Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Объект и предмет изучения закупочной логистики.Стр 1 из 36Следующая ⇒
Конспект лекций по дисциплине «Управление закупками в транспортных системах»
Мариуполь 2013 г. Лекция № 1 Введение в закупочную логистику. Основные разделы: Сущность и содержание закупочной логистики. Место закупочной логистики в логистических системах. Объект и предмет изучения закупочной логистики. Словарь терминов закупочной логистики (глоссарий). Сущность и содержание закупочной логистики Ни одно предприятие, будь то производственное, торговое или относящееся к сфере услуг в разной степени зависят от сырья, материалов, запасных частей к различным станкам и другим объектам, комплектующих, средств связи, офисного оборудование и т.п, которые необходимо закупать для осуществления своей деятельности. Осуществление закупок и снабжения - одна из основных функций в каждой организации. Термины «закупка» и «снабжение» почти взаимозаменяемы. В общем понимании термин «закупка» описывает процесс покупки: осознание необходимости, поиск и выбор поставщика, переговоры о цене, а также прочие условия, например связанные с доставкой товара. Иными словами, при использовании понятия «закупка» имеют в виду фактическую покупку. Термин «снабжение» имеет более широкое значение. Оно может включать различные типы приобретений (закупку, аренду, выполнение по контракту и т. д.), а также связанные с этим операции (активности): выбор поставщиков, проведение переговоров, согласование условий, экспедирование, мониторинг показателей работы поставщиков, грузопереработку материалов, транспортировку, складирование и приемку товаров, полученных от поставщиков). Как правило, снабжение самостоятельно не занимается перемещением материалов, а организует его. Оно информирует поставщиков о необходимости поставки тех или иных материалов, производит обмен прав собственности на материалы, т. е. в первую очередь связано с обработкой информации. В широком смысле снабжение образует основное звено между организациями, входящими в цепь поставок, и служит механизмом координации материального потока между потребителями и поставщиками. В каждой точке логистического канала снабжение отправляет назад по каналу сообщения о том, чего хотят потребители, и вперед - сообщение о том, что поставщики могут предложить. После этого начинаются переговоры, уточняющие условия каждой поставки. За рубежом сфера деятельности по обеспечению компании (фирмы-производителя или торговой компании) необходимыми видами материальных ресурсов и готовой продукции традиционно называется purchasing/procurement - закупки/управление закупками (снабжением). Эта же область производственной деятельности в отечественной практике до сих пор называется материально-техническим снабжением (обеспечением), на предприятиях оптовой торговли - товароснабжением. Однако в последние годы эту область стали определять как закупочную логистику. В условиях рыночных отношений при закупке материальных ресурсов предприятия должны руководствоваться свободой ценообразования, максимальной инициативой и предприимчивостью, равноправием партнеров в коммерческих взаимоотношениях, принимать во внимание экономическую ответственность при закупке сырья и материалов, учитывать конкуренцию среди поставщиков и уметь выбрать экономически выгодного поставщика. Закупка материальных ресурсов должна базироваться на маркетинговых исследованиях. При закупках материальных ресурсов предприятие должно изучать рынок сырья и материалов, движение цен на этом рынке, поставщиков, расходы на доставку материальных ресурсов, возможности эффективных замен одних материалов на другие. Деятельность по организации и управлению закупками направлена на то, чтобы предприятие получило необходимые по качеству и количеству сырье, материалы, товары и услуги в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, своевременно выполняющего свои обязательства, с хорошим сервисом (как до осуществления продажи, так и после нее) и по выгодной цене. В зарубежной логистической науке и практике также нет единого подхода к терминологии исследуемой области. В частности, Д. Дж. Бауэрсокс и Д. Дж. Клосс указывают: снабжение включает закупки и организацию внешних поставок материалов, производственных компонентов и/или готовых продуктов от поставщика на производственные или сборочные предприятия, склады промышленных и торговых предприятий или в розничные магазины. Процесс приобретения материальных ресурсов (товаров) в производственной деятельности обычно называют закупками, в государственном секторе - снабжением, в розничной торговле и складской хозяйстве - покупками. Часто этот же процесс определяют как " логистика на входе" или " внутренняя логистика". Таким образомможно сформулировать определение термина закупочная логистика: – это комплекс взаимосвязанных операций по управлению материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами и услугами. 1.2 Место закупочной логистикив в логистической системе. Логистическая система - сложная организационно-завершенная (структурированная) экономическая система, которая состоит из элементов-звеньев (подсистем), взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими потоками, причем задачи функционирования этих звеньев объединены внутренними целями организации бизнеса и (или) внешними целями. Совокупность ресурсов одного наименования, находящихся на всем протяжении от конкретного источника производства до момента потребления, образует элементарный материальный поток. Множество элементарных потоков, формирующихся на предприятии, составляет интегральный (общий) материальный поток, обеспечивающий нормальное функционирование предприятия. Схема движения материальных потоков показана на рисунке 1.1 Рисунок 1.1 - Схема движения материальных потоков Одна из возможных классификаций логистических систем приведена в таблице1.1. Таблица 1.1 Классификация логистических систем
Логистическая система основана на продвижении материальных потоков, которое осуществляется квалифицированным персоналом с помощью разнообразной техники, зданий, сооружений, машин, механизмов (рисунок 1.2). Рисунок 1.2 Место закупочной логистикив логистической системе Выделяют следующие элементы логистических систем: - закупка - подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему. - склады - здания, сооружения, устройства и т. п., где временно размещаются и хранятся материальные запасы, преобразуются материальные потоки. - запасы - запасы материалов, которые позволяют данной системе быстро реагировать на изменение спроса, обеспечивают равномерность работы транспорта, а также помогают решать ряд других задач в логистических системах. - транспорт - этот элемент, как и остальные, сам является сложной системой. Он включает в себя материально-техническую базу, с помощью которой транспортируются грузы, а также инфраструктуру, обеспечивающую ее функционирование. - информация - подсистема, которая обеспечивает информационную связь между другими элементами логистической системы, контролирует выполнение логистических операций, а также решает ряд других задач. - кадры — организованный персонал, занятый выполнением логистических операций. - сбыт — подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы. Закупочная логистика является первой логистической подсистемой и изучает процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия. Подсистема закупок обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему. В широком смысле управление закупками образует основное звено между организациями, входящими в цепь поставок, и служит механизмом координации материального потока между потребителями и поставщиками. Принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальным потоком от традиционного заключается в: - в объединении разрозненных материальных потоков в единый сквозной материальный поток; - выделении единой функции управления сквозным материальным потоком; - технической, экономической, информационной интеграции отдельных звеньев логистической цепи в единую систему (на макроуровне - различных предприятий, на микроуровне - различных служб предприятия). Объект и предмет изучения закупочной логистики. Объектом изучения закупочной логистики являются сквозные материальные потоки, потоки услуг и сопутствующие им финансовые и информационные потоки. Предметом изучения логистики является оптимизация материальных потоков, потоков услуг и сопутствующих им финансовых и информационных потоков. Материальный поток - поток материалов, незавершенная продукция, готовая продукция, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических (транспортировка, складирование и др.) и технологических (механообработка, сборка и др.) операций и отнесенные к определенному временному интервалу. Размерностью материальных потоков является отношение размерности продукции (единицы, тонны, м3 и т.д.) к размерности временного интервала (сутки, месяц, год и т.д.). материальных потоков могут рассчитываться для конкретных участков предприятия, для предприятия в целом, для отдельных операций с грузом. Каждому материальному потоку соответствует некоторый информационный и финансовый поток. Информационный поток - это поток сообщений в речевой, документной (бумажной и электронной) и других формах, генерируемый исходным материальным потоком в рассматриваемой логистической системе), между логистической системой и внешней средой, и предназначенный для реализации управляющих функций. Финансовый поток в логистике понимается как направленное движение финансовых средств, циркулирующих внутри логистической системы, между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного материального потока. Таким образом, специфика финансовых потоков в логистике заключается именно в потребности обслуживания процесса перемещения в пространстве и во времени соответствующего потока товарно-материальных или товарно-нематериальных ценностей. Помимо материального, информационного и финансового вида потоков выделяют также поток услуг, представляющий собой количество услуг, оказываемых за определенный временной интервал. Под услугой понимается особый вид деятельности, удовлетворяющий общественные и личные потребности (транспортные услуги, оптово-розничные, консультационные, информационные и т.п.).Необходимость введения понятия потока услуг обусловлена возрастающей важностью и развитием индустрии сервиса и концентрацией в ней все большего количества компаний и населения. В таблице 1.1 приведена одна из возможных классификаций материальных потоков.
Таблица 1.1 Классификация материальных потоков
В таблице 1.2 приведена одна из возможных классификаций информационных потоков. Таблица 1.2 Классификация информационных потоков
Между материальными потокми и информационными потоками не существует однозначного соответствия, т.е. синхронности во времени возникновения, направленности и др. Информационные потоки могут опережать материальные потоки (проведение переговоров, заключение контрактов и т.д.) либо отставать от него (информация о получении поставленного товара). Возможным является наличие Одна из возможных классификаций финансовых потоков приведена в табл. 1.3. Таблица 1.3 Классификация финансовых потоков
Логистические операции - самостоятельная часть логистического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и/или с помощью одного технического устройства; обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и/или информационного потоков и/или финансовых потоков. К логистическим операциям относят расфасовку, погрузку, транспортировку, разгрузку, распаковку, комплектацию, сортировку, складирование, упаковку и др. В таблице 1.4 приведена одна из возможных классификаций логистических операций. Таблица 1.4 Классификация логистических операций
1.4 Словарь терминов закупочной логистики (глоссарий). Дилер - торговый или биржевой посредник, действующий, как правило, от своего имени и за свой счет. Дистрибьютор - посредник, осуществляющий оптовые (реже оптово-розничные) операции с продукцией производственно-технического назначения, товарами народного потребления и другими товарами или ценными бумагами. Договор поставки - соглашение, согласно которому одно юридическое лицо (поставщик) обязуется передать в определенный срок другому (потребителю) в собственность или оперативное управление продукцию обусловленного ассортимента и качества и в требуемом количестве, а потребитель – принять и оплатить эту продукцию. Доставка - процесс перевозки груза в место назначения. Валовая, или брутто-потребность - потребность в материальных ресурсах на производственную программу без учета имеющихся производственных запасов и готовой продукции. Ведомость/спецификация материалов - упорядоченный список всех составляющих, необходимых для производства конкретного продукта. Здесь показываются материалы, запасные части и комплектующие, а также последовательность, в которой они используются. Заказ на закупку - предложение потребителя поставщику изготовить (поставить) продукцию с указанием ассортимента, количества, качества, срока поставки или выполнить работу, оказать услугу. Закупки - это деятельность по доведению продукции до потребителей, включающая в себя процедуры закупки, доставки, приемки, хранения, предпродажной подготовки и продажи продукции. Запасы снабжения - материальные ресурсы, которые находятся в логистических цепях от поставщиков до складов материальных ресурсов товаропроизводителя, предназначенные для обеспечения производства готовой продукции. Информационная логистика - логистика, которая организовывает поток данных, сопровождающих материальный поток, и охватывает управление всеми процессами перемещения и складирования реальных товаров на предприятии, позволяя обеспечивать своевременную доставку этих товаров в необходимых количествах, комплектации, качества из точки их возникновения в точку потребления с минимальными расходами и оптимальным сервисом. Информационный поток - совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Каналы распределения - совокупность предприятий и организаций, через которые проходит продукция от места ее изготовления к месту потребления. Другими словами, каналы распределения - это путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю. Логистика - наука об управлении информационными и материальными потоками в процессе движения товаров.(хотя надо заметить, что однозначного определения логистики не существует, так как авторы вольно или невольно выводят на передний план отдельные стороны логистического управления). Логистика закупок (закупочная логистика) - комплекс взаимосвязанных операций по управлению материальными потоками в процессе обеспечения организации материальными ресурсами и услугами. Логистический канал - канал распределения, канал сбыта, канал товародвижения – частично упорядоченное множество посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей. Логистическая операция - обособленная совокупность действий, направленная на преобразование материального, информационного, финансового потоков. Логистическая система - адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции, состоящая, как правило, из нескольких подсистем и имеющая связи с внешней средой. Логистическая функция - укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы. Логистический цикл - интервал времени между оформлением заказа на поставку товаров и средств производства и доставкой заказанной продукции на склад потребителя. Логистическая цепь - линейно-упорядоченное множество физических и/или юридических лиц, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой или до конечного потребителя. Логистическая операция - обособленная совокупность действий по реализации логистических функций, направленная на преобразование материального и/или информационного потока. Материальный поток - это совокупность товарно-материальных ценностей, которые рассматриваются на временном интервале в процессе применения к ним различных логистических операций. Материальные запасы - это продукция производственно-технического назначения, которая находится на разных стадиях производства и обращения, изделия народного потребления и другие товары, которые ожидают поступления в процесс производственного или личного потребления. Потребность в материальных ресурсах - объем продукции производственно-технического назначения определенного ассортимента и качества, необходимый для обеспечения непрерывного производственного процесса и выполнения программы выпуска продукции. Общая потребность - потребность в материальных ресурсах, которая включает в себя валовую потребность на производственную программу и зарезервированный объем сырья, материалов и комплектующих для специального использования. Чистая, или нетто-потребность - потребность в материальных ресурсах на производственную программу с учетом имеющихся заделов на рабочих местах и запасов готовой продукции. Общие цели закупок - потребитель должен получить необходимую по качеству и количеству продукцию, в нужное время, в нужном месте, с требуемым уровнем обслуживания (как до продажи, так и после нее) и по нужной цене. Оптимальный (экономический) размер заказа - показатель, выражающий мощность материального потока, направленного поставщиком по заказу потребителя, который обеспечивает для последнего минимальное значение суммы двух логистических составляющих: транспортно-заготовительных расходов и расходов на формирование и хранение запасов. Объект логистики закупок - материальный поток и услуги, циркулирующие в функциональном цикле снабжения. Период между заказами, интервал заказа - один из важнейших параметров системы контроля за состоянием запасов, обозначающий промежуток времени между размещением двух последовательных заказов на поставку продукции. План закупок (обеспечения) - совокупность планово-расчетных документов, в которых обосновывается потребность в материальных ресурсах и устанавливаются источники покрытия этой потребности. Поставщик - юридическое лицо, обеспечивающее какими-либо товарами другое юридическое лицо на определенных условиях. Поставщиком может быть изготовитель продукции или посредник. Потребитель - физическое или юридическое лицо, использующее товарно- материальные ценности, услуги, продукцию транспорт для удовлетворения личных нужд или для изготовления других товаров, оказания других услуг, т.д. Производственная логистика - система планирования, организации и осуществления внутрипроизводственных грузопотоков сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, готовых изделий и продукции, которая включает внутризаводской транспорт, тару многоразового использования, технические средства механизации и автоматизации перегрузочных, транспортных и складских работ в основном технологическом процессе производства, управление этими грузопотоками, их инженерно-техническое, информационное, юридическое, научно-методическое, финансовое обеспечение. Связи (в системе) - то, что объединяет элементы системы в единое целое. Служба закупок (снабжения) - совокупность управленческих и производственных подразделений, осуществляющих обеспечение основных и вспомогательных производств материальными ресурсами. Система поставок «точно в срок» - система организации поставок, которая основана на синхронизации процессов доставки материальных ресурсов в необходимом количестве и в тот момент, когда звенья логистической системы в них нуждаются, с целью минимизации расходов, Транспортная логистика - логистика, которая решает комплекс задач, связанных с организацией перемещения грузов транспортом общего пользования. «Тянущая» внутрипроизводственная логистическая система - система организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются на следующую технологическую операцию из предыдущей по мере необходимости. Управление закупками - это деятельность по координации взаимодействия участников цепи поставок в целях обеспечения добавленной ценности для потребителей. Контрольные вопросы для самоподготовки: 1 В чем заключается сущность и содержание закупочной логистики? 2 Что подразумевается под определениями: «закупка», «снабжение» «материально-техническое обеспечение»? Дайте определение закупочной логистики. 3 Из каких элементов состоят логистические системы? Охарактеризуйте место закупочной логистики в логистической системе предприятия. 4 Какие виды потоков выделяют в логистике и в чем их принципиальное отличие? 5 Что является обьектом и предметом изучения закупочной логистики? 6 Какой терминологией необходимо оперировать при обсуждении вопросов, связанных с управлением материальными исопутствующими потоками логистической системы? В чем суть данных понятий?
|