителя (менеджера) образования в европейский контекст;

· работой на основе инновационных образовательных программ, сформированных в результате интеграции педагогических достижений в области управления образованием (названия городов, учреждений);

· внедрением оригинальных авторских технологий и методик активного обучения, созданных и прошедших апробацию в системе непрерывного педагогического образования (авторы).

Возможный круг партнеров в (название страны):

· Министерство образования и трудоустройства;

· Ассоциация педагогических исследований;

· Институт педагогических технологий;

· Национальный институт образования взрослых;

· Школы различных типов в крупных городах (названия).

Общие стратегические цели.

Содействие обновлению корпуса администраторов и менеджеров образования (название города, региона) в соответствии с приоритетами реформирования образования в России XXI в. в контексте международного опыта.

Расширение карьерных возможностей для молодых педагогов, способных стать эффективными руководителями в системе образования крупных городов современной России.

Цель проекта.

Определение оптимальных управленческих условий для осуществления конкурентоспособного менеджмента в образовательной ситуации мегаполиса.

Создание многоуровневой модели подготовки и повышения квалификации «эффективного менеджера образования» на основе интеграции опыта России и (указать страну-партнера).

Целевые группы.

Образовательные учреждения системы дошкольного, школьного и начально-профессионального образования. Органы муниципального и районного управления образованием. Система высшего образования, предполагающего социально-педагогическую и социально-экономическую специализацию. Система повышения квалификации и переподготовки специалистов для сферы образования. Научно-методические службы района и города.

Стратегия реализации. Ведущие идеи проекта:

· эффективность менеджмента в образовании;

· управление качеством подготовки эффективного руководителя на всех этапах непрерывного профессионально-педагогического образования;

· интеграция отечественного и зарубежного опыта подготовки руководителя образовательных учреждений и организатора образования.

Задачи:

1. исследование проблемы эффективности деятельности руководителя образования на различных уровнях управления. Разработка структурно-функциональной модели эффективного менеджмента в изменяющейся социально-образовательной ситуации;

2. создание и апробация многоуровневых образовательных программ для системы повышения квалификации и переподготовки кадров, ориентированных на формирование эффективного менеджера образования для различных типов образовательных учреждений на основе современного опыта России и страны-партнера;

3. организация многоуровневого обучения руководящих кадров в системе повышения квалификации и переподготовки по следующим направлениям:

· экономические и правовые основы деятельности руководителя образования в условиях государственной стратегии модернизации образования;

· инновационный менеджмент в образовании и педагогической науке(в отечественной и европейской практике);

· коммуникативно-деловая культура современного руководителя образовательного учреждения;

· индивидуальные и групповые стажировки у эффективных организаторов образования России и страны-партнера;

4. проектирование инновационных технологий компьютерного сопровождения профессионального роста руководителя образования всех уровней;

5. разработка и апробация модели проведения профессионального конкурса руководящих кадров образовательных учреждений;

6. совершенствование системы аттестации руководителей образовательных учреждений в (город, регион).

Раздел 3. Реализация проекта.

Продолжительность проекта: (период).

Основные этапы


Этапы Основные направления и содержание деятельности Сроки
Предпроектный Составление проектной заявки, формирование групп участников, изучение документов, проведение диагностики август 200* г. — март 200* г.
Реализация проекта I Рабочая поездка в (страна-партнер) руководителей проекта. Разработка теоретической модели эффективного менеджмента в образовании на основе интегративного опыта России и страны-партнера. Организационная работа по созданию учебного центра для руководителей (менеджеров) образования апрель 200* г. — декабрь 200* г.
II Разработка содержания образовательных программ учебно-методического комплекса «Эффективный менеджер образования». Организация многоуровневого обучения в системе повышения квалификации и переподготовки кадров с использованием гипермедиа-технологий январь 200* г. — декабрь 200* г.
III Разработка и апробация модели конкурса руководителей образования. Создание научно-методических рекомендаций по стратегии отбора, подготовки, аттестации, карьерного продвижения руководителя (менеджера) образования январь 200* г. — апрель 200* г.
Послепроектный Диссеминация научно-методических результатов, полученных в ходе реализации проекта в практике работы других крупных городов России По дополнительному плану

 

Календарное планирование на предпроектный период (указать период).

200* год

· Август — составление проектной заявки, представление в (название организации, финансирующей проект).

· Сентябрь — формирование российской рабочей группы.

· Октябрь — участие в рабочей встрече, организованной учредителями проекта, защита проектной заявки.

· Ноябрь — поиск зарубежных партнеров (на уровне учреждений и лиц).

· Декабрь — составление программы совместной деятельности в области экспертизы и консультирования проекта.

· Январь—март — формирование группы российских экспертов и консультантов.

Роли и обязанности участников проекта.

Российская сторона

Руководитель проекта: научное обеспечение содержания проектировочной и образовательной деятельности.

Координатор проекта: подбор и организация взаимодействия участников проекта на всех уровнях управления образованием города.

Методист компьютерного сопровождения: создание программного продукта, организация обучения на основе мультимедиа.

Технический секретарь: оформление документации материалов, полученных в ходе проекта.

Контактное лицо от учредителей проекта: организация взаимодействия со страной-партнером и учредителями проекта по всем необходимым вопросам.

Роли зарубежных партнеров будут конкретизированы на этапе проектной подготовки.

Предполагаемые функциональные обязанности:

· консультирование,

· экспертиза,

· отбор репрезентативной группы руководителей образования страны-партнера для профессионального взаимодействия.

Раздел 4. Результаты (поэтапные).

Предпроектный этап:

· проектная заявка;

· сформированные группы: участников обучения, консультантов, экспертов (российских и зарубежных);

· отчет о промежуточных итогах поисково-организационной работы.

1-й этап:

· аналитический обзор опыта и стиля деятельности успешных (эффективных) руководителей образования страны-партнера и (название города, региона России);

· теоретическая модель деятельности эффективного менеджера образования в условиях крупного города.

2-й этап:

· инновационная модель обучения руководителей (менеджеров) образования, соответствующая приоритетам государственной политики модернизации России;

· учебно-методический комплекс многоуровневой подготовки «Эффективный менеджер образования» (образовательные и тренинговые программы, диагностические и тестовые пакеты, компьютерный продукт и др.).

3-й этап:

· алгоритм управления карьерным ростом перспективных молодых организаторов (менеджеров) образования;

· положение и регламент проведения городского конкурса руководителей образования «Эффективный менеджер образования»;

· рекомендации по отбору, подготовке, аттестации менеджера образования в условиях крупного города.

Послепроектный этап:

· учебно-консалтинговый центр подготовки менеджеров образования;

· база данных о резерве руководителей (менеджеров) образования, прошедших инновационную подготовку.

Раздел 5. Рекламно-информационная поддержка проекта.

1-й этап:

· информационные сообщения в СМИ города и области;

· информация в (название журнала, газеты) о проекте;

· создание информационного сайта проекта в Интернете.

2-й этап:

· презентация образовательной программы «Эффективный менеджер образования» для педагогической общественности;

· организация пресс-конференции для представителей СМИ.

3-й этап:

· информация о городском конкурсе руководителей образования в СМИ.

· пресс-конференции для педагогической общественности и журналистов с победителями конкурса «Эффективный менеджер образования».

Раздел 6. Процедуры оценки и показатели эффективности результатов проекта.

Цель оценивания — определить:

· адекватность предлагаемого подхода к подготовке и отбору руководителя (менеджера) образования современной социально-образовательной ситуации крупного города и европейской практике управления;

· степень новизны и эффективности предлагаемых моделей и алгоритма;

· возможность расширенного использования полученных результатов в практике модернизации управления образованием России (в условиях крупных городов).

Предполагается поэтапное оценивание.

1-й этап. Внешняя экспертная оценка теоретической модели деятельности эффективного менеджера, созданной на основе анализа российского и зарубежного опыта. Внутренняя экспертиза на основе самооценки руководителей из экспериментальной группы своей деятельности в соответствии со структурой теоретической модели.

2-й этап. Внешняя экспертиза качества образовательных программ (критерии: инновационность и технологичность). Внутренняя экспертиза: анкетирование участников обучения (критерии: новизна, практическая значимость, комфортность обучения, перспективность использования в личной практике, возможность использования в вариативных условиях).

3-й этап. Внешняя экспертиза: опрос участников конкурсной комиссии по поводу профессионального уровня конкурсантов, руководителей образования (критерии, соответствующие структуре эффективной деятельности менеджера); экспертная оценка общих итогов проекта со стороны зарубежных экспертов (контент-анализ отчетов и результатов интервью). Внутренняя экспертиза (самоотчеты участников проектной деятельности).

По каждому этапу результаты оценивания доводятся до сведения всех субъектов деятельности, основной для данного этапа. Оценочная информация сохраняется и накапливается в электронном виде.

Раздел 7. Логическая рамка проекта.

Структура Показатели Измерения (индикаторы) Допущения и риски
Общие стратегические цели Обновление корпуса администраторов образования города в соответствии с приоритетами реформирования образования в России и в контексте международного опыта. Расширение карьерных возможностей для молодых педагогов, способных стать эффективными руководителями в системе образования крупных городов современной России Показатели, полученные в ходе плановых аттестаций руководящих кадров. Появление новых научно-методических и образовательных структур и программ соответствующего профиля Поддержка со стороны министерства (название), комитета по образованию, районной администрации. Психологические барьеры и стереотипы управленческой деятельности
Цели проекта Успешность апробации управленческих условий для осуществления конкурентоспособного менеджмента в образовательной ситуации города. Функционирование многоуровневой модели подготовки и повышения квалификации «эффективного менеджера» образования, созданной на основе интеграции опыта России и страны-партнера Формирование контингента молодых перспективных руководителей образования нового типа, прошедших экспериментальное обучение в рамках проекта Административно-организационная поддержка со стороны органов городского и районного управления образованием. Проблемы смены поколения руководителей образовательных структур
  1. Структурно-функциональная модель эффективного менеджмента в изменяющейся социально-образовательной ситуации города. 2. Наличие многоуровневых образовательных программ для системы повышения квалификации и переподготовки кадров, ориентированных на формирование эффективного менеджера образования для различных типов образовательных учреждений. 3. Организация многоуровневого обучения руководящих кадров в системе ПК и переподготовки по следующим направлениям: - экономические и правовые основы деятельности руководителя образования в условиях новой государственной стратегии модернизации образования; - инновационный менеджмент в образовании и педагогической науке; - коммуникативно-деловая культура современного руководителя образовательного учреждения; - индивидуальные и групповые стажировки у эффективных организаторов образования России и страны-партнера. 4. Инновационные технологии компьютерного сопровождения профессионального роста руководителя образования всех уровней. 5. Модель проведения профессионального конкурса руководящих кадров образовательных учреждений Соответствие стратегическим документам Правительства РФ, реальной социально- образовательной ситуации, европейскому опыту Поддержка со стороны зарубежных и российских партнеров. Недостаток бюджетного финансирования для оптимальной Реализации модели
I этап Рабочая поездка в (страна-партнер) руководителей проекта. Теоретическая модель эффективного менеджмента в образовании на основе интегративного опыта России и страны-партнера. Завершение организационной работы по созданию учебного центра для руководителей (менеджеров) образования Качество отчета. Результаты внешней и внутренней экспертизы Все виды рисков, связанных с инновационной деятельностью
II этап Наличие образовательных программ учебно-методического комплекса «Эффективный менеджер образования». Организация многоуровневого обучения в системе повышения квалификации и переподготовки кадров с использованием гипермедиа-технологий —» — —» —
III этап Модель конкурса руководителей образования города. Научно-методические рекомендации по стратегии отбора, подготовки аттестации, карьерного продвижения руководителя (менеджера) образования —» — —» —

 

ИТОГО:

Раздел 8. Бюджет.

№ п/п Направление и содержание деятельности Сумма расходов
  Работа зарубежных экспертов в России: (1 человек на 5 дней) - авиабилеты; - командировочные расходы; - гостиница; - проезд; - оплата консультантов-экспертов по каждому направлению указывается сумма расходов (в у.е.)
  Работа российских экспертов (консультантов): 5 человек (целевое консультирование) —» —
  Компьютерная техника и офисное оборудование: персональный компьютер и принтер; электронная почта (модем, Интернет); факс; оплата содержания сайта в Интернете —» —
  Расходные материалы: для эксплуатации средств коммуникации, подготовки документации и материалов обучения —» —
  Обучение: расходы на подготовку и проведение тренинговых курсов —» —
  Оплата рабочей группы: - руководство программы; - координатор программы; - методист компьютерного сопровождения —» —
  Рабочая поездка в {название страны) российских участников рабочей группы (4 человека): - авиабилеты; - командировочные расходы, проживание и проезд —» —
  Стажировка (в стране) победителей конкурса руководителей образования (2 человека) —» —
  Публикация проектных материалов —» —
  Презентация программы —» —
  Форс-мажорные обстоятельства (3% от общей суммы) —» —

Финансирование плановой подготовки руководящих кадров образования осуществляется в рамках бюджета города в соответствии с планом-заказом (название учреждения-заказчика). Инновационные формы подготовки дополнительно поддерживаются из внебюджетных средств районных отделов образования и отдельных образовательных учреждений. Под предлагаемую тематику проекта возможно привлечение спонсорских средств.

К источникам косвенного финансирования могут быть отнесены:

· бюджетная оплата сотрудников учреждений города, в счет которой планируется разработка образовательных программ, программных продуктов для компьютерного сопровождения, инновационных технологий;

· предоставление образовательными учреждениями города площадей и учебного оборудования для обучения руководителей;

· затраты комитета образования и районных управлений образованием на организацию конкурса руководителей образования.

Общая сумма:

Приложение 8. О российско-американском проекте «Развитие креативного мышления ребенка средствами изобразительного искусства»

 

(СНОСКА: Данный проект, начатый в 1993 г. при финансовой поддержке Международного фонда «Культурная инициатива», осуществлялся межведомственной рабочей группой в числе международных программ Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства.)

В рамках проекта разрабатывалась инновационная программа эстетического развития школьников. В состав авторского коллектива, включающего разработчиков, консультантов, экспертов, вошли сотрудники Университета педагогического мастерства, Государственного Русского музея (Отдел социально-психологических исследований), Государственного Эрмитажа (Школьный центр), а также группа педагогов-экспериментаторов, непосредственно осуществлявших апробацию и коррекцию курса.

Первый (пилотный) этап работы с американской программой VTC («Программа визуального мышления») прошел в 1993 г. в пяти школах Санкт-Петербурга. Исследование доказало не только жизнеспособность программы в российских условиях, но и целесообразность ее использования на самых ранних этапах школьного обучения. (В США двухгодичная программа преподавалась только в IV—V классах.) Возникла необходимость адаптации программы и имеющегося учебно-методического комплекса к возрастным особенностям младших школьников (прежде всего это касалось коррекции предлагаемых учащимся для обсуждения зрительных рядов), а также потребность в существенном изменении методики подготовки учителей — преподавателей курса.

На втором этапе (1994—1995 гг.) программа и учебно-методический комплекс были адаптированы к российским условиям. Была создана Санкт-Петербургская модель программы «Стратегия визуального мышления». В эксперименте участвовало уже 11 школ и один детский сад Санкт-Петербурга. Новую группу учителей обучали американские и российские специалисты совместно.

Российская сторона самостоятельно начала разработку системы межсессионного обучения учителей, ведущих преподавание по программе, что оказалось принципиально важным для непрерывности профессионального роста, без которого программа не могла быть жизнеспособной. Такая работа не была предусмотрена американским вариантом тренинга.

В процессе работы стала очевидной возможность создания самостоятельного учебного предмета, который начинался бы с подготовительной группы детского сада и продолжался в I — III классах школы.

Деятельность на третьем этапе (1995—1996 гг.) осуществлялась российскими специалистами. (Американская сторона оказывала разовые консультации.) Российские разработчики впервые самостоятельно выступили в роли тренеров. Эксперимент еще больше расширился, в нем приняли участие: 33 педагога-экспериментатора из 16 школ и шести детских садов; 63 учебные группы, 874 ребенка.

Участники проекта поставили перед собой цель — создать в проектном режиме программу совершенно нового учебного курса «Образ и мысль», направленного на эстетическое развитие детей на основе знания о стадиях этого развития и использования стратегии визуально-креативного мышления. В основу работы были положены коллективные формы обсуждения произведений искусства в школьной аудитории, а также в условиях музейной экспозиции. Основной задачей нового проекта стало теоретическое обоснование и практическая апробация курса «Образ и мысль». Это предполагало: разработку, экспертизу и внедрение программы курса в массовую практику работы детских садов и начальных классов; создание и публикацию программы и учебно-методических материалов; отработку системы подготовки учителей для работы по программе в системе повышения квалификации; проверку комплексной системы оценки эффективности работы по программе.

Приложение 9. Обзор тематики и содержания международных проектов в разных регионах России, инициатором которых в конце 1990-х гг. выступил британский совет

 

(СНОСКА: По материалам Ежегодной Российско-Британской конференции по оценке и планированию образовательных проектов. — Сочи, 2000. — 2 — 4 окт.)

Проект «Дети группы риска», Нижний Новгород

Задача: найти стратегические способы решения проблем, связанных с детьми, входящими в группы риска в Нижегородском регионе.

Партнерами выступили управление по образованию и науке Нижнего Новгорода и школа Киббл в Шотландии.

В ходе проекта сделана попытка определения эффективных путей влияния на жизнь детей, уязвимых в социальном плане, и возможных форм их позитивного включения в социальный контекст. В основу проекта было положено изучение аналогий в опыте преодоления трудностей работы с социально неблагополучными детьми в условиях социальных изменений в обеих странах.

Российские специалисты получили возможность познакомиться с различными видами терапии кризисных ситуаций и системами поведенческой поддержки, которые используются в опыте коллег из Шотландии.

Проект «Технологическое образование и профессиональная ориентация» г. Нижний Новгород и регион Большая Волга

Стратегическая цель: внести вклад в разработку учебного плана профессиональной ориентации с учетом потребностей учащихся и в соответствии с российским школьным контекстом начала XXI в. Проект основан на проектном подходе к обучению.

В рамках проекта по разработке нового учебного плана были сделаны следующие шаги:

· группа из 45 преподавателей технологии прошла подготовку в использовании педагогики, основанной на проектировании;

· разработанная методология обучения и учебные материалы апробированы в различных школах;

· определены способы, в которых проектные методы могут сочетаться с компетентностным подходом к профессиональному образованию;

· изданы учебники для школ и методические пособия для учителей;

· группа учителей начала подготовку по разработке учебных материалов;

· разработана инфраструктура по производству и распространению материалов;

· команда тренеров прошла подготовку по дальнейшей диссеминации проекта;

· проведены семинары в других частях России;

· отчеты о реализации проекта представлены на международных конференциях в ряде российских и зарубежных городов — Москве, Самаре, Лондоне, Брауншвейге;

· опубликованы статьи в научных журналах России и Великобритании.

Привлечение учреждений государственного уровня позволило организаторам проекта сосредоточить внимание на развитии тренерского потенциала (задачи диссеминации), разработке методических материалов для различных категорий участников проекта (учащихся, педагогов, тренеров), сотрудничестве с Министерством образования РФ по разработке нового учебного плана.

Проект «Реформирование системы начального профессионального образования на основе компетентностного подхода», Нижний Новгород

Проекту предшествовала работа, которая в течение двух лет выполнялась при участии департамента образования и науки администрации Нижегородской области и Шотландским Квалификационным управлением. За два года в российских условиях была апробирована шотландская методика компетентностного подхода, направленная на достижение конечных результатов обучения, соотнесенных с запросами рынка, и на создание соответствующих курсов по предметам профессиональной подготовки.

За время проекта было создано 100 учебных модулей по различным специальностям (ландшафтник, предприниматель малого и среднего бизнеса, повар, слесарь и др.). Проведена сравнительная оценка в группах студентов, обучавшихся по старым и новым программам, показавшая эффективность компетентностного подхода.

Следующий этап проектной работы был рассчитан на:

· увеличение количества преподавателей, умеющих создавать и внедрять модульные курсы (50 человек);

· подготовку группы преподавателей-тренеров непосредственно в Шотландии (5 человек);

· дальнейшую разработку учебных модулей по курсам профессионального и общеобразовательных циклов;

· создание ресурсного центра для распространения и поддержки проекта;

· проведение научно-практических конференций и семинара по итогам работы;

· формирование банка данных разработанных модулей.

Проект «Подготовка и переподготовка педагогов высшей школы для реализации программ гражданского и поликультурного образования», Красноярск—Москва

Проект продолжил работу, связанную с подготовкой блока учебно-методических комплектов для студентов педагогических вузов по демократизации школы и гражданскому образованию. Апробация курсов в Москве и Красноярске показала высокую результативность новых программ и выявила необходимость дополнительной специальной подготовки вузовских преподавателей для их реализации. В частности, для того, чтобы в качестве тренеров они могли обучать студентов коммуникативным формам совместной работы, навыкам проектной деятельности, умению разрешать конфликты и т.д. Участники проекта работали по следующим направлениям:

· подготовка вузовских преподавателей;

· подготовка студентов как специалистов, способных к демократизации учебного процесса в школах и реализации программ гражданского образования;

· создание сети пилотных вузов;

· разработка программ повышения квалификации и методик переподготовки;

· создание и поддержка учебно-методических центров в регионах России со сложной полиэтнической ситуацией.

Проект «Выявление, формирование и развитие лидерских качеств руководителей учреждений образования», Омск

Отличительной чертой проекта стала его направленность на обновлениесистемы управления муниципальным образованием на основе новых принципов управления с использованием возможностей проектного (программного) подхода и на становление самостоятельности и автономности образовательных учреждений города.

В течение учебного года в рамках проекта прошли обучение 30 директоров и их заместителей, защищено 30 проектов развития учреждений образования. Стратегической целью продолжения проекта стало развитие демократизации и повышение эффективности управления образованием через выявление и развитие лидерских качеств руководителей. Ожидаемый результат связан с изменением позиции и роли руководителя в системе управления жизнью образовательного учреждения. От приоритетного выполнения функций планирования и контроля он должен был перейти к обучению и поддержке всего персонала, мобилизации его на достижение общих целей, осознавая при этом свою меру личной ответственности за дело.

Проект «Создание модели государственно-общественного управления образованием», Красноярск

Стратегической целью проекта стало создание совокупности вариативных форм государственно-общественного управления образованием как важнейшего пути демократизации школы и общества. Замысел родился в результате представлений проектной команды о необходимости формирования опыта государственно-общественного управления, которое обеспечило бы повышение эффективности работы образовательных учреждений за счет их финансовой самостоятельности и заинтересованности общественности в решении проблем образования.

Еще одна ведущая идея проекта связана с пониманием того, что «выращивание» общественного мышления подрастающего поколения невозможно без реальной совместной работы с общественностью на территории, где расположено учреждение. Организаторы проекта исходили также из представления о том, что партнерские отношения должны быть выстроены с тремя категориями: родители, профессионально-педагогическая общественность, непрофессионалы, заинтересованные в решении образовательных проблем. Суть похода, который был использован в ходе проекта, его организаторы выразили в формуле: «Увеличение общественной составляющей в управлении образованием».

Проект «Оценка качества образовательной деятельности школ», Волгоград

Проект в течение нескольких лет реализовывался Волгоградским государственным педагогическим университетом в партнерстве с местным муниципалитетом и школами Волгоградской области. Проектная команда установила контакты со специалистами из Великобритании, занимающимися вопросами эффективной деятельности школ. На первом этапе были определены шесть ключевых тем в модели школьной эффективности, выработаны критерии, описывающие успешную школу по каждой из этих тем. В качестве разработчиков выступили шесть команд, в состав которых вошли учителя школ, университетские преподаватели, представители местных органов управления. Полученные критерии были апробированы и откорректированы. После этого команда российских специалистов приняла участие в семинаре, организованном в г. Брайтоне, где вместе с британскими коллегами был проведен сравнительный анализ волгоградской модели с моделями эффективной деятельности школ, разработанными в Англии. На основе совокупного опыта была осуществлена дальнейшая корректировка российской модели.

Логика продолжения проекта предусматривала пилотную работу на базе проектных школ, использование не только самооценки, но и взаимооценки; закрепление модели в обычном цикле школьного планирования параллельно с увеличением количества школ, способных ее применять. Организационным механизмом послужило формирование вокруг каждой пилотной школы кластерной группы из пяти школ с целью переноса в них опыта подготовки к переходу на новую модель работы с использованием самооценки и стандартизации. В помощь этой работе подготовлено пособие по использованию созданной в ходе проекта модели оценки качества деятельности школ.

Приложение 10. Фрагмент пояснительной записки к образовательной программе «подготовка студентов к учебно-исследовательской работе»

 

(Разработана педагогическим коллективом высшего педагогического училища № 4 Санкт-Петербурга (СНОСКА: Авторская программа разработана под руководством и научной редакцией доктора педагогических наук, профессора И. А. Колесниковой творческой группой ВПУ № 4 г. Санкт-Петербурга в составе: директор — кандидат педагогических наук Т. И. Карпова, преподаватели И. Е. Иванова, Г. Н. Валькова, Н. А. Тронова, И. В. Алпатова, Д. Н. Некрасов), директор Т. И. Карпова)

В основу построения программы положена логика развития студента колледжа как субъекта учебно-исследовательской деятельности. При этом в центре внимания оказалась динамика продвижения в освоении этого вида профессионально-педагогической активности в непрерывно развивающейся системе «отношение — сознание — деятельность».

Первый этап обучения предполагает формирование у студентов:

· устойчивой мотивации по отношению к участию в исследовательской деятельности;

· профессионально-личностных установок на поисково-исследовательский подход к постоянно изменяющейся педагогической действительности;

· интереса к научным источникам информации и результатам исследовательской деятельности своих преподавателей и сокурсников;

· этических норм исследовательской и экспериментальной работы с людьми.

Параллельно с этим организуется работа по развитию структур мышления, обеспечивающих успешность в осуществлении исследовательских процедур (умение анализировать, способность к сравнениям и обобщениям, критичность, рефлексивность и др.).

В общем контексте профессиональной подготовки идет развитие, освоение и накопление обобщенных базовых знаний, умений, навыков, нормативного опыта учебно-исследовательской деятельности,


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.077 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал