Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Почему мы болеем?
— Владыка, сегодня, по многочисленным просьбам наших читателей, мне бы хотелось поговорить о христианском отношении к болезням и целительству. —В Евангелии очень много примеров, когда Иисус исцелял самых разных больных. И вера – это первое условие, необходимое для совершения чудесного исцеления - сверхъестественного действия, которое сообщает человеку силы для восстановления его поврежденной природы — физической и духовной. В Евангелии рассказывается, как однажды Христа встретили слепцы. Они последовали за Ним и стали кричать: «...помилуй нас, Иисус, сын Давидов!» (Мф. 9. 27). И тогда Он спросил: веруют ли они в то, что Он может это сделать? «Да, Господи!» — ответили они. «Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их...» (Мф. 9. 29—30). Сама вера — это выход за рамки привычного, за границы рационального, это призыв человека к Богу. И Бог отвечает на него — «по вере вашей да будет вам». — Владыка, в предыдущих беседах мы говорили о том, что Бог смерти не сотворил, что она стала следствием греха. Правильно ли считать, что и наши болезни, которые ведут к смерти, тоже его следствие, расплата за грех? —Естественно, если человека одолевают страсти и он болен духовно, то, как правило, в результате такого порабощения страстями, будет страдать и тело: человек злоупотребляет алкоголем — разрушаются внутренние органы. Конечно, не всегда эти связи между грехом и болезнью явны, они не прямые, и духовные причины наших болезней не всегда очевидны. Но, как правило, все болезни связаны с нашим духом — если дух болен, то, естественно, страдает и тело. Мы живем в греховном, искаженном мире, мы сами его таким сделали: и нарушением Заповедей Божьих, и безумным вмешательством в окружающую среду. Наши болезни бывают следствием и экологических катастроф, и нравственного состояния общества. Поэтому очевидно, что в этом мире просто не бывает действий, за которые бы не пришлось расплачиваться. — По-видимому, люди, чувствуя эту связь, заболев, часто спрашивают «за что?», «почему?» —Есть Евангельский рассказ об исцелении Христом слепорожденного, который начинается с того, что ученики Христа, проходя мимо слепца, спрашивают у Иисуса: «Раввй! (учитель), кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9. 2). И обратите внимание на то, что отвечает Иисус: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божий» (Ин. 9. 3). И дальше рассказывается о том, как Христос исцеляет слепорожденного. «Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся... Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Ин. 9. 6—7). И здесь важно вот что. Во-первых, каждый из нас имеет какие-то ограниченные возможности в силах. Для того чтобы исцелить, поправить первопричину, чтобы произошел как бы «обратный» процесс, который был бы еще и очень быстрым, нужна сила. Христос как Бог совершает такое сверхъестественное воздействие на человеческую природу, Он мгновенно и на любом уровне производит восстановление тех или иных утраченных человеком качеств. Он имеет эту силу, и здесь, в исцелении, важна именно Его сила, а не какие-то манипуляции или действия сами по себе. И второе, это сила — сила благодатная. Это сила, которая созидала и поэтому знает законы сотворения этого мира. Ведь мы исповедуем, что все сотворено Богом, и отсюда власть Христа — Бога Сына над болезнями. Он может победить их, потому что знает как. Это власть Творца, а не власть каких-то искусных действий. Поэтому, кстати, к человеку, утверждающему, что он целитель, всегда вопрос: откуда его сила? — Значит, Христос исцеляет слепорожденного силою Творца. Но люди не верят в это чудо, они учиняют расследование, прозревшего вызывают к фарисеям, требуют рассказать, как это было, и он рассказывает. —Да, и тут очень интересно отношение родителей к происшедшему. «Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем... Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги» (Ин. 9. 18-22). Родители слепорожденного отвечают так не оттого, что не готовы принять чудо, нет, это реакция людей, которые сами слепы духовно. Ведь если человеку сделали добро, то он хотя бы может сказать правду. Но родители слепого, боясь, что их станут преследовать, отказываются от Христа, предают Его. И становится ясно, что болезнь их ребенка была не случайной. — Фарисеи в конце концов выгоняют прозревшего со словами «во грехах ты весь родился. И ты ли нас учишь?» И Иисус, услышав, что его выгнали вон, находит его Сам. И все же получается, что болезнь слепорожденного если и не наказание за грех, не расплата за него, то все равно не случайна — она следствие духовной слепоты родителей. Представьте себе, что нас сейчас читает женщина, у которой родился больной ребенок, и она думает, что его болезнь — это следствие когда-то сделанного аборта; так часто бывает. Сознание такой вины может раздавить мать. —Мать в первую очередь должна знать, что молитва творит чудеса! Видимо, это оттого, что Сама Богородица покровительствует всем матерям и особо благосклонна к той молитве, которая звучит из сердца матери. А потом здесь совсем неправильная постановка вопроса. Что мы тут хотим выяснить: степень виновности или все-таки что делать, как исправить ситуацию? Конечно, если человек церковный, то для него очевидно, что ничего просто так в этом мире не происходит, и он начнет духовно решать эти проблемы, но не игнорируя врачей! Настоящие врачи, они от Бога, мы говорим, что хороший врач — это инструмент в руках Божьих. И вот когда поставлен врачебный диагноз, а очень важно не самому его ставить, а довериться врачу, необходимо, чтобы человек пришел в храм и исповедовался в том, что у него произошло, спросил совета. Очень важно, чтобы он не замкнулся в себе, чтобы он пришел ко Христу. Ведь часто именно болезнь приводит человека к вере. И если человека мучает вопрос «за что?», то его надо обязательно решать с духовником, надо подойти в храме к священнику и побеседовать с ним. Ведь если человек в силу недостаточной воцерковленности не воспринимает болезнь как испытание, то есть, если у него нет церковного сознания, то ему нужно обязательно духовно укрепиться. Тут вопрос не в том, что надо начинать копаться в себе, что-то анализировать, нет, ведь человек, пускаясь в этот анализ, может заблудиться и впасть в отчаяние. — А уныние как «ненадеяние на Бога» — это грех. Вопрос, который часто приходится слышать: «Что делать, чтобы хватило терпения, если болеют близкие?» —Главное, чтобы хватило любви, тогда хватит и терпения. Надо прийти в храм. Надо помнить, что невозможно для человека, то возможно для Бога. Да, всякий грех — это нарушение неких естественных законов, установленных Богом, и если человек вмешивается в этот процесс, который обозначен как Промысел Божий, если он выбирает путь противления Богу, то он не наказывается, он сам себя наказывает, отнимая у себя благодать Божью. То есть если ты сам хочешь идти по этой жизни, если ты не хочешь прислушиваться к Заповедям Божьим, — пожалуйста, иди. Но уже не под водительством Божьим, а под своим собственным. В Евангелии от Иоанна сказано, что одни возлюбили Свет и обрели этот Свет, а другие возлюбили тьму. Но надо помнить одно: Бог милосерден, Он нам сострадает, Он услышит и молитву матери, и намерения сердца. И, может быть, своей любовью мать спасет и себя, и своего ребенка. Господь дает надежду на исцеление. Но для этого должно быть личное участие верой в исцеление. Главным остается вера, личное участие в Таинствах. Но нельзя к ним относиться как к чему-то магическому: заплатил деньги за молебен, и жди... Тут нельзя подходить с мерками «ты мне, я тебе». Ведь во всех случаях исцеления Христом важно, что больные или их близкие обращались к Нему, вели диалог с Ним. И то, что было невозможно для человека, то возможно для Бога. — То есть болезнь, как мы говорили вначале, для того, чтобы на нас явились дела Божьи. Чтобы мы воочию увидели силу Христа. Или все гораздо сложнее? —У нас есть Евангельская история с воскрешением Лазаря, когда Христос сказал слова, которые очень удивили Его учеников: «...эта болезнь не к смерти, но к славе Божи-ей»(Ин. 11.4). Когда Лазарь, брат Марии и Марфы, заболел, Христос был далеко от Вифании, и, придя туда, Он нашел, что Лазарь умер. Узнав об этом, Иисус заплакал. Потом, подойдя к пещере, Он сказал: «Отнимите камень». «Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, то увидишь славу Божию?» (Ин. 11. 39-40). И, когда отняли камень от пещеры, где лежал Лазарь, Христос помолился и приказал ему выйти вон. И Лазарь вышел, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами. Это было буквальное воскрешение, когда Христос как Бог совершает чудо, вмешиваясь в, казалось бы, необратимые процессы. — А почему вы подчеркнули, что Христос плакал перед входом в пещеру? И почему Он плакал? — А почему мы плачем? Он плакал из любви, из сострадания. Христос — Богочеловек, и Его скорбь — это человеческое в нем. Это очень важно, потому что здесь не демонстрация чуда или Его силы, здесь принципиально новые отношения между Богом и человеком. Ведь если в Ветхом Завете болезнь воспринимается как наказание Божье, а например, такая болезнь как бесплодие — как проклятие Божье, то в Новом Завете появляется совершенно новый подход к болезням вообще. Тут надо обязательно сказать, что наказание Божье и проклятие — это совершенно разные вещи. Потому что наказание служит к исправлению чего-то, а проклятие — это уже констатация факта того, что человек находится вне благодати Божьей. Так вот, если в Ветхом Завете бесплодие считалось проклятием, и таких людей дискриминировали, например, у «неплодного» Иоакима первосвященник даже прилюдно не принял жертву, то с появлением христианства впервые возникают новые отношения между Богом и человеком. Именно у бесплодных Иоакима и Анны, которые были женаты уже 20 лет, рождается Пресвятая Богородица, у бесплодных Захарии и Елисаветы — Иоанн Предтеча. Болезнь становится не к смерти, а к славе. Теперь человеку дана такая возможность. Христос принес Свою жертву за всех, в том числе и за наши грехи, и вот, искупив наши грехи, «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Мф. 8.17). А потом здоровье — это не абсолютная ценность, и часто через физические страдания мы очищаемся от своих духовных немощей. И многим этот мир открывается только через страдания и те испытания, которые они получили. — Часто приходится слышать вопрос, от кого наши болезни и испытания: от Бога или от дьявола. Как распознать это? —Вопрос с самого начала поставлен неправильно. Не надо размышлять, от кого. Важен сам факт испытаний и то, как мы их преодолеваем. У кого мы просим помощи. Ведь, как сказано, и волос с головы не упадет без воли Божьей. И если что-то допущено до нас, то это есть испытание нашей веры. В свое время передо мной был пример монаха Аникиты, который семнадцать лет страдал от полиартрита, у него были страшные боли. И при этом он обладал и удивительной терпимостью и совершенно уникальным даром выслушивать других людей. Это был именно дар - дар принятия другого человека. И когда мы с ним говорили на эту тему - а мы были очень близки, то получилось так, что его собственные страдания научили его понимать других. Он имел опыт страдания, и он воспринимал свое страдание как благословение на то, чтобы помогать людям. И своим даром духовного видения он очень многим помог в вопросах исцеления. Ведь часто человек, у которого все хорошо, живет, ничего вокруг, кроме себя, не замечая, и только болезнь и страдания заставляют его совершенно по-другому строить отношения с миром. — И человек начинает видеть, он прозревает...
|