Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Как читать Библию?
— Владыка, продолжая разговор о Библии, о вечной книге, давайте поговорим о том, как ее читать? Библейскими образами пронизаны и наша культура, и наш язык — мы уже касались этого в прошлой беседе. Но образность свойственна и видениям, которые приходят к героям Библии. А что такое сны в библейском тексте? С одной стороны, герои Библии получают в своих снах очень важную информацию. Во сне Иаков видит лестницу до самого неба и Ангелов, которые восходят и спускаются по ней (Быт. 28. 12). Во сне Господь открывает Иакову его будущее. Именно во сне к праведному Иосифу является Ангел Господень и возвещает о Боговоплощении (Мф. 2. 20), во сне получают откровение и волхвы (Мф. 2. 12). Во сне Ангел Господень является к Иосифу, чтобы предупредить о том, что Ирод ищет Младенца, чтобы погубить Его. Этот список можно было бы продолжить, но ясно, что в Библии сны часто бывают источником жизненно важной информации. С другой стороны, известно, что Церковь не приветствует чрезмерную внимательность к своим снам. В чем тут дело? — Действительно, сны могут являться способом передачи информации, когда человеку во сне является Ангел Хранитель и предупреждает о чем-то или когда во сне являются близкие люди, ушедшие ко Господу, и человек получает какие-то предостережения. Чаще всего это достаточно ясные вещи, не требующие каких-то тайных знаний и ухищренных толкований. Но совсем другое дело, когда сны становятся предметом нездорового интереса, вглядывания, когда люди начинают по сонникам как-то их толковать. Фактически это тоже гадание, и в этом случае поступками людей начинают управлять домыслы и фантазии. Получается дикая спекуляция на реально существующем явлении, и спекуляция небезопасная для духовного здоровья человека. — То есть вопрос в том, чему и кому мы вверяемся: воле Божьей или составленному кем-то соннику, начиная строить свою жизнь согласно его предписаниям. —Да, ну а появление «профессионалов», я употребляю это слово в кавычках, вообще недопустимо, для Церкви и верующего человека это совершенно неприемлемо. — Владыка, очень много видений, пожалуй, в самой загадочной книге - Откровении святого Иоанна Богослова, или Апокалипсисе. А почему там все зашифровано? Чтобы не каждый мог понять? — Нет, там не зашифровано, это неправильный взгляд. Просто существует свой язык Апокалипсиса. И этот язык — образный. Ведь невозможно все описать рационально, есть явления, которые рациональному объяснению не поддаются. Ну как, например, рационально описать чувство любви или чувство страха? Здесь каждый опишет их по-своему, но обязательно прибегнет к каким-то образам, и у каждого они будут свои. Видеть будущее, а книга Откровение святого Иоанна Богослова, как раз о грядущей судьбе мира, — это значит предвещать события. Но эти события, во-первых, как минимум совершенно другого временного порядка. И как же можно, находясь во времени реальном, описать, объяснить откровение, которое ты получил? Поэтому образная система Апокалипсиса помогает духовному восприятию этой книги, и будет неправильным ее буквальное толкование. За каждым образом и символом стоит тайна, которая открывается лишь духовному зрению. При этом надо очень хорошо знать культуру, в которой это писалось, быть в нее погруженным, хорошо знать историю, учитывать личные качества автора, глубоко понимать терминологию: «Удерживающий», «число 666», «число зверя» и т.д. Но главное, надо быть все-таки движимым Духом, чтобы открылся смысл пророчеств. Как говорится, «подобное познается подобным», поэтому невозможно понять что-либо, если ты не имеешь в себе качеств духовного видения. Потому что если ты их не имеешь, то обязательно собьешься либо на рационалистическое толкование, либо на каббалистическое, либо в какое-то иное. — А в чем, по-вашему, ограниченность взгляда на Библию только как на исторический документ или литературное произведение? —Люди не ведают ее богодухновенности. А это совсем другое качество вдохновения. Музы бывают разные: кого-то вдохновляют женщины, кого-то желание славы, кто-то может писать даже под воздействием каких-то наркотических веществ. А здесь богодух-новенность. И это надо почувствовать. Поэтому надо начинать чтение Библии с каких-то книг, растолковывающих ее. Например, есть «Толковая Библия» под редакцией профессора А.П. Лопухина, можно начать с нее. Это тем более следует делать, потому что современному человеку с его клиповым сознанием хочется всего сразу, ему некогда думать, у него даже нет досуга, чтобы подумать, поэтому так важно иметь вспомогательную литературу. — Владыка, а ведь есть специальная молитва, которая читается перед тем, как приступать к Священному Писанию. Эта молитва начинается словами: «Господи Иисусе Христе, открой мои очи сердечные, чтобы я, услыша Слово Твое, уразумел оное и исполнил во Твою...», там есть просьба: «отверзи очи мои...» —Для верующего человека очевидно, что надо прочитывать Священное Писание каждый день, потому что как нельзя, например, человеку выходить без одежды, так нельзя и душу оголять, а как раз благодаря каждодневному чтению Священного Писания душа облачается в духовную защиту. — А что, на ваш взгляд, мешает человеку увидеть в Библии Божественность, почувствовать ее благодатность? —Самость. Потому что если человек привык быть центром вселенной, то он изначально определил для себя, что только его мнение является правильным, в таком случае ему очень трудно воспринимать Премудрость Божью. — То есть это он с постамента своего «я» и своего опыта оценивает Библию и Бога и даже не допускает мысли, что это неверная система координат? —Да. ВЕвангелии от Матфея рассказывается, как ученики спросили Иисуса, почему Он говорит людям, окружавшим Его, притчами. И Иисус отвечает: «...потому...что они видя не видят, и слыша не слышат» (Мф. 13. 13). А потом Иисус объяснял притчи, потому что даже Его ученики не могли вместить многого, а что уж говорить о людях, которые слушали проповедь в первый раз. — В Евангелии говорится, как после Воскресения Христова Господь отверз ум Своим ученикам для уразумения Святого Писания (Лк. 24. 45). То есть на то, чтобы мы поняли что-то, тоже нужна воля Божья, или помощь Божья? —Конечно, но Священное Писание, оно потому и Священное, что предполагает другое действие, нежели просто эмоциональный стресс от услышанного, или информационную передачу каких-то сведений и каких-то быстропроходящих чувств. Тут идет духовное воздействие, я бы сказал «точное попадание в душу», но в случае, если сам человек способен это воспринимать. Апостол Павел говорил: «В злохудалую душу премудрость Божья не войдет». Точнее, по-моему, не скажешь. Главное, что «огрубело сердце их», — говорил о таких людях Иисус, вот поэтому многие и не воспринимают Слово Божье. — Владыка, а как читать Библию и какие искушения могут подстерегать человека? —Общий совет дать невозможно: существует свое правило для мирян, свое — для священников, свое — для монашествующих. Но надо помнить, что всегда, когда начинаешь дело Божье выполнять, то это трудно, это всегда будут какие-то искушения. Например, то вдруг какая-то невероятная лень на тебя нападает, то начинает возникать какая-то череда препятствий, отвлекающих тебя. Но все равно надо побуждать себя делать дело. — А если перестаешь понимать, читать ли дальше? —Да, должно быть преодоление человеком себя. Иоанн Златоуст советовал не пренебрегать чтением Писания, независимо от того, понимаем ли мы содержание, или нет: «Постоянное упражнение в чтении напечатлевает неизгладимое в памяти.., и часто то, чего мы сегодня не могли понять, вдруг понимаем, приступив к чтению завтра, потому что человеколюбивый Бог невидимо просвещает нам ум». — Владыка, очень важный вопрос — вопрос точности перевода. Тот же Иоанн Златоуст говорил, что в Писании ни одна йота, ни одна черта не употребляется напрасно. Почему мы уверены, что за тысячелетия существования Библии не произошли ее искажения? —Точность перевода Библии — вопрос очень серьезный, он остается актуальным и по сей день, и здесь задействованы лучшие силы. Без точного перевода невозможно понять смысл. Классический пример: в русском переводе Библии есть такая строчка: «Дух Божий носился над водою» (Быт. 1.2). Но, может быть, более точным был бы перевод, если бы вместо глагола «носился» стал бы глагол «оживотворял», или «согревал Своим дыханием», или «из бесформенной материи призывал к жизни какие-то формы». По сути это было бы точнее. И таких примеров можно привести множество. И тут важно понимать, что точный перевод Библии — это точное духовное восприятие, это возможность общения с Богом и правильный путь. — А как и когда был сделан перевод Библии, которой мы пользуемся? —На старославянский язык Библия была переведена во второй половине IX века святыми братьями Кириллом и Мефодием. Они перевели Библию с греческого перевода семидесяти — Септуагинты, а также с древнееврейского текста и с латинской Вульгаты. Делались переводы на русский язык и с еврейского — Ветхий Завет. Перевод Кирилла и Мефодия лежит в основе сегодняшнего церковнославянского текста, официально принятого Русской Православной Церковью. В XIX веке была начата работа по переводу Библии на русский язык, и в 1856 году, по предложению святого митрополита Московского Филарета, Синод Русской Православной Церкви возобновил работу по переводу Библии на русский язык. Труд по переводу был поручен профессорам четырех духовных академий — Петербургской, Московской, Киевской и Казанской. В 1876 году полная Библия на русском языке увидела свет, этот перевод, называемый Синодальным, сейчас является единственным общепринятым переводом Священного Писания на русский. — Владыка, а как вы относитесь к адаптации Библии, например, к детской Библии? —Если при такой адаптации не раскрывается душевная суть Священного Писания, а просто упрощенно пересказывается событийный ряд, то это, конечно, большое искажение. Но если при упрощении формы удается сохранить духовную суть, то такая адаптация имеет право на существование. Я помню, как в воскресной школе мы с детьми разбирали пятидесятый, покаянный псалом, и заговорили о грехе. И одна девочка, ей было лет восемь, дала удивительно точное определение, она сказала: «Грех — это то, чего не хочет Бог». Она почувствовала суть. В этом-то и удивительная, непостижимая глубина Библии. — Она открывается и ребенку, и мудрецу. — Да, я знаю одного физика-теоретика, доктора наук, который всю жизнь занимался проблемой времени, но однажды открыл книгу блаженного Августина «О Граде Божием» и не мог оторваться от нее. Он мне потом признался, что всю жизнь шел к одному научному выводу, а оказалось, что это все давно было известно и давно написано, все это уже было в Библии. — Атеистическая пропаганда приучила нас к мысли, что наука и религия антагонистичны. Так ли это? — Существует какое-то ложное, искусственно придуманное противоречие между Библией и наукой. Кажется, что законы мира познает наука, а Библия, мол, это устаревший взгляд на устройство Вселенной. Но мы знаем, что есть два вида познания этого мира — это естественный путь и сверхъестественный путь. Первый — это как раз путь научного познания, и, кстати говоря, методы науки каждый раз меняются, и вместе с ними меняются и научные представления. Даже не сравнивая физику Ньютона с физикой Эйнштейна, достаточно просто проследить, как изменились представления физиков в течение двадцатого века. Это совершенно разные картины мира. И это понятно, потому что естественный путь открытий заключается в постепенном познании законов мира. А Библия — это сверхъестественное откровение, это то, что Господь дал нам. И поэтому это целостная картина мира. Кстати, немногие знают, что Ньютоном написаны богословские труды на Откровение святого Иоанна Богослова и Книгу пророка Даниила. И этими трудами он гордился не меньше, чем открытиями в физике. Кроме Ньютона, известно, что религиозными, верующими людьми были ученые Николай Коперник, Иоганн Кеплер, Галилей, Лейбниц (создатель системы дифференциального исчисления и автор богословского труда «О благости Божьей, свободе человека и начале зла»). Верующими были Карл Линней (основатель систематизации растений), физик и химик Роберт Бойль, предвестник открытия радиоактивности, Антуан Беккерель, Ян Флеминг, открывший пенициллин и утверждавший, что на самом деле он ничего не открывал, а только увидел то, что создано Господом. — Грегор Мендель, за сто лет до возникновения науки генетики открывший ее фундаментальные законы, вообще был монахом. —А Луи Пастер, а основатели квантовой механики Нильс Бор и Макс Планк! Среди русских ученых было очень много глубоко верующих: братья Вавиловы, И.П. Павлов, Д.И. Менделеев, СП. Королев. А святитель Лука (Войно-Ясенецкий) — хирург, автор как знаменитых «Очерков гнойной хирургии», так и классического богословского труда «Дух, душа и тело». А такой знаменитый ученый-физик, как Борис Николаевич Раушенбах, сочетавший в себе и блестящего физика, и богослова, сделавший интереснейшие открытия в иконографии. Этот список можно было бы продолжить. Как правило, истинная наука и неискаженное богословие всегда вместе, они создают целостную картину мира.
Жизнь как у Христа за пазухой, Или
|