Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дар целительства






 

Владыка, в прошлой беседе мы начали разговор о христианском отношении к болезням, о духовных причинах их... Мы говорили о том, что в Евангелии много при­меров исцеления Христом, что Он исцелял лю­дей силой Творца. И для того чтобы это исцеле­ние произошло, нужно наше личное участие в нем — участие верой. И тогда «по вере вашей да будет вам». Мы говорили о том, что если стра­дает дух, то заболеет и тело. Владыка, Христос врачевал не только физические болезни, вос­крешал из мертвых, Он исцелял и духовные не­мощи. Давайте сегодня поговорим о духовных болезнях. Что это такое?

—ВЕвангелии рассказывается о том, что, когда Иисус пришел в страну Гадаринскую, Его встретил человек, одержимый нечистым духом, которого никто не мог связать даже цепями, «потому что многократно был он скован... но... разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его» (Мк. 5. 4). Увидев Иисуса издалека, человек прибежал и покло­нился Ему, но тут же вскричал громким голо­сом: «...что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!» (Мк. 5. 7). Но Иисус говорит: «выйди, дух нечистый, из сего человека» (Мк. 5. 8). Смотрите, что происходит: Христос точно знает, что произошло с этим человеком, ка­кие силы одолевают и держат его. Он Тво­рец, Он знает природу этих сил, дальше идет диалог Христа с духами злобы поднебесны­ми. И тут важно то, что и они, эти духи, тоже узнают Христа, они даже обращаются к Не­му: «Иисус, Сын Бога Всевышнего», и, признавая Его силу, подчиняются Христу, поки­дают тело больного, потому что слабы перед Богом. Смотрите, они просят Христа, чтобы Он не выгонял их из этой страны, а послал в свиней, пасущихся рядом. Как сказано: «Иисус тотчас позволил им» (Мк. 5. 13), не­чистые духи вошли в свиней, и тогда все ста­до, а их было около двух тысяч, устремилось с крутизны в море и потонуло.

Понятно, что Христос узнает их и повеле­вает ими силою Творца, а в нашей жизни, где проходит граница между медициной и Церко­вью? Какие вопросы в компетенции священни­ка, какие по ведомству врача и где здесь место целителя-экстрасенса?

—Христос все время говорил своим учени­кам: «Исцеляйте людей», то есть это одна из миссий Церкви в этом мире. Церковь назы­вают лечебницей для исцеления грехов, и, врачуя грех, мы исцеляем и тело. Церковь устраняет первопричину, но она не может и не должна брать на себя какие-то несвойствен­ные ей функции, подменять медицину. Тут невозможно дать общих советов, это очень тонкие вещи, и только духовник может опре­делить, когда человек должен обратиться, на­пример, к психиатру, а когда к духовнику. Существует наука, называемая «Пасторское богословие», которая позволяет определить степень вмешательства в духовного человека.

Значит, между медициной и Церковью нет антагонизма?

—Нет, конечно. В истории христианства было очень много врачей. Врачом был еванге­лист Лука, придворным врачом был святой великомученик целитель Пантелеймон. А зна­менитый святитель Лука Войно-Ясенецкий, канонизированный нашей Церковью, соче­тал в себе гениальность хирурга (его труд по гнойной хирургии считается классическим) со служением Богу — он был архиепископом. Причем он жил в годы жесточайших гоне­ний на Церковь, был преследуем за веру, и во время Великой Отечественной войны, ока­завшись в ссылке, написал письмо Сталину, в котором просил, чтобы его как хирурга на­правили на фронт, и обещал отбыть свой срок после войны.

А целители? В прошлых беседах мы уже рассказывали, что Христос наделял своих уче­ников даром целительства. Многие сейчас ут­верждают, что и они имеют этот дар, «получен­ный свыше». С каким явлением мы имеем здесь дело?

—Да, Христос наделял даром Своих уче­ников, апостолов. Сначала их было двенад­цать, потом семьдесят. Апостолы, а дословно с греческого «апостол» — это «посланник», получали от Бога дары Святого Духа, в том числе и дар целительства, и, как сказано, да­же «от тени их» исцелялись люди. И тут очень важен следующий момент: когда Хри­стос наставляет своих учеников, призывая их на апостольство, «ходя же, проповедуйте,...больных исцеляйте, прокаженных очи­щайте, мертвых воскрешайте, бесов изго­няйте» (Мф. 10. 7—8), то Он объясняет им, как это надо делать: «даром получили, даром давайте» (Мф. 10. 8). Ведь апостолы получи­ли эту благодать как Дар Святого Духа, зна­чит, и использовать его должны были так же.

То есть это существенно, как использо­вать духовный дар, данный человеку, в том числе и дар целительства?

—Конечно, ведь если бы это превратилось в бизнес, то непонятно было бы, каким ду­хом это бы делалось и осуществлялось.

Владыка, читатели часто спрашивают, как можно определить, стоит ли идти к тому или иному знахарю, целителю, магу, экстра­сенсу? По-видимому, один из критериев, кото­рый дал Сам Христос, — «даром получили, да­ром и давайте», мы уже назвали.

—Да, как правило, истинные целители никогда не устанавливают расценки за свои исцеления. Но здесь дело в другом. Все эти маги, целители, которых сейчас так много, рассказывают нам о космических силах, аст­ральном и тонком теле и т.д. Там есть все, но нет личного отношения между Богом и больным. Просто предлагается открыть в се­бе какие-то способности, впустить себе в ду­шу некие силы, их называют силами космо­са или как-нибудь еще, по-видимому, здесь есть разные школы. Но вся проблема в том, что в духовном мире есть Божий мир и мир падших ангелов, изначальная цель которых — уничтожить человека. И вот тут возникает проблема: человеку предлагается вступить в контакт с силами, природу которых он не знает. И бывает так, что этого контакта он достигает. Ситуация становится действи­тельно трагической, когда человек, будучи духовно неподготовленным, пользуясь эти­ми методиками «развития, открытия в себе каких-то способностей», вступает во взаи­модействие с этими силами, впускает их в себя, даже не представляя, с чем он имеет де­ло. Часто эти «целительницы», «маги» ссы­лаются на авторитет Церкви: и свеча рядом, и икона, и атрибутика церковная, и кажется внешне, что все нормально. Они даже гово­рят, что ходят в храм...

А как понять, что это только декорация?

—Да, это всего лишь внешняя атрибутика, если больной при этом не имеет личного от ношения с Богом, со Христом. А раз так, то обращение как раз происходит к совершен­но другим силам.

То есть тогда и свеча, и икона — не больше чем рекламный трюк. Если объясняется, что исцеление происходит не силой Бога, а как следствие каких-то манипуляций, действий, или как результат некоего заговора, который «самый древний» или «никому не известный, передаваемый по наследству». Молитвы, на­пример, даны всем, они есть в каждом молитвослове.

—Да, но тут нужна вера, а это труднее. А в таких отношениях между целителем и боль­ным, веру заменяют деньги, тут совсем дру­гие отношения. Достаточно заплатить, и не нужно делать над собой никаких усилий. То есть это опять попытка обойти какие-то сложные проблемы не меняя себя, не пыта­ясь прежде всего в себе открыть дверь сердца и впустить туда Христа.

Для этого нужно усилие — усилие веры.

— Но дело в том, что чаще всего люди, прошедшие через такое целительство, все равно потом приходят в церковь, но часто уже искалеченные, подвергшиеся какому-то духовному насилию или даже зомбированные. Например, человек пусть даже и исцелился от каких-то ревматических болей, но ведь если он до того просто не мог ходить физически, то теперь физически он как раз, возможно, и ходит, но в результате вмеша­тельства в духовную жизнь он может быть искалечен духовно. Есть целительство от Бо­га, совершаемое по вере людей, а есть то, ко­торое происходит даже не по вере, а от безы­сходности. Человек безысходен: ему все рав­но, к кому обратиться. И вот это «все равно» приводит к потере веры в Бога. Целительст­во по вере заключается в том, что человек надеется на то, что только Бог окажет ему помощь, он вверяет себя Ему. А целительст­во от безверия, это когда человек, разуверив­шись во всем, не видит перед собой Христа, и от безысходности готов обратиться к кому угодно. И если в первом случае человек отда­ет Христу свою веру, и тогда «по вере вашей да будет вам», то в случае, когда он обраща­ется к любому целителю, нетрудно понять, чем он платит за это. Ответ один — душой.

А почему?

—Потому что когда мы идем к Богу, мы идем к своему Творцу, к Тому, Кто призвал нас к жизни. А во всех остальных случаях мы в конце концов идем к тому, кто у нас эту жизнь отбирает.

Значит, вопрос: «Обращаться к знахарю или целителю, если ты или твои близкие забо­лели?»— это вопрос того, насколько ты веришь в Бога?

—Да, и степени твоей воцерковленности. Потому что для людей воцерковленных, вопрос «идти или не идти» даже не стоит. Пото­му что на самом деле это вопрос: кому ты больше доверяешь — неизвестно какому це­лителю или Богу? Верующий, если заболел, понимает, что это испытание его веры. Он, после того как поставлен врачебный диагноз (а очень важно не самому его ставить, а дове­риться врачу, ведь мы говорили, что хороший врач — это инструмент в руках Божьих), при­дет в храм, поисповедуется. Если он считает, что его болезнь — это следствие греха, и он хочет найти духовную первопричину, то он пойдет на беседу к духовнику. Потому что ес­ли он сам начнет искать, анализировать, то может впасть в отчаяние, запутаться. После исповеди он причастится и примет участие в молебне. А потом, в дальнейшем, в зависимо­сти от результатов, может и пособороваться.

А разве соборование производят не только перед смертью?

—Нет, это неправильное понимание. Со­борование — это Таинство, специально на­правленное на то, чтобы исцелить человека и духовно, и физически, чтобы, видя его ве­ру, дать ему особые благодатные силы, кото­рые могли бы его исцелить. Сейчас возвра­щаются традиции, когда перед операциями служат специальные чины и молебны.

А люди невоцерковленные, скорее всего, сначала придут туда, где легче, где можно за­платить деньги за какие-то магические дей ствия, манипуляции и получить исцеление. Но в таком случае ссылка на авторитет Церкви — это просто гарантийное письмо и все. К сожалению, всегда будет кто-то попа­даться, а бизнес целительства будет всегда существовать.

Но ведь мы не можем отрицать, что есть люди одаренные, обладающие харизмой цели­телей.

—Конечно, нет. В «Дидахии» сказано, что одному дан дар пророчества, другому дар апостольства, третьему дар целительства или дар изгнания бесов. Бывает, что к нам обра­щаются люди, которые действительно чувст­вуют в себе этот дар. Они говорят: «Мы исповедуемся, причащаемся, но чувствуем, что в нас это есть, и понимаем, что этот дар нуж­но использовать осторожно». Это действи­тельно так, ведь если человек стихийно уз­нал, что он может своими молитвами, имен­но молитвами, а не какими-то действиями, кому-то помочь, кого-то исцелить, то, если он не подготовлен, он может этого испу­гаться. А если он неверующий, то он начнет бояться этого, потому что иногда оттого, что он кому-то помог, он может заболеть сам. А вот вопроса «надо или не надо этим зани­маться» не существует. Потому что это не вопрос личного выбора человека — в этом случае надо идти к духовнику и спрашивать, есть ли на то воля Божья.

Но, наверное, такому дару надо соответствовать?

— Конечно. Целительство — это дар, который человек стяжает. Как говорил преподобный Серафим Саровский: «Стяжайте дар Духа Святаго и вокруг вас спасутся тысячи». Ведь человек, которому дан такой дар, он как проводник: один перегревается оттого, что засорен чем-то нечистым, а другой настолько чист, что ему многое дается. Почему, например, «молитвы на изгнание бесов» читаются монахами, причем очень высокой жизни, имеющими высокий духовный опыт. Дело в том, что они понимают, с какой силой начинают соприкасаться, они понимают, что, во-первых, это очень высокая степень ответственности за больного, а во-вторых, это опасность повредить своей собственной душе. То есть священник идет напрямую, как говорится, «идет на Вы» с силами зла. И Христос, имея в виду бесов, говорит: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17. 21), подразумевая, что тем, кто исцеляет, необходимо иметь определенный образ жизни. Ведь и апостолы не всегда могли исцелять. Однажды ко Христу подошел человек и попросил Его: «Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает,...я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его» (Мф. 17. 15—16). Иисус приказал бесу, бес вышел вон, и отрок исцелился, как сказано, «в тот час» (Мф. 17. 18). И тогда апостолы, оставшись наедине со Христом, спросили Его, почему они, Его ученики, не смогли ис­целить юношу. «Иисус же сказал им: по не­верию вашему; ибо истинно говорю вам: ес­ли вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: „перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозмож­ного для вас» (Мф. 17. 20). Он обличает их в том, что они маловеры, и потому не могут пользоваться своим даром.

А что же делать человеку, если он понимает, что нуждается в помощи Божьей, но вера его еще очень слаба?

— Вот как рассказывается в Евангелии от Марка о том, как произошло исцеление юноши. Когда отец больного просит Христа: «...если что можешь, сжалься над нами и помоги нам» (Мк. 9. 22), Христос отвечает: «...если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мк. 9. 23). И тогда отец воскликнул со слезами: «...верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк. 9. 24).

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал