Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О чем Библия?
— Владыка, может быть, детский вопрос: о чем Библия? —Библию называют книгой жизни, и действительно из нее мы узнаем, как зародилась жизнь, как она развивалась и что ждет нас и окружающее нас творение. А раз это книга жизни, то она учит нас тому, как правильно жить. — Но ведь кроме Десяти Заповедей, которые Бог дал людям (книга Исход 20), или, например, Нагорной проповеди Христа (Евангелие), в Библию входит много книг, причина включения которых в Священное Писание не очень понятна. Ну, к примеру, какое дело современному человеку до того, как правили древним Израилем и Иудеей их цари за тысячелетие до н.э.? А этому посвящено сразу несколько книг Библии. Или, возьмем, Книгу Руфи, рассказывающую о взаимоотношениях Руфи со своей свекровью, действие происходит тоже около тысячи лет до н.э. А Песнь Песней? Которая хоть и легла в основу многих литературных произведений, в том числе и купринской «Суламифи», но все же является книгой о любви и явно выбивается из общего ряда других книг Библии. —Это очень поверхностное представление о Библии. Песнь Песней - это книга о люб ви, любви как пути познания Бога. Песнь Песней это диалоги-символы, которые описывают обретение человеческой душой любви к Творцу и к творению. Что касается Книги Руфи, то и у нее вечная тема: верность и любовь. Но, кроме внешнего событийного плана, кроме рассказа об истории семьи, там присутствует Бог. В книге говорится о том, что Бог заботится о каждом человеке, независимо от национальности. Кроме того, Руфь стала прабабушкой царя Давида, а как мы знаем, Христос был из колена Давидова, и моавитянка Руфь упомянута в родословии Иисуса Христа (Мф. 1.5). Авторы исторических книг Библии имели целью показать, как замысел Бога осуществляется в жизни Его народа, поэтому в этих книгах и повествуется обо всех бедствиях, обрушившихся на израильтян, когда те вступали на путь неповиновения Господу. В Первой и Второй книгах Паралипоменон описываются те же события, что и во Второй, Третьей и Четвертой книгах Царств, но существование таких повторов объясняется тем, что составители единого текста взяли все версии и предложили их читателям — это следствие бережного отношения к Священному Писанию. Все книги Библии разделяют на законоположительные, исторические, учительные и пророческие. Но, по сути, не так уж и важно, к какому типу относится та или иная книга, потому что Библейская история — это не просто история, фиксирующая некие факты. Из всего множества событий и фактов выбирались только те, которые были способны научить человека отношению к Богу, отношению к другим людям. Поэтому Библейская история отличается от обычной истории тем, что она пронизана в первую очередь научением тому, как надо выстраивать отношения с Богом, с другим человеком, с окружающим миром. Библия — единая книга, и, несмотря на кажущееся различие и разнообразие тем и сюжетов, она имеет единую ткань событий спасительной истории человечества, которые плавно вытекают одно из другого. И как невозможно разорвать вечность на какие-то фрагменты, так и Библию — вечную книгу — нельзя разбивать на отдельные части, ее надо рассматривать целостно. Библия выстроена в едином замысле, мы уже говорили о том, что она богодух-новенна, и отсюда связь между ее различными книгами. Достаточно сказать, что все то, что относится ко Христу, к Его рождению, к Его земному служению, к Его страданиям, к Его распятию, к Его смерти, к Его Воскресению, — все это было предсказано в Ветхом Завете. И задолго, за семь столетий до Рождества Христова, пророк Исайя сказал, что Дева родит Христа (Ис. 7.14). Было предсказано, в каком городе Он родится, в каком колене Израилевом. Ветхий Завет наполнен откровениями и Божьими обещаниями, которые исполняются в Новом Завете. Перефразируя блаженного Августина, можно сказать, что Новый Завет в Ветхом скрывается, а Ветхий в Новом раскрывается. И это естественная связь двух частей Священного Писания. Кстати, большинство книг Ветхого Завета цитируется в Новом Завете. — Владыка, все знают, что Библия делится на две части: Ветхий Завет и Новый Завет. Ветхий Завет посвящен спасительной истории, которая была до Христа, а Новый Завет — это книги о Христе и последних судьбах мира. Но объясните, пожалуйста, что означает слово «завет»? —При переводе еврейского слова «берит» использовалось греческое слово, имеющее такие же значения, как «союз», «завет», «завещание». Слово «завет» в приложении к Священному Писанию означает союз Бога с людьми. Ветхий Завет, или союз Бога с людьми, был заключен еще при Адаме и продолжался до пришествия в мир Сына Божьего Христа. Ветхий Завет был договором, где человек брал на себя обязательства, и Господь обещал людям Спасителя, и через постепенные откровения, пророчества готовил людей к принятию Его. А Новый Завет — новая эпоха, новая эра начался пришествием Спасителя, когда Господь послал Своего Единородного Сына во искупление всех грехов человеческих. Пришествием Спасителя, между Богом и людьми был установлен Новый Завет, который продолжается до настоящего времени. По словам апостола Павла, весь Ветхий Завет был тенью новозаветных грядущих благ (Евр. 10. 1), прообразом Нового Завета, но все это — одна спасительная история человека. — Единство Библии очевидно даже для очень поверхностного читателя. Ну, например, в Библии можно найти постоянное повторение чисел три, семь, двенадцать, сорок? Наверное, они несут какой-то особый смысл? —Православный подход к числам отличается от подхода, принятого в иудейской религии, и тем более от каббалистического подхода, когда за числом пытаются уловить какой-то иной, тайный смысл и путем различных операций с числами этот какой-то потаенный смысл узнать. В Православии никогда не пользуются такими интерпретациями. Хотя, безусловно, в Библии нет ничего случайного, и за каждым числом стоит определенный смысл: просто многие числа, кроме математического значения, имеют в Библии и собственное лексическое значение. Три. Бог предстает в виде Троицы. Он явился Аврааму у дубравы в Мамре в образе трех мужей, трех Ангелов (Быт. 18. 2.) «...как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи», — предсказано в Евангелии от Матфея (Мф. 12. 40). Число волхвов, пришедших поклониться новорожденному Иисусу, — три. Трижды Петр отрекся от Христа, и потом также трижды Иисус обратился к Петру, спрашивая, любит ли он Господа? (Мф. 26. 75 и Ин. 21. 15-17). Понятно, что это троекратное повторение Иисусом вопроса не случайно. Четыре. Число четыре, по мнению ученых, означает цельность, совокупность. Существуют четыре части света и четыре небесных направления. Река, орошающая рай, разделяется на четыре реки (Быт. 2. 10). Существуют четыре самых тяжких наказания, которым может подвергнуть Господь, — меч, голод, лютые звери и моровая язва (Иез. 14. 21). В Новый Завет входят четыре Евангелия. Семь. На седьмой день Господь закончил сотворение мира и отдыхал (Быт. 2. 1—3). Седьмой год считался у евреев годом особым — в этом году прощали грехи, отпускали невольников на волю. Юбилейным считался первый год, после семи семилетних годов — пятидесятый год. Это была традиция, связанная именно с этим числом. При совершении жертвоприношений определенные действия должны были совершаться семь раз. Число семь часто связано с предметами высокой святости: существуют семь святых Ангелов (Тов. 12. 15), книга в руке Божьей запечатана семью печатями (Откр. 15.1, 6—8). Вообще, семерка очень часто фигурирует в пророческих видениях и особенно в Апокалипсисе. У нас существует семь Таинств в Церкви. А вот число шесть семантически связано с понятием неудавшегося совершенства (7—1) и в книге Откровение у него уже такая смысловая нагрузка (Откр. 13. 18). Девять — девять ангельских чинов разделяются на три иерархии. Десять — это число десятичной системы (десять пальцев на руках), употреблявшееся в Израиле для счета. После того как Господь подверг египтян десяти казням, израильтяне смогли покинуть эту страну (Исх. 7.1—11.10). Господь дал Своему народу Десять Заповедей (Исх. 34. 28, Втор. 4. 13), так называемый Декалог. Двенадцать — символ цельности, законченности. В году двенадцать месяцев, день состоит из двенадцати часов. Существовало двенадцать праотцев, двенадцать колен Из-раилевых, двенадцать апостолов. Из каждого колена Израиля было «запечатлено», т.е. спасено Богом, во время Страшного Суда по двенадцать тысяч человек (Откр. 7. 5). Женщина, которую вылечил Иисус, страдала кровотечением двенадцать лет (Мк. 5. 25). Сорок — число, часто применяемое в Библии для определения длительной продолжительности чего-либо. Во время потопа Господь лил на землю дождь сорок дней и сорок ночей (Быт. 7. 4), и по прошествии сорока дней после потопа Ной открыл окно в ковчеге и выпустил ворона (Быт. 8. 6). Сорок дней «высматривали» израильтяне обетованную землю (Числ. 13. 26). Период в сорок лет имеет то же значение, что и продолжительность человеческой жизни. Сорок лет длился переход израильтян через пустыню (Числ. 32. 13). «И воспылал гнев Господа на Израиля, и водил он их по пустыне сорок лет, доколе не кончился весь род, сделавший зло в очах Господних». Иисус постился в пустыне сорок дней и сорок ночей (Мф. 4. 2), и в течение сорока дней Он являлся апостолам после Своего Воскресения (Деян. 1.3). Число сорок постоянно присутствует и в богослужении. Во время богослужения мы повторяем «Господи, помилуй», как написано, сорок раз. — А прихожане заказывают в храме сорокоуст — сорокадневное поминание усопшего. —Существуют различные толкования смысла чисел, встречающихся в Библии, но главное, надо понимать, что не числа должны управлять нами, а мы ими. Но если человек пытается, каким-то образом складывая числа, делая вычисления, угадывать будущее или найти какой-то тайный смысл событий, то это приводит к печальным последствиям: человек подпадает под влияние фантазий. Числа захватывают его воображение, магия чисел — это, конечно, ложный путь, этим не стоит увлекаться, поэтому мы просто отмечаем семантический смысл числа в Библии. — Владыка, вообще текст Библии достаточно сложно устроен, иногда чувствуешь, что он сродни поэзии, например, псалмы. Есть какая-то сложная система повторов, рефренов, как в Книге Екклезиаста, чувствуется существование внутреннего ритма, который сохраняется даже при переводе... А уж образная система Библии — это вообще отдельная тема. —Некоторые исследователи считают, что две трети Библии написаны стихами, но стихами не в нашем смысле слова, когда обязательно присутствие рифмы и твердого размера. Скорее это белые стихи или свободный стих — верлибр. Известно, что пророческие речения написаны стихами — они так и даются, очень близок к стихотворной форме гимн святого Симеона Богоприимца (Лк. 2. 29—32). Стихотворную форму имеет гимн любви в Послании апостола Павла к коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует...» (1 Кор. 13. 1—13). Учеными было установлено, что первоначальный, арамейский текст молитвы «Отче наш» имеет четырехстопный размер с рифмами на конце. Арамейский — это язык, на котором говорил Иисус, и в арамейском тексте молитвы — собственные слова Господа в их первоначальном звучании. В Библии свой язык, который достаточно специфичен. Очень часто авторы Священного Писания придают Богу человеческие черты — это так называемые антропоморфизмы. Слова здесь могут употребляться как в прямом смысле, так и в переносном. Например, слово «рука». Понятно, что когда псалмопевец Давид просит Господа: «...простри с высоты руку Твою» (Пс. 143. 7), то он от Господа просит защиты. — Или царь Давид молит Бога: «Не отвергни меня от лица Твоего» (Пс. 50. 13) — тоже просьба о помощи. —Конечно. Или в книге Бытие говорится о том, что Адам и Ева «услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня» (Быт. 3. 8). То есть тут идет присвоение Богу человеческих черт, и это один из приемов передачи главного смысла Библии. Это объяснимо: когда люди сталкивались с явлениями, которые были выше их понимания, они использовали знакомые им образы и применяли доступный им язык для того, чтобы описать таинственные и мистические явления. Авторы Библии действительно переживали то, о чем писали, и часто они очень талантливо, вдохновенно находили слова и образы для передачи своего опыта. Поэтому в Библии есть свой язык, своя образная система, и если ты хочешь что-то понять, надо быть к этому подготовленным. — Кстати, очень много образов, идиоматических выражений, «крылатых фраз» пришло к нам именно из Библии. «Хамов грех», «продаться за чечевичную похлебку», «древо познания», «тридцать сребреников», «ждать как манны небесной», «поклоняться золотому тельцу», «посеяв ветер, пожнешь бурю», — все это пришло в нашу речь из Священного Писания. —Да, мы часто и не подозреваем о религиозном происхождении этих выражений. А тем временем они имеют глубокий смысл. Например, широко используемое выражение «козел отпущения». Дело в том, что одна из книг Ветхого Завета — Левит — регламентировала то, какие жертвы приносят Богу. Вообще, тема жертвоприношения заслуживает отдельного разговора, замечу только, что жертвоприношение заставляло человека думать о горнем, высшем, небесном, заставляло осознать свою греховность. И вот в книге Левит описывается, что в праздник очищения первосвященник должен был взять двух козлов и по жребию одного заколоть, принеся в жертву, а второго отпустить. Но этому отпущению предшествовал специальный обряд, когда первосвященник, возложив руки на голову козла и прочитав специальные молитвы, исповедовался за весь народ. Затем козла прогоняли в пустыню, на верную погибель. Считалось, что вместе с козлом отпущения погибают и все те грехи всего народа, в которых исповедовался первосвященник. Вот такой изначальный смысл несло это выражение (Лев. 16. 20—26).
|