Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дар целительства
— Владыка, в прошлой беседе мы начали разговор о христианском отношении к болезням, о духовных причинах их... Мы говорили о том, что в Евангелии много примеров исцеления Христом, что Он исцелял людей силой Творца. И для того чтобы это исцеление произошло, нужно наше личное участие в нем — участие верой. И тогда «по вере вашей да будет вам». Мы говорили о том, что если страдает дух, то заболеет и тело. Владыка, Христос врачевал не только физические болезни, воскрешал из мертвых, Он исцелял и духовные немощи. Давайте сегодня поговорим о духовных болезнях. Что это такое? —ВЕвангелии рассказывается о том, что, когда Иисус пришел в страну Гадаринскую, Его встретил человек, одержимый нечистым духом, которого никто не мог связать даже цепями, «потому что многократно был он скован... но... разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его» (Мк. 5. 4). Увидев Иисуса издалека, человек прибежал и поклонился Ему, но тут же вскричал громким голосом: «...что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!» (Мк. 5. 7). Но Иисус говорит: «выйди, дух нечистый, из сего человека» (Мк. 5. 8). Смотрите, что происходит: Христос точно знает, что произошло с этим человеком, какие силы одолевают и держат его. Он Творец, Он знает природу этих сил, дальше идет диалог Христа с духами злобы поднебесными. И тут важно то, что и они, эти духи, тоже узнают Христа, они даже обращаются к Нему: «Иисус, Сын Бога Всевышнего», и, признавая Его силу, подчиняются Христу, покидают тело больного, потому что слабы перед Богом. Смотрите, они просят Христа, чтобы Он не выгонял их из этой страны, а послал в свиней, пасущихся рядом. Как сказано: «Иисус тотчас позволил им» (Мк. 5. 13), нечистые духи вошли в свиней, и тогда все стадо, а их было около двух тысяч, устремилось с крутизны в море и потонуло. — Понятно, что Христос узнает их и повелевает ими силою Творца, а в нашей жизни, где проходит граница между медициной и Церковью? Какие вопросы в компетенции священника, какие по ведомству врача и где здесь место целителя-экстрасенса? —Христос все время говорил своим ученикам: «Исцеляйте людей», то есть это одна из миссий Церкви в этом мире. Церковь называют лечебницей для исцеления грехов, и, врачуя грех, мы исцеляем и тело. Церковь устраняет первопричину, но она не может и не должна брать на себя какие-то несвойственные ей функции, подменять медицину. Тут невозможно дать общих советов, это очень тонкие вещи, и только духовник может определить, когда человек должен обратиться, например, к психиатру, а когда к духовнику. Существует наука, называемая «Пасторское богословие», которая позволяет определить степень вмешательства в духовного человека. — Значит, между медициной и Церковью нет антагонизма? —Нет, конечно. В истории христианства было очень много врачей. Врачом был евангелист Лука, придворным врачом был святой великомученик целитель Пантелеймон. А знаменитый святитель Лука Войно-Ясенецкий, канонизированный нашей Церковью, сочетал в себе гениальность хирурга (его труд по гнойной хирургии считается классическим) со служением Богу — он был архиепископом. Причем он жил в годы жесточайших гонений на Церковь, был преследуем за веру, и во время Великой Отечественной войны, оказавшись в ссылке, написал письмо Сталину, в котором просил, чтобы его как хирурга направили на фронт, и обещал отбыть свой срок после войны. — А целители? В прошлых беседах мы уже рассказывали, что Христос наделял своих учеников даром целительства. Многие сейчас утверждают, что и они имеют этот дар, «полученный свыше». С каким явлением мы имеем здесь дело? —Да, Христос наделял даром Своих учеников, апостолов. Сначала их было двенадцать, потом семьдесят. Апостолы, а дословно с греческого «апостол» — это «посланник», получали от Бога дары Святого Духа, в том числе и дар целительства, и, как сказано, даже «от тени их» исцелялись люди. И тут очень важен следующий момент: когда Христос наставляет своих учеников, призывая их на апостольство, «ходя же, проповедуйте,...больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте» (Мф. 10. 7—8), то Он объясняет им, как это надо делать: «даром получили, даром давайте» (Мф. 10. 8). Ведь апостолы получили эту благодать как Дар Святого Духа, значит, и использовать его должны были так же. — То есть это существенно, как использовать духовный дар, данный человеку, в том числе и дар целительства? —Конечно, ведь если бы это превратилось в бизнес, то непонятно было бы, каким духом это бы делалось и осуществлялось. — Владыка, читатели часто спрашивают, как можно определить, стоит ли идти к тому или иному знахарю, целителю, магу, экстрасенсу? По-видимому, один из критериев, который дал Сам Христос, — «даром получили, даром и давайте», мы уже назвали. —Да, как правило, истинные целители никогда не устанавливают расценки за свои исцеления. Но здесь дело в другом. Все эти маги, целители, которых сейчас так много, рассказывают нам о космических силах, астральном и тонком теле и т.д. Там есть все, но нет личного отношения между Богом и больным. Просто предлагается открыть в себе какие-то способности, впустить себе в душу некие силы, их называют силами космоса или как-нибудь еще, по-видимому, здесь есть разные школы. Но вся проблема в том, что в духовном мире есть Божий мир и мир падших ангелов, изначальная цель которых — уничтожить человека. И вот тут возникает проблема: человеку предлагается вступить в контакт с силами, природу которых он не знает. И бывает так, что этого контакта он достигает. Ситуация становится действительно трагической, когда человек, будучи духовно неподготовленным, пользуясь этими методиками «развития, открытия в себе каких-то способностей», вступает во взаимодействие с этими силами, впускает их в себя, даже не представляя, с чем он имеет дело. Часто эти «целительницы», «маги» ссылаются на авторитет Церкви: и свеча рядом, и икона, и атрибутика церковная, и кажется внешне, что все нормально. Они даже говорят, что ходят в храм... — А как понять, что это только декорация? —Да, это всего лишь внешняя атрибутика, если больной при этом не имеет личного от ношения с Богом, со Христом. А раз так, то обращение как раз происходит к совершенно другим силам. — То есть тогда и свеча, и икона — не больше чем рекламный трюк. Если объясняется, что исцеление происходит не силой Бога, а как следствие каких-то манипуляций, действий, или как результат некоего заговора, который «самый древний» или «никому не известный, передаваемый по наследству». Молитвы, например, даны всем, они есть в каждом молитвослове. —Да, но тут нужна вера, а это труднее. А в таких отношениях между целителем и больным, веру заменяют деньги, тут совсем другие отношения. Достаточно заплатить, и не нужно делать над собой никаких усилий. То есть это опять попытка обойти какие-то сложные проблемы не меняя себя, не пытаясь прежде всего в себе открыть дверь сердца и впустить туда Христа. — Для этого нужно усилие — усилие веры. — Но дело в том, что чаще всего люди, прошедшие через такое целительство, все равно потом приходят в церковь, но часто уже искалеченные, подвергшиеся какому-то духовному насилию или даже зомбированные. Например, человек пусть даже и исцелился от каких-то ревматических болей, но ведь если он до того просто не мог ходить физически, то теперь физически он как раз, возможно, и ходит, но в результате вмешательства в духовную жизнь он может быть искалечен духовно. Есть целительство от Бога, совершаемое по вере людей, а есть то, которое происходит даже не по вере, а от безысходности. Человек безысходен: ему все равно, к кому обратиться. И вот это «все равно» приводит к потере веры в Бога. Целительство по вере заключается в том, что человек надеется на то, что только Бог окажет ему помощь, он вверяет себя Ему. А целительство от безверия, это когда человек, разуверившись во всем, не видит перед собой Христа, и от безысходности готов обратиться к кому угодно. И если в первом случае человек отдает Христу свою веру, и тогда «по вере вашей да будет вам», то в случае, когда он обращается к любому целителю, нетрудно понять, чем он платит за это. Ответ один — душой. — А почему? —Потому что когда мы идем к Богу, мы идем к своему Творцу, к Тому, Кто призвал нас к жизни. А во всех остальных случаях мы в конце концов идем к тому, кто у нас эту жизнь отбирает. — Значит, вопрос: «Обращаться к знахарю или целителю, если ты или твои близкие заболели?»— это вопрос того, насколько ты веришь в Бога? —Да, и степени твоей воцерковленности. Потому что для людей воцерковленных, вопрос «идти или не идти» даже не стоит. Потому что на самом деле это вопрос: кому ты больше доверяешь — неизвестно какому целителю или Богу? Верующий, если заболел, понимает, что это испытание его веры. Он, после того как поставлен врачебный диагноз (а очень важно не самому его ставить, а довериться врачу, ведь мы говорили, что хороший врач — это инструмент в руках Божьих), придет в храм, поисповедуется. Если он считает, что его болезнь — это следствие греха, и он хочет найти духовную первопричину, то он пойдет на беседу к духовнику. Потому что если он сам начнет искать, анализировать, то может впасть в отчаяние, запутаться. После исповеди он причастится и примет участие в молебне. А потом, в дальнейшем, в зависимости от результатов, может и пособороваться. — А разве соборование производят не только перед смертью? —Нет, это неправильное понимание. Соборование — это Таинство, специально направленное на то, чтобы исцелить человека и духовно, и физически, чтобы, видя его веру, дать ему особые благодатные силы, которые могли бы его исцелить. Сейчас возвращаются традиции, когда перед операциями служат специальные чины и молебны. А люди невоцерковленные, скорее всего, сначала придут туда, где легче, где можно заплатить деньги за какие-то магические дей ствия, манипуляции и получить исцеление. Но в таком случае ссылка на авторитет Церкви — это просто гарантийное письмо и все. К сожалению, всегда будет кто-то попадаться, а бизнес целительства будет всегда существовать. — Но ведь мы не можем отрицать, что есть люди одаренные, обладающие харизмой целителей. —Конечно, нет. В «Дидахии» сказано, что одному дан дар пророчества, другому дар апостольства, третьему дар целительства или дар изгнания бесов. Бывает, что к нам обращаются люди, которые действительно чувствуют в себе этот дар. Они говорят: «Мы исповедуемся, причащаемся, но чувствуем, что в нас это есть, и понимаем, что этот дар нужно использовать осторожно». Это действительно так, ведь если человек стихийно узнал, что он может своими молитвами, именно молитвами, а не какими-то действиями, кому-то помочь, кого-то исцелить, то, если он не подготовлен, он может этого испугаться. А если он неверующий, то он начнет бояться этого, потому что иногда оттого, что он кому-то помог, он может заболеть сам. А вот вопроса «надо или не надо этим заниматься» не существует. Потому что это не вопрос личного выбора человека — в этом случае надо идти к духовнику и спрашивать, есть ли на то воля Божья. — Но, наверное, такому дару надо соответствовать? — Конечно. Целительство — это дар, который человек стяжает. Как говорил преподобный Серафим Саровский: «Стяжайте дар Духа Святаго и вокруг вас спасутся тысячи». Ведь человек, которому дан такой дар, он как проводник: один перегревается оттого, что засорен чем-то нечистым, а другой настолько чист, что ему многое дается. Почему, например, «молитвы на изгнание бесов» читаются монахами, причем очень высокой жизни, имеющими высокий духовный опыт. Дело в том, что они понимают, с какой силой начинают соприкасаться, они понимают, что, во-первых, это очень высокая степень ответственности за больного, а во-вторых, это опасность повредить своей собственной душе. То есть священник идет напрямую, как говорится, «идет на Вы» с силами зла. И Христос, имея в виду бесов, говорит: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17. 21), подразумевая, что тем, кто исцеляет, необходимо иметь определенный образ жизни. Ведь и апостолы не всегда могли исцелять. Однажды ко Христу подошел человек и попросил Его: «Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает,...я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его» (Мф. 17. 15—16). Иисус приказал бесу, бес вышел вон, и отрок исцелился, как сказано, «в тот час» (Мф. 17. 18). И тогда апостолы, оставшись наедине со Христом, спросили Его, почему они, Его ученики, не смогли исцелить юношу. «Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: „перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17. 20). Он обличает их в том, что они маловеры, и потому не могут пользоваться своим даром. — А что же делать человеку, если он понимает, что нуждается в помощи Божьей, но вера его еще очень слаба? — Вот как рассказывается в Евангелии от Марка о том, как произошло исцеление юноши. Когда отец больного просит Христа: «...если что можешь, сжалься над нами и помоги нам» (Мк. 9. 22), Христос отвечает: «...если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мк. 9. 23). И тогда отец воскликнул со слезами: «...верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк. 9. 24).
|