Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как читать Библию?






 

Владыка, продолжая разговор о Библии, о вечной книге, давайте по­говорим о том, как ее читать? Библейскими об­разами пронизаны и наша культура, и наш язык — мы уже касались этого в прошлой бесе­де. Но образность свойственна и видениям, ко­торые приходят к героям Библии. А что такое сны в библейском тексте? С одной стороны, ге­рои Библии получают в своих снах очень важ­ную информацию. Во сне Иаков видит лестни­цу до самого неба и Ангелов, которые восходят и спускаются по ней (Быт. 28. 12). Во сне Гос­подь открывает Иакову его будущее. Именно во сне к праведному Иосифу является Ангел Господень и возвещает о Боговоплощении (Мф. 2. 20), во сне получают откровение и вол­хвы (Мф. 2. 12). Во сне Ангел Господень явля­ется к Иосифу, чтобы предупредить о том, что Ирод ищет Младенца, чтобы погубить Его. Этот список можно было бы продолжить, но ясно, что в Библии сны часто бывают источни­ком жизненно важной информации. С другой стороны, известно, что Церковь не приветству­ет чрезмерную внимательность к своим снам. В чем тут дело?

— Действительно, сны могут являться спо­собом передачи информации, когда человеку во сне является Ангел Хранитель и преду­преждает о чем-то или когда во сне являют­ся близкие люди, ушедшие ко Господу, и че­ловек получает какие-то предостережения. Чаще всего это достаточно ясные вещи, не требующие каких-то тайных знаний и ухищ­ренных толкований. Но совсем другое дело, когда сны становятся предметом нездорово­го интереса, вглядывания, когда люди начи­нают по сонникам как-то их толковать. Фак­тически это тоже гадание, и в этом случае поступками людей начинают управлять до­мыслы и фантазии. Получается дикая спеку­ляция на реально существующем явлении, и спекуляция небезопасная для духовного здо­ровья человека.

То есть вопрос в том, чему и кому мы вве­ряемся: воле Божьей или составленному кем-то соннику, начиная строить свою жизнь со­гласно его предписаниям.

—Да, ну а появление «профессионалов», я употребляю это слово в кавычках, вообще недопустимо, для Церкви и верующего чело­века это совершенно неприемлемо.

Владыка, очень много видений, пожалуй, в самой загадочной книге - Откровении свято­го Иоанна Богослова, или Апокалипсисе. А по­чему там все зашифровано? Чтобы не каждый мог понять?

— Нет, там не зашифровано, это неправильный взгляд. Просто существует свой язык Апокалипсиса. И этот язык — образ­ный. Ведь невозможно все описать рацио­нально, есть явления, которые рациональному объяснению не поддаются. Ну как, на­пример, рационально описать чувство люб­ви или чувство страха? Здесь каждый опишет их по-своему, но обязательно прибегнет к каким-то образам, и у каждого они будут свои. Видеть будущее, а книга Откровение святого Иоанна Богослова, как раз о гряду­щей судьбе мира, — это значит предвещать события. Но эти события, во-первых, как минимум совершенно другого временного порядка. И как же можно, находясь во вре­мени реальном, описать, объяснить открове­ние, которое ты получил? Поэтому образная система Апокалипсиса помогает духовному восприятию этой книги, и будет неправиль­ным ее буквальное толкование. За каждым образом и символом стоит тайна, которая открывается лишь духовному зрению. При этом надо очень хорошо знать культуру, в ко­торой это писалось, быть в нее погружен­ным, хорошо знать историю, учитывать лич­ные качества автора, глубоко понимать тер­минологию: «Удерживающий», «число 666», «число зверя» и т.д. Но главное, надо быть все-таки движимым Духом, чтобы открылся смысл пророчеств. Как говорится, «подоб­ное познается подобным», поэтому невоз­можно понять что-либо, если ты не имеешь в себе качеств духовного видения. Потому что если ты их не имеешь, то обязательно со­бьешься либо на рационалистическое толко­вание, либо на каббалистическое, либо в ка­кое-то иное.

А в чем, по-вашему, ограниченность взгля­да на Библию только как на исторический до­кумент или литературное произведение?

—Люди не ведают ее богодухновенности. А это совсем другое качество вдохновения. Музы бывают разные: кого-то вдохновляют женщины, кого-то желание славы, кто-то может писать даже под воздействием каких-то наркотических веществ. А здесь богодух-новенность. И это надо почувствовать. По­этому надо начинать чтение Библии с каких-то книг, растолковывающих ее. Например, есть «Толковая Библия» под редакцией про­фессора А.П. Лопухина, можно начать с нее. Это тем более следует делать, потому что со­временному человеку с его клиповым созна­нием хочется всего сразу, ему некогда ду­мать, у него даже нет досуга, чтобы поду­мать, поэтому так важно иметь вспомога­тельную литературу.

Владыка, а ведь есть специальная молит­ва, которая читается перед тем, как присту­пать к Священному Писанию. Эта молитва на­чинается словами: «Господи Иисусе Христе, открой мои очи сердечные, чтобы я, услыша Слово Твое, уразумел оное и исполнил во Твою...», там есть просьба: «отверзи очи мои...»

—Для верующего человека очевидно, что надо прочитывать Священное Писание каж­дый день, потому что как нельзя, например, человеку выходить без одежды, так нельзя и душу оголять, а как раз благодаря каждо­дневному чтению Священного Писания ду­ша облачается в духовную защиту.

А что, на ваш взгляд, мешает человеку увидеть в Библии Божественность, почувство­вать ее благодатность?

—Самость. Потому что если человек при­вык быть центром вселенной, то он изна­чально определил для себя, что только его мнение является правильным, в таком слу­чае ему очень трудно воспринимать Премуд­рость Божью.

То есть это он с постамента своего «я» и своего опыта оценивает Библию и Бога и даже не допускает мысли, что это неверная система координат?

—Да. ВЕвангелии от Матфея рассказыва­ется, как ученики спросили Иисуса, почему Он говорит людям, окружавшим Его, прит­чами. И Иисус отвечает: «...потому...что они видя не видят, и слыша не слышат» (Мф. 13. 13). А потом Иисус объяснял притчи, потому что даже Его ученики не могли вместить многого, а что уж говорить о людях, которые слушали проповедь в первый раз.

В Евангелии говорится, как после Воскре­сения Христова Господь отверз ум Своим уче­никам для уразумения Святого Писания (Лк. 24. 45). То есть на то, чтобы мы поняли что-то, тоже нужна воля Божья, или помощь Божья?

—Конечно, но Священное Писание, оно потому и Священное, что предполагает дру­гое действие, нежели просто эмоциональный стресс от услышанного, или информацион­ную передачу каких-то сведений и каких-то быстропроходящих чувств. Тут идет духовное воздействие, я бы сказал «точное попадание в душу», но в случае, если сам человек способен это воспринимать. Апостол Павел гово­рил: «В злохудалую душу премудрость Божья не войдет». Точнее, по-моему, не скажешь. Главное, что «огрубело сердце их», — говорил о таких людях Иисус, вот поэтому многие и не воспринимают Слово Божье.

Владыка, а как читать Библию и какие ис­кушения могут подстерегать человека?

—Общий совет дать невозможно: сущест­вует свое правило для мирян, свое — для свя­щенников, свое — для монашествующих. Но надо помнить, что всегда, когда начинаешь дело Божье выполнять, то это трудно, это всегда будут какие-то искушения. Напри­мер, то вдруг какая-то невероятная лень на тебя нападает, то начинает возникать какая-то череда препятствий, отвлекающих тебя. Но все равно надо побуждать себя делать дело.

А если перестаешь понимать, читать ли дальше?

—Да, должно быть преодоление челове­ком себя. Иоанн Златоуст советовал не пре­небрегать чтением Писания, независимо от того, понимаем ли мы содержание, или нет: «Постоянное упражнение в чтении напечат­левает неизгладимое в памяти.., и часто то, чего мы сегодня не могли понять, вдруг по­нимаем, приступив к чтению завтра, потому что человеколюбивый Бог невидимо просве­щает нам ум».

Владыка, очень важный вопрос — вопрос точности перевода. Тот же Иоанн Златоуст го­ворил, что в Писании ни одна йота, ни одна черта не употребляется напрасно. Почему мы уверены, что за тысячелетия существования Библии не произошли ее искажения?

—Точность перевода Библии — вопрос очень серьезный, он остается актуальным и по сей день, и здесь задействованы лучшие силы. Без точного перевода невозможно по­нять смысл. Классический пример: в рус­ском переводе Библии есть такая строчка: «Дух Божий носился над водою» (Быт. 1.2). Но, может быть, более точным был бы пере­вод, если бы вместо глагола «носился» стал бы глагол «оживотворял», или «согревал Своим дыханием», или «из бесформенной материи призывал к жизни какие-то фор­мы». По сути это было бы точнее. И таких примеров можно привести множество. И тут важно понимать, что точный перевод Биб­лии — это точное духовное восприятие, это возможность общения с Богом и правиль­ный путь.

А как и когда был сделан перевод Библии, которой мы пользуемся?

—На старославянский язык Библия была переведена во второй половине IX века свя­тыми братьями Кириллом и Мефодием. Они перевели Библию с греческого перевода се­мидесяти — Септуагинты, а также с древне­еврейского текста и с латинской Вульгаты. Делались переводы на русский язык и с ев­рейского — Ветхий Завет. Перевод Кирилла и Мефодия лежит в основе сегодняшнего цер­ковнославянского текста, официально при­нятого Русской Православной Церковью. В XIX веке была начата работа по переводу Библии на русский язык, и в 1856 году, по предложению святого митрополита Москов­ского Филарета, Синод Русской Православ­ной Церкви возобновил работу по переводу Библии на русский язык. Труд по переводу был поручен профессорам четырех духовных академий — Петербургской, Московской, Киевской и Казанской. В 1876 году полная Библия на русском языке увидела свет, этот перевод, называемый Синодальным, сейчас является единственным общепринятым пе­реводом Священного Писания на русский.

Владыка, а как вы относитесь к адапта­ции Библии, например, к детской Библии?

—Если при такой адаптации не раскрывает­ся душевная суть Священного Писания, а просто упрощенно пересказывается событий­ный ряд, то это, конечно, большое искаже­ние. Но если при упрощении формы удается сохранить духовную суть, то такая адаптация имеет право на существование. Я помню, как в воскресной школе мы с детьми разбирали пятидесятый, покаянный псалом, и заговори­ли о грехе. И одна девочка, ей было лет во­семь, дала удивительно точное определение, она сказала: «Грех — это то, чего не хочет Бог». Она почувствовала суть. В этом-то и удиви­тельная, непостижимая глубина Библии.

Она открывается и ребенку, и мудрецу.

— Да, я знаю одного физика-теоретика, доктора наук, который всю жизнь занимался проблемой времени, но однажды открыл книгу блаженного Августина «О Граде Божием» и не мог оторваться от нее. Он мне потом признался, что всю жизнь шел к одному научному выводу, а оказалось, что это все давно было известно и давно написано, все это уже было в Библии.

Атеистическая пропаганда приучила нас к мысли, что наука и религия антагонистичны. Так ли это?

— Существует какое-то ложное, искусственно придуманное противоречие между Библией и наукой. Кажется, что законы ми­ра познает наука, а Библия, мол, это устарев­ший взгляд на устройство Вселенной. Но мы знаем, что есть два вида познания этого ми­ра — это естественный путь и сверхъестест­венный путь. Первый — это как раз путь на­учного познания, и, кстати говоря, методы науки каждый раз меняются, и вместе с ни­ми меняются и научные представления. Да­же не сравнивая физику Ньютона с физикой Эйнштейна, достаточно просто проследить, как изменились представления физиков в течение двадцатого века. Это совершенно разные картины мира. И это понятно, пото­му что естественный путь открытий заклю­чается в постепенном познании законов ми­ра. А Библия — это сверхъестественное от­кровение, это то, что Господь дал нам. И по­этому это целостная картина мира. Кстати, немногие знают, что Ньютоном написаны богословские труды на Откровение святого Иоанна Богослова и Книгу пророка Дании­ла. И этими трудами он гордился не меньше, чем открытиями в физике. Кроме Ньютона, известно, что религиозными, верующими людьми были ученые Николай Коперник, Иоганн Кеплер, Галилей, Лейбниц (созда­тель системы дифференциального исчисле­ния и автор богословского труда «О благости Божьей, свободе человека и начале зла»). Ве­рующими были Карл Линней (основатель систематизации растений), физик и химик Роберт Бойль, предвестник открытия радио­активности, Антуан Беккерель, Ян Флеминг, открывший пенициллин и утверждавший, что на самом деле он ничего не открывал, а только увидел то, что создано Господом.

Грегор Мендель, за сто лет до возникнове­ния науки генетики открывший ее фундамен­тальные законы, вообще был монахом.

—А Луи Пастер, а основатели квантовой механики Нильс Бор и Макс Планк! Среди русских ученых было очень много глубоко верующих: братья Вавиловы, И.П. Павлов, Д.И. Менделеев, СП. Королев. А святитель Лука (Войно-Ясенецкий) — хирург, автор как знаменитых «Очерков гнойной хирур­гии», так и классического богословского тру­да «Дух, душа и тело». А такой знаменитый ученый-физик, как Борис Николаевич Раушенбах, сочетавший в себе и блес­тящего физика, и богослова, сделав­ший интереснейшие открытия в иконографии. Этот список можно было бы продолжить. Как правило, истинная наука и неискаженное богословие всегда вместе, они соз­дают целостную картину мира.

 

 

Жизнь как у Христа за пазухой,

Или


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал