Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Беседа 3. «Богородице Дево, радуйся »
«Богородице Дево, радуйся…» (о молитвах к Пречистой Богородице)
— Владыка, сегодня, продолжая наш разговор о почитании Пресвятой Богородицы, хотелось бы, чтобы вы рассказали о молитвах к Ней. В прошлых номерах мы уже писали о том, что молитва «Богородице Дево, радуйся...» состоит из слов Архангела Гавриила и праведной Елисаветы, исполнившейся Духа Святого. То есть эта молитва пришла к нам из мира горнего, и каждый раз, повторяя ее, мы возвращаем эти слова в то небо, откуда они были ниспосланы. Но, кроме этого ангельского приветствия, Богородице написано много других молитв — они входят и в утреннее молитвенное правило, и в вечернее. Владыка, кем и когда написаны эти молитвы и вообще, как они пишутся? — Существуют специальные сборники, которые содержат более пятисот молитв Пресвятой Богородице. Среди них есть молитвы фактически на каждый случай жизни. Например, есть молитва перед иконой, которая называется «Помощница в родах», или перед иконой «Прибавление ума», перед иконой «Скоропослушница», или перед иконой «Во скорбях и печалях утешение». Пресвятая Богородица усыновила весь род человеческий, а душа человека, по словам Тертуллиана, христианка, поэтому она и обращается к Божьей Матери, «теплой Заступнице мира холодного». В нашей духовной жизни мы подражаем миру небесному, а слова почитания Пресвятой Богородицы даны в Евангелии, поэтому это Евангельское величание Богородицы стало образцом для других молитв. И тут мне хотелось бы отметить, насколько важно правильно назвать что-либо или кого-либо, потому что правильно назвать — это значит определить сущность. Мы говорим: «Царица Преблагая», «Всемилостивая», «Милосердная», «Предстательница», «Ходатаица», «Покровительница», и мы обозначаем Кто Она нам. Кроме того, каждое наше обращение к Богородице соизмеряет небо и землю, поэтому в каждом обращении к Богородице есть что-то очень высокое, возвышенное: «Царица Небесная», «Пресвятая», «Пречистая». «Честнейшая херувим и Славнейшая без сравнения серафим» (т.е. достойная почитания больше херувимов и по славе Своей, несравненно, выше серафимов) - здесь уже идет обозначение места Богородицы в небесной иерархии. Кстати, по преданию, древнее величание Богородицы «Честнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим, без нетления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем» было сложено песнопевцем св. Космой Маиумским в VIII веке. И уже позже, в X веке, к этому величанию были добавлены слова «Достойно есть яко воистин-ну блажити Тя Богородицу, Присноблажен-ную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего». Церковь хранит предание о том, что этому молитвословию научил инока Афонского монастыря сам Архангел Гавриил, и с тех пор молитва «Достойно есть...» вошла в церковный обиход. Она еще называется «Хвалебная песнь Богородице». А икона, перед которой впервые прозвучала эта молитва, так и стала называться: «Достойно есть...» — То есть даже и в послеевангельские времена возникновение молитвы — это не просто акт творчества человека? — Молитва пишется Духом Святым. Написание молитвы — это не какое-то рационалистическое действие. Это происходит по вдохновению. Но всякое творчество, если оно истинно, направляется и вдохновением, которое совершается Духом Святым и, безусловно, человеческим началом. Тут такая синергия. Дух Святой действует через людей, и уже индивидуальность самого человека тоже накладывает свой отпечаток. Поэтому-то каждое песнопение, молитвословие имеет свои особенности, в зависимости от того, кем был автор. — Да, например, в молитвах на сон грядущим есть молитва святого Иоанна Дамаскина к Спасителю, которая сразу начинается таким вопросом: «Владыко Человеколюбче, не уже ли мне одр сей гроб будет, или еще окаянную мою душу просвятиши днем?» Тут сразу чувствуешь характер того, кто это написал. —Конечно. Со святым Иоанном Дамаскиным — защитником иконопочитания, автором огромного количества служб, связана знаменитая история о чудесном исцелении. В период иконоборчества (XIII в.) Иоанн Дамаскин был ревностным защитником икон, и тогда его враги подстроили, чтобы ему по клеветническому навету отсекли руку... Жестоко страдающий и от физической боли, и от нанесенной обиды Иоанн взмолился Богородице. И произошло чудо: он был исцелен, отсеченная рука приросла. В память о чудесном исцелении Иоанн Дамаскин приделал к нижней части иконы Богородицы, перед которой он молился, серебряное изображение руки - отсюда и название иконы «Троеручица». А благодарность к Богородице, его чудесной Исцелительнице, вылилась в молитву, которая начинается словами: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь...» — Значит, человек пишет молитву из благодарности, из любви, от полноты чувств? —Да нет, это не просто какие-то томления или человеческие чувствования. Молитва пишется, когда Дух Божий нисходит на человека. И это уже призванность. Не просто ситуация, когда человек решил, что сегодня он напишет молитву, и он начинает искать способы написания, правила. Да, у каждого верующего есть свой личный опыт общения с Богом, и этот опыт может выразиться в том, что человек напишет свою молитву, но ведь это совсем не значит, что она станет достоянием всех. Ведь для того, чтобы это случилось, надо, чтобы она была написана человеком, укорененном в вере. Потому что эта укорененность означает, что человек правильно исповедует свою веру и правильно ее излагает. И тут очень важно то, что молитвы пишутся теми, кто действительно призван Самим Богом. Например, мы уже рассказывали про пятидесятый псалом. Ясно, что это был какой-то величайший акт покаяния и что он был принят Богом именно как покаяние, и именно поэтому стал гимном для всех кающихся. Да, написанию этого псалма предшествовало падение, но не надо забывать о том, что царь Давид был избран Богом. И поэтому, когда он обращался к Богу, то он в какой-то момент становился, если хо тите, орудием Божьим, гласом Божьим. Тут, повторяю, была призванность Богом. Поэтому отличительная черта молитвы святой, молитвы общецерковной от молитвы индивидуальной, когда человек сам, своими словами беседует с Богом, в том, что она написана Божьим вдохновением. И есть еще одно немаловажное обстоятельство: Церковь всегда обращает внимание не только на то, что это за произведение, но и на то, кто его написал. Потому что мы знаем, что Священное Писание было написано не просто людьми, движимыми Духом Святым, но людьми святыми. — Кстати, подавляющее большинство молитв не имеет авторства. Почему? —Многие молитвы переводились на цер-ковно-славянский с других языков, и не всегда было важно, кто автор этих молитв. Главным тут было то, что они уже утвердились в богослужении. Плюс ко всему, критерием их боговдохновенности являлась интуиция людей, просвященных Духом, — и именно она и подсказывала, принимать ту или иную молитву, или нет. Со времен равноапостольных Кирилла и Мефодия существовали специальные монастырские школы, которые занимались переводом богослужебных текстов, и в этом случае критерием был их авторитет. — А как молитва становится канонической? — Существует процедура принятия того или иного богослужебного текста Священным Синодом и специальной Богослужебной комиссией. Это если мы говорим о современной практике. — Владыка, молитва всегда имеет какую-то структуру, и если ты ее знаешь, то молитву легче понять. Сначала идет обращение к Богородице, потом рассказывается о том, что происходило с Божией Матерью или Ее иконой, а дальше идет прошение, которое заканчивается величанием. Может быть, вы сейчас поясните какую-нибудь общеупотребительную молитву Богородице. —Ну, давайте рассмотрим одну из утренних молитв к Пресвятой Богородице. Она начинается так: «Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение, и вся скверная, лукавая и хульная помышления...» Обратите внимание на то, как это прошение похоже на великопостную молитву преподобного Ефрема Сирина «Владыко живота моего...» Сначала идет обращение, а дальше мы перечисляем то, от чего просим уберечь нас. Затем, и это очень важно, мы просим Богородицу избавить нас «от многих и лютых воспоминаний и предприятий» и освободить «от всех действ злых», то есть от тех поступков, которые были ранее, скажем, предыдущим днем. И заканчивается молитва прославлением Богородицы, которое взято из Евангелия. Эта молитва - прошение к Богородице, чтобы получить благословение на грядущий день. Если взять молитву из вечернего правила, то и здесь мы увидим сначала обращение: «Благаго Царя благая Мати, Пречистая и Благословенная Богородице Ма-рие», затем идет просьба: «милость Сына Твоего и Бога нашего излей на страстную мою душу и Твоими молитвами настави мя на деяния благая», и дальше испрашивается благословение на то, чтобы и ночное время жизни прейти «без порока» и обрести рай. Завершается молитва прославлением Богородицы. — Владыка, а использование именно этих молитв в утреннем и вечернем правиле, наверное, не случайно? —Конечно, это результат духовного опыта многих людей. — То есть они выверены этим духовным опытом. Владыка, а что такое Богородичное правило? —Это правило, которое нам дал преподобный Серафим Саровский. Оно заключается в том, что ежедневно сто пятьдесят раз читается молитва «Богородице Дево, радуйся...» В Дивеевском монастыре, по указанию преподобного Серафима Саровского, была вырыта «святая канавка Царицы Небесной». «Кто канавку эту с молитвой пройдет, да полтораста Богородиц прочтет, — говорил батюшка Серафим, — тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев». Находящаяся в центре монастырской территории канавка была духовным и молитвенным сосредоточием святого места. — Святые отцы советовали в случае уныния и скорби «много раз» повторять молитву «Богородице Дево, радуйся...». —Мы знаем бесчисленное множество примеров, когда молитвенное обращение к Богородице спасало в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях. Один участник Великой Отечественной войны, тогда еще врач, рассказывал мне, как однажды он вместе с ранеными выходил из окружения. Командир был убит, у них не было ни каких-либо запасов еды, ни карт, ни ориентиров, куда идти, а вокруг один лес. И он просто для того, чтобы хотя бы заглушить в себе чувство голода и страха, все время повторял: «Богородице Дево, радуйся...» Молился. И в конце концов, чудом они вышли на поляну, и здесь, на срубе дерева, он увидел стоящую икону Божьей Матери и вдруг понял, куда надо идти. Это чудо, явленное ему, он пронес через всю свою жизнь: после войны стал священником и был очень известным митрополитом. Богородица, усыновившая при Кресте Своего Сына все человечество, простирает Свой покров над каждым. И я бы хотел закончить наш разговор словами молитвы, которую ежедневно в конце вечерни поют на Афоне. Думаю, что эти слова понятны и без перевода: «Под Твою милость притекаем к Тебе...». Аминь.
|