Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Как была написана Библия?
— Владыка, в нашей почте много писем, связанных с книгой книг, Библией. Давайте сегодня поговорим о книге, самым старым страницам которой почти три тысячи лет. О первой книге, вышедшей из-под печатного станка Гуттенберга, которая на сегодня ежегодно распространяется тиражом около 30 млн. экземпляров. О книге, переведенной на 600 языков и являющейся Священной для миллионов верующих. О книге, сюжеты которой несколько десятков столетий вдохновляют писателей, поэтов, художников и без знания которой невозможно понять мировую культуру. —Само слово «библио», по-видимому, происходит от названия древнего средиземноморского города Библ (побережье современного Ливана, сейчас город Джбайл), где, возможно, более чем за полтора тысячелетия до н.э. изобрели алфавит. Библ был крупным портовым ханаанским городом, в котором, по крайней мере с XVIII в. до н.э., шла оживленная торговля с Грецией и Египтом, в том числе кедровой древесиной и папирусом. Наверное, кому-то из писцов города Библа, владеющему как клинописью, так и иероглифическим письмом, однажды пришло в голову, что написание текстов можно упростить, если один знак будет обозначать один звук. Греки, заимствовавшие изобретенный алфавит, стали использовать название города как слово, обозначающее написанный таким способом текст, а потом и как слово, обозначающее книгу, — «библос». Но, строго говоря, Библия — это не одна книга, а собрание книг, написанных более чем сорока авторами в течение четырнадцати столетий. Ее книги писали начиная с XIII в. до н.э. до II в. по РХ в Аравийской пустыне, Палестине, Вавилоне, Греции и Риме. Среди авторов книги книг люди всех общественных слоев: и царь, и крестьянин, и пастух, и философ, и рыбак, и государственный деятель, и ученый, и врач, и сборщик налогов. Старейшие известные рукописи Ветхого Завета, свитки, дошедшие до нас, датируются приблизительно временем Иисуса Христа (свитки общины, жившей у Мертвого моря). А отрывок текстов из всех четырех Евангелий был найден в вещах солдата — папирус датируется 120-м годом. То есть уже в это время существовали все четыре Евангелия. Известно, что самым поздним из них было Евангелие от Иоанна, ученые считают, что оно было написано не позже 60-го года после Рождества Христова. Ко времени Иисуса Христа древнееврейское Священное Писание включало в себя все тридцать девять книг, известных нам сегодня как Ветхий Завет. И большинство книг нашего Ветхого Завета цитируется в Новом Завете. Сейчас вряд ли возможно установить точно, как именно на протяжении тысячелетий из многих разных книг складывался Ветхий Завет, но принятая в иудаизме традиция приписывает собирание книг Ветхого Завета в единое целое книжнику Ездре, то есть это произошло около 400 г. до н.э. В то время Ветхий Завет существовал на древнееврейском языке, но во время царствования фараона Птоломея Филадельфа (285-246 гг. до н.э.) по его указанию был сделан перевод книг Ветхого Завета на древнегреческий язык. Перевод осуществили семьдесят два толковника, поэтому он называется переводом семидесяти — Септуагинтой. Историки считают, что этот древнегреческий перевод Ветхого Завета был предназначен для иудеев, живших в Египте. — То есть во времена Христа существовал и древнееврейский текст Ветхого Завета, и его древнегреческий перевод? —Да, ведь греческий язык был одним из основных языков Римской империи, и важно, что дошедшие до наших дней переводы в целом подтверждают точность сохранившихся древнееврейских рукописей. То, что большинство христиан I века называло «Библией», было греческим переводом Ветхого Завета. Вероятно, первые христианские общины, следуя обычаю, принятому в иудейских синагогах, читали во время собраний определенные места из Ветхого Завета, и для христиан было естественным дополнять чтение ветхозаветных Писаний рассказами об учении Христа и Его жизни. Евангелие (от греч. — «благая весть») было написано не позднее 90-го года от РХ, на древнегреческом языке. Уже к 200 г. из всех Писаний о Христе признание Церкви получили только четыре Евангелия, хотя существовали многочисленные апокрифы. А в 363 г. на Лаодикийском и в 397 г. на Карфагенском соборах был утвержден список книг Нового Завета, соответствующий нашему, за одним исключением: в лаодикийском списке отсутствовала книга Откровений. — То есть канонически Библия с Новым Заветом оформилась к IV веку от РХ? —Да, так называемый Синайский кодекс («кодекс» — это книга, в которой страницы скреплялись почти так же, как и в современных книгах), датируемый IV в., содержит Новый Завет полностью. А вот вопрос канона — это очень сложный вопрос, скажем только, что те книги, которые читались за Богослужением, относятся к каноническим, а те, которые не читались, — к неканоническим. Кроме тридцати девяти книг Ветхого Завета, у иудеев были и другие священные писания, впоследствии вышедшие из употребления. К ним при выработке греческого канона христианской Библии было проявлено такое же уважение, как и к прочим ветхозаветным книгам, но все же они не имеют той же степени канонического достоинства и их называют «второканоническими книгами». Второканонические книги считают не богослужебными книгами, а книгами, благословленными для домашнего чтения. В нашу, Синодальную Библию включено одиннадцать второканонических книг Ветхого Завета, но кроме этих книг есть еще так называемые апокрифы (от греч. — скрытый, тайный), подложные книги, например, Евангелие от Фомы, Евангелие Детства, Апокалипсис от Моисея. Эти подложные книги Церковью никак не используются. — Таким образом Библия нашего, Синодального перевода содержит тридцать девять канонических книг Ветхого Завета плюс одиннадцать книг второканонических и... —...двадцать семь книг Нового Завета. — То есть всего семьдесят семь книг. —И все это собрание книг, старшей из которых более трех тысяч лет, повествует о Спасительной истории, о домостроительстве Спасения. Библия начинается с книги Бытие, книги начал, в которой рассказывается о сотворении Богом нашего мира и человека, о грехопадении, а дальше книги Библии дают нам картину развития и становления человеческого духа от самых первобытных времен до пришествия в наш мир Христа. Заканчивается Библия книгой Откровение, которая принадлежит к так называемой апокалиптической литературе («апокалипсис» — греч. — «откровение»). Апокалипсис в Новом Завете стоит особняком, это книга, в которой в зашифрованной образной форме, форме видений, Бог рассказывает о грядущей судьбе мира. — Владыка, конечно, удивительно, что все эти книги, написанные в течение четырнадцати веков, в разных местах, людьми различного соци ального происхождения, образования, исторического опыта, при этом имеют цельность замысла. Они непротиворечивы и в них идет развитие этого замысла от эпохи к эпохе. Мы видим, что пророчества, произнесенные в одной книге, сбываются в другой. Все эти книги, даже разные по жанру, не только пронизаны единой темой, но и несут одну образную систему, символику. Самый очевидный пример - числа. А в Библии мы найдем бесконечное повторение числа три, числа семь, чисел двенадцать, сорок... —Да, за этими числами стоит своя символика. В Библии вообще нет ничего случайного. А удивительное единство Библии как раз объясняется Ее боговдохновенностью, или, как еще говорят, богодухновенностью. Ведь, смотрите, чем больше читаешь Библию, тем большая глубина открывается перед тобой. И это абсолютно не связано с гениальностью авторов, это совершенно особый дар, который мы называем боговдохновенностью. Не просто вдохновение, которое тоже присутствует и в той или иной мере, свойственно любому творчеству, а дар от Бога. Надо понимать, что книги Библии написаны Божьими людьми - пророками, святыми, апостолами, движимыми Духом Святым. И в каждой книге Библии соединен и исторический контекст, и личность автора с его человеческой индивидуальностью, и Божественное вдохновение. — Наверное, подобно тому, как пишет о себе святой Иоанн Богослов в Откровении: «Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу...» (Откр. 1. 10-11). —Есть несколько точек зрения на богодухновенность Библии. Одна из них - вербальная теория, которая говорит о том, что каждое слово Библии продиктовано Богом. Есть, напротив, взгляд, когда считают, что Священное Писание написано людьми и ничего Божественного в нем нет. А есть теория о гармоничности создания Священного Писания. Эта теория подразумевает, что священные писатели — пророки, святые, апостолы, были вдохновлены свыше Духом Святым, но они излагали все это, не теряя своих личностных качеств. Известный факт: четыре Евангелия написаны четырьмя различными людьми, и каждое индивидуально. Мы можем почувствовать уровень образования, и социальную среду евангелиста, и его личностные качества. Например, известно, что евангелист Лука был врачом, в одном из документов, датируемом 170 г., о нем говорится так: «Лука, сириец, родом из Антиохии, врач, ученик апостола Павла...» Так вот, Лука очень активно привносит в описание жизни Христа и Его учения медицинские термины — для него это естественно. Он ученый, и для Евангелия от Луки, так же как и для книги Деяния Апостолов, авторство которой тоже принадлежит Луке, свойственна научная строгость и аккуратность. Но главное, что священные писатели — люди разные — всегда рассказывали о Боге, движимые Духом Святым. — Владыка, а сама Библия, которую мы называем Священным Писанием, обладает благодатью? Ведь описано много случаев исцелений по слову Библии. В молитвословах есть молитвы, начинающиеся словами: «Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего словами Божественного Евангелия...», и дальше надо читать по главе из него... —Священное Писание благодатно уже по самому определению, оно благодатно воздействует на жизнь людей. — И неверующих тоже, или они там ничего не увидят, им не откроется? —Ну, это не нам судить — откроется или не откроется, это Господь открывает. Бывает, люди начинали читать эту великую книгу с тем, чтобы написать на нее потом пародию, но соприкосновение со Священным Писанием приводило их к вере. А сколько случаев исцеления! «Из всех недугов, обременяющих человеческую природу, нет ни одного, ни душевного, ни телесного, который бы не получил врачевства из Писания, - говорил Иоанн Златоуст, - чтение Писания окружает дух стеною,...ставит выше диавольских стрел». Священное Писание - это духовный меч, но меч, как сказано, обоюдоострый, и человек, приступающий к его чтению, должен это осознавать.
|