Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что такое чудо в религии?






 

Владыка, в одной из прошлых наших бесед Вы коснулись темы чуда в христианстве. Так что это такое — чудо? Давайте сегодня поговорим о чудесах.

— Чудо — это проявление силы и любви Божьей в этом мире. Как известно, служение Христа началось именно с чуда, которое Господь явил в Кане Галилейской. У хозяев на свадьбе кончилось вино, и тогда Богоро­дица обращается к Иисусу: «Вина нет у них» (Ин. 2. 3). И Иисус отвечает Ей, что еще не пришел Его час: «почему ты говоришь Мне это?» И тогда Мария, ничего прямо не отвечая Ему, обращается к слугам: «...что скажет Он вам, то сделайте» (Ин. 2. 5). Ее вера в Него, в Его Божественность и Его Любовь так безгра­нична, что на вопрос Христа Она и отвечает действием веры. И эта Ее вера, образно выра­жаясь, распахивает дверь в иное измерение бытия, и то, что иначе было бы невозможным, становится реальностью: вода превращается в вино. «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою» (Ин. 2. 11). И как сказано далее, «уверовали в Него ученики» (Ин. 2. 11). То есть чудо является способом обретения веры. Но главное, что это явленность любви Божьей к нам.

Христос сразу же отказался от покорения людей посредством каких-то сверхъестест­венных действий, хотя именно этот путь предлагал Ему сатана. Вспомним искушения Христа в пустыне. «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, на­последок взалкал. И приступил к Нему иску­ситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф. 4. 1—3). Христос отвечает на это отказом, Он говорит диаволу: «написано: не хлебом од­ним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4. 4).

Но ведь в Евангелии есть эпизоды, когда Иисус накормил пятью хлебами и двумя рыба­ми «около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей» (Мф. 14. 21)?

—Да, но там другое: Христос являет это чудо из сострадания к людям, Он кормит их: «И ели все и насытились» (Мф. 14. 20). Здесь не было цели удивить людей, чудо было явлено из сострадания и любви. В Евангелии сказано, что многие после этого уверовали во Христа. И тут надо понимать, что есть ве­ра, рожденная любовью, поиском Бога в этом мире, а есть скорее даже не вера, а увле­ченность, возникающая как результат воз­действия на человека чего-то эффектного, выходящего за рамки обыденного. Как пра­вило, такая увлеченность, рано или поздно, приводит к потребительскому отношению к жизни, к требованию «Хлеба и зрелищ».

И чуда бывает недостаточно, чтобы человек уверовал?

—Ожидание чуда - это вообще не вера, это потребительское отношение и к Богу, и к жизни. Знаете, как говорят, «удовлетворенная потребность рождает новую потребность». Есть люди, которые свой приход в храм уже воспринимают как подарок и ждут, что сейчас что-то произойдет, считая, что одного их прихода достаточно для того, чтобы совершилось просимое. Человек ищет не Бога, не Богообщения, его действие лишено духовного смысла, это потребительский взгляд на мир: ты - мне, я - тебе. Причем подразумевается, что просимое должно исполниться в нужный момент. Для души таких людей вообще не полезно, чтобы совершалось чудо, потому что это будет только укреплять их в таком отношении к Богу.

В Евангелии есть эпизод, когда книжники и фарисеи, видя, что Иисус исцеляет боль­ных и изгоняет бесов, начинают испытывать Его и говорят: «Учитель! хотелось бы нам ви­деть от Тебя знамение». И Он отказывает им в этом, Он говорит: «род лукавый и прелю­бодейный ищет знамения; и знамение не Дастся ему, кроме того, что... Сын Человече­ский будет в сердце земли три дня и три но­чи» (Мф. 12. 38-40).

То есть если человек не ищет Бога, то он и не видит чуда, не воспринимает его?

— Если человек ищет внешний эффект, он все равно не увидит за ним Бога и Его лю­бовь к нам. Когда Иисус приходит в родной Назарет, то жители города, которые сомне­ваются в Его Богосыновстве и говорят о Нем: «Не Он ли сын плотника? А рассказы­вает, что Сын Божий», просят Его: «Сделай здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слыша­ли, было в Капернауме».

Они ждут чуда как доказательства Его Божественной сути, в них нет веры?

— Да, и вот что Иисус отвечает им: «истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве» (Лк. 4. 24). И как сказано: «...не совершил там многих чудес по неверию их» (Мф. 13. 58). Потому что если в человеке нет веры, если он слеп, то, как говорится, «если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16. 31). Это слова из Евангельской притчи о праведном Лазаре и богаче. Богач попал в ад и просит Авраама, чтобы тот послал к его живым братьям праведного Лазаря: пусть Лазарь расскажет им о рае и аде, чтобы они «не пришли в это место мучения». Он думает, что, «если кто из мертвых придет к ним, покаются» (Лк. 16. 30). А Авраам и отвечает, что, если уже братья не слушают Моисея и пророков, то есть если они не ведают Бога, то «если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16. 31).

Получается, что грех ослепляет человека, мешает ему увидеть, воспринять чудо?

— Безусловно, грех порождает искаженность взгляда на мир, человек становится неспособен воспринять благодать Божью, не может видеть явленность Бога в этом мире, и он отрицает ее и отрицает чудо.

В Евангелии не раз рассказывается, о том, что Иисус, как обычный человек, садится в лодку и плывет туда, куда Ему надо. То есть Христос не использует Свои сверхъестествен­ные возможности, в том числе и способность идти по воде, только ради того, чтобы проде­монстрировать их?

—Для того чтобы понять, в чем тут дело, давайте рассмотрим эпизод шествия Христа по воде. Однажды, когда Иисус уединился для молитвы, Его ученики сели в лодку и от­плыли от берега, и когда поднялся ветер и лодка начала тонуть, Иисус пошел к ним по воде. «И ученики, увидев Его идущего по мо­рю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заго­ворил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь» (Мф.14. 26-27). И тогда Петр, еще сомневаясь, просит: «Еосподи! если это Ты, повели и мне придти к Тебе по воде». Иисус повелевает ему: «Иди!» Петр уже начинает идти, но, видя сильный ветер, пугается, теряет веру и начинает тонуть. И тогда он кричит: «Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловер­ный! зачем ты усомнился?» (Мф. 14. 30-31).

То есть чудо происходит по вере человека.

—Да, «по вере вашей да будет вам». В Еван­гелии много эпизодов, когда ко Христу обра­щаются больные — духовно и физически, они верят в Него, в Его Божественную при­роду, в Его любовь, и происходит чудо исце­ления. И происходит оно по вере этих боль­ных людей.

То есть тут важны не только сверхъесте­ственные возможности Самого Христа, но и призыв человека к Богу, сила его веры?

—Конечно.

Владыка, бывает так, что наша вера тем сильнее, чем больше мы чувствуем свою беспо­мощность перед лицом болезней, беды. Пра­вильно ли это?

—Да, ведь это вера в Его любовь к нам, Его милосердие. У нас есть евангельский эпизод, рассказывающий, как ко Христу пришла язычница, хананеянка, просить за свою дочь, которая жестоко бесновалась. И снача­ла, сказано, Христос не отвечает ей ни слова. Она просит Его опять, и Он говорит: «Я по­слан только к погибшим овцам дома Израи-лева», но она все равно продолжает просить Его об исцелении, и тогда Иисус — Он испы­тывает ее веру — говорит ей: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф. 15. 26). Но вера хананеянки в Его милосердие, в то, что только Он спасет ее дочь, так велика, что она все равно обращается к Нему: «Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их».

Да это мольба!

—И«тогда Иисус сказал ей в ответ: о, жен­щина! велика вера твоя; да будет тебе по же­ланию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Мф. 15. 28).

То есть у этой язычницы было так велико ощущение ее малости перед несчастьем — бо­лезнью дочери, она так жаждала этой помощи и так верила в Его милость, что чудо исцеления свершилось?

—Да, и обо всем этом важно помнить, ког­да мы обращаемся к Богу. Потому что иногда сталкиваешься с тем, что человек, может быть, действительно больной, нуждающий­ся в Божьей помощи, приходит в храм, гово­ря себе: «Я сделал это, сделал то, схожу и в храм, на всякий случай». А ничего не случа­ется, потому что в основе такого прихода лежит рациональное действие, расчет, а не акт веры.

Владыка, иногда приходится слышать: «Во Христа верую, а в то, что иконы мироточат,нет». В чем тут дело?

— Это вопрос воцерковленности человека, того, насколько он вошел в Церковь. Ведь воцерковленность - это состояние приня­тия норм веры через участие в Таинствах, че­рез церковную жизнь. Дело в том, что вера имеет свои ступени восхождения, свои вы­соты духа, и все зависит от того, на какой ступени человек стоит. Есть начало веры, есть ее развитие, и то, как человек шагает, определяется тем, насколько у него хватает на это внутренней силы.

Владыка, но ведь у каждого случался сча­стливый момент, когда будто что-то открыва­ется и начинаешь понимать, что все вокруг — это чудо и только суета мешает увидеть это.

— Вообще суть чуда не во внешнем дейст­вии. Часто ли мы задумываемся над тем, что Бог являет нам Себя, даруя нам жизнь? И раз­ве это не чудо — рождение ребенка? А разве не чудо — преображение сердца человеческого и появление в нем любви, которая, по словам апостола Павла, «всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13. 7).

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал