Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Почему мы болеем?






 

Владыка, сегодня, по многочисленным просьбам наших читателей, мне бы хотелось поговорить о христианском отношении к болезням и целительству.

—В Евангелии очень много примеров, когда Иисус исцелял самых разных больных. И вера – это первое условие, необходимое для совершения чудесного исцеления - сверхъестественного действия, которое со­общает человеку силы для восстановления его поврежденной природы — физической и духовной.

В Евангелии рассказывается, как однажды Христа встретили слепцы. Они последовали за Ним и стали кричать: «...помилуй нас, Иисус, сын Давидов!» (Мф. 9. 27). И тогда Он спросил: веруют ли они в то, что Он мо­жет это сделать? «Да, Господи!» — ответили они. «Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их...» (Мф. 9. 29—30). Сама вера — это выход за рамки привычного, за границы рацио­нального, это призыв человека к Богу. И Бог отвечает на него — «по вере вашей да будет вам».

Владыка, в предыдущих беседах мы гово­рили о том, что Бог смерти не сотворил, что она стала следствием греха. Правильно ли считать, что и наши болезни, которые ведут к смерти, тоже его следствие, расплата за грех?

—Естественно, если человека одолевают страсти и он болен духовно, то, как правило, в результате такого порабощения страстями, будет страдать и тело: человек злоупотребля­ет алкоголем — разрушаются внутренние ор­ганы. Конечно, не всегда эти связи между грехом и болезнью явны, они не прямые, и духовные причины наших болезней не все­гда очевидны. Но, как правило, все болезни связаны с нашим духом — если дух болен, то, естественно, страдает и тело. Мы живем в греховном, искаженном мире, мы сами его таким сделали: и нарушением Заповедей Бо­жьих, и безумным вмешательством в окру­жающую среду. Наши болезни бывают след­ствием и экологических катастроф, и нрав­ственного состояния общества. Поэтому очевидно, что в этом мире просто не бывает действий, за которые бы не пришлось рас­плачиваться.

По-видимому, люди, чувствуя эту связь, заболев, часто спрашивают «за что?», «поче­му?»

—Есть Евангельский рассказ об исцеле­нии Христом слепорожденного, который начинается с того, что ученики Христа, про­ходя мимо слепца, спрашивают у Иисуса: «Раввй! (учитель), кто согрешил, он или ро­дители его, что родился слепым?» (Ин. 9. 2). И обратите внимание на то, что отвечает Ии­сус: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Бо­жий» (Ин. 9. 3).

И дальше рассказывается о том, как Хри­стос исцеляет слепорожденного. «Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза сле­пому, и сказал ему: пойди, умойся... Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Ин. 9. 6—7). И здесь важно вот что. Во-первых, каждый из нас имеет какие-то ограниченные воз­можности в силах. Для того чтобы исцелить, поправить первопричину, чтобы произошел как бы «обратный» процесс, который был бы еще и очень быстрым, нужна сила. Христос как Бог совершает такое сверхъестественное воздействие на человеческую природу, Он мгновенно и на любом уровне производит восстановление тех или иных утраченных человеком качеств. Он имеет эту силу, и здесь, в исцелении, важна именно Его сила, а не какие-то манипуляции или действия са­ми по себе. И второе, это сила — сила благо­датная. Это сила, которая созидала и поэто­му знает законы сотворения этого мира. Ведь мы исповедуем, что все сотворено Бо­гом, и отсюда власть Христа — Бога Сына над болезнями. Он может победить их, пото­му что знает как. Это власть Творца, а не власть каких-то искусных действий. Поэто­му, кстати, к человеку, утверждающему, что он целитель, всегда вопрос: откуда его сила?

Значит, Христос исцеляет слепорожден­ного силою Творца. Но люди не верят в это чу­до, они учиняют расследование, прозревшего вызывают к фарисеям, требуют рассказать, как это было, и он рассказывает.

—Да, и тут очень интересно отношение родителей к происшедшему. «Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он те­перь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем... Так отвеча­ли родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто при­знает Его за Христа, того отлучать от синаго­ги» (Ин. 9. 18-22). Родители слепорожден­ного отвечают так не оттого, что не готовы принять чудо, нет, это реакция людей, кото­рые сами слепы духовно. Ведь если человеку сделали добро, то он хотя бы может сказать правду. Но родители слепого, боясь, что их станут преследовать, отказываются от Хрис­та, предают Его. И становится ясно, что бо­лезнь их ребенка была не случайной.

Фарисеи в конце концов выгоняют про­зревшего со словами «во грехах ты весь родил­ся. И ты ли нас учишь?» И Иисус, услышав, что его выгнали вон, находит его Сам. И все же получается, что болезнь слепорожденного если и не наказание за грех, не расплата за не­го, то все равно не случайна — она следствие духовной слепоты родителей. Представьте се­бе, что нас сейчас читает женщина, у которой родился больной ребенок, и она думает, что его болезнь — это следствие когда-то сделанного аборта; так часто бывает. Сознание такой ви­ны может раздавить мать.

—Мать в первую очередь должна знать, что молитва творит чудеса! Видимо, это от­того, что Сама Богородица покровительст­вует всем матерям и особо благосклонна к той молитве, которая звучит из сердца мате­ри. А потом здесь совсем неправильная по­становка вопроса. Что мы тут хотим выяс­нить: степень виновности или все-таки что делать, как исправить ситуацию? Конечно, если человек церковный, то для него очевид­но, что ничего просто так в этом мире не происходит, и он начнет духовно решать эти проблемы, но не игнорируя врачей! Настоя­щие врачи, они от Бога, мы говорим, что хо­роший врач — это инструмент в руках Божь­их. И вот когда поставлен врачебный диа­гноз, а очень важно не самому его ставить, а довериться врачу, необходимо, чтобы чело­век пришел в храм и исповедовался в том, что у него произошло, спросил совета. Очень важно, чтобы он не замкнулся в себе, чтобы он пришел ко Христу. Ведь часто именно болезнь приводит человека к вере. И если человека мучает вопрос «за что?», то его надо обязательно решать с духовником, надо подойти в храме к священнику и побе­седовать с ним. Ведь если человек в силу не­достаточной воцерковленности не воспринимает болезнь как испытание, то есть, если у него нет церковного сознания, то ему нуж­но обязательно духовно укрепиться. Тут вопрос не в том, что надо начинать копаться в себе, что-то анализировать, нет, ведь чело­век, пускаясь в этот анализ, может заблу­диться и впасть в отчаяние.

А уныние как «ненадеяние на Бога» — это грех. Вопрос, который часто приходится слышать: «Что делать, чтобы хватило терпения, если болеют близкие?»

—Главное, чтобы хватило любви, тогда хватит и терпения. Надо прийти в храм. Надо помнить, что невозможно для человека, то возможно для Бога. Да, всякий грех — это нарушение неких естественных законов, установленных Богом, и если человек вмешивается в этот процесс, который обозначен как Промысел Божий, если он выбирает путь противления Богу, то он не наказывается, он сам себя наказывает, отнимая у себя благодать Божью. То есть если ты сам хочешь идти по этой жизни, если ты не хочешь прислушиваться к Заповедям Божьим, — пожалуйста, иди. Но уже не под водительством Божьим, а под своим собственным. В Евангелии от Иоанна сказано, что одни возлюбили Свет и обрели этот Свет, а другие возлюбили тьму. Но надо помнить одно: Бог милосерден, Он нам сострадает, Он услышит и молитву матери, и намерения сердца. И, может быть, своей любовью мать спасет и себя, и своего ребенка. Господь дает надежду на исцеление. Но для этого должно быть личное участие верой в исцеление. Главным ос­тается вера, личное участие в Таинствах. Но нельзя к ним относиться как к чему-то маги­ческому: заплатил деньги за молебен, и жди... Тут нельзя подходить с мерками «ты мне, я тебе». Ведь во всех случаях исцеления Хрис­том важно, что больные или их близкие об­ращались к Нему, вели диалог с Ним. И то, что было невозможно для человека, то воз­можно для Бога.

То есть болезнь, как мы говорили вначале, для того, чтобы на нас явились дела Божьи. Чтобы мы воочию увидели силу Христа. Или все гораздо сложнее?

—У нас есть Евангельская история с вос­крешением Лазаря, когда Христос сказал слова, которые очень удивили Его учеников: «...эта болезнь не к смерти, но к славе Божи-ей»(Ин. 11.4).

Когда Лазарь, брат Марии и Марфы, заболел, Христос был далеко от Вифании, и, придя туда, Он нашел, что Лазарь умер. Уз­нав об этом, Иисус заплакал. Потом, подой­дя к пещере, Он сказал: «Отнимите камень». «Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, то уви­дишь славу Божию?» (Ин. 11. 39-40). И, ког­да отняли камень от пещеры, где лежал Ла­зарь, Христос помолился и приказал ему выйти вон. И Лазарь вышел, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами. Это было буквальное воскрешение, когда Хрис­тос как Бог совершает чудо, вмешиваясь в, казалось бы, необратимые процессы.

А почему вы подчеркнули, что Христос плакал перед входом в пещеру? И почему Он плакал?

— А почему мы плачем? Он плакал из любви, из сострадания. Христос — Богочеловек, и Его скорбь — это человеческое в нем. Это очень важно, потому что здесь не демонстрация чуда или Его силы, здесь принципиально новые отношения между Богом и человеком.

Ведь если в Ветхом Завете болезнь воспри­нимается как наказание Божье, а например, такая болезнь как бесплодие — как прокля­тие Божье, то в Новом Завете появляется со­вершенно новый подход к болезням вообще. Тут надо обязательно сказать, что наказание Божье и проклятие — это совершенно раз­ные вещи. Потому что наказание служит к исправлению чего-то, а проклятие — это уже констатация факта того, что человек нахо­дится вне благодати Божьей. Так вот, если в Ветхом Завете бесплодие считалось прокля­тием, и таких людей дискриминировали, например, у «неплодного» Иоакима первосвя­щенник даже прилюдно не принял жертву, то с появлением христианства впервые возникают новые отношения между Богом и че­ловеком. Именно у бесплодных Иоакима и Анны, которые были женаты уже 20 лет, рождается Пресвятая Богородица, у бес­плодных Захарии и Елисаветы — Иоанн Предтеча. Болезнь становится не к смерти, а к славе. Теперь человеку дана такая возмож­ность. Христос принес Свою жертву за всех, в том числе и за наши грехи, и вот, искупив наши грехи, «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Мф. 8.17). А потом здоро­вье — это не абсолютная ценность, и часто через физические страдания мы очищаемся от своих духовных немощей. И многим этот мир открывается только через страдания и те испытания, которые они получили.

Часто приходится слышать вопрос, от ко­го наши болезни и испытания: от Бога или от дьявола. Как распознать это?

—Вопрос с самого начала поставлен не­правильно. Не надо размышлять, от кого. Важен сам факт испытаний и то, как мы их преодолеваем. У кого мы просим помощи. Ведь, как сказано, и волос с головы не упадет без воли Божьей. И если что-то допущено до нас, то это есть испытание нашей веры.

В свое время передо мной был пример монаха Аникиты, который семнадцать лет страдал от полиартрита, у него были страшные боли. И при этом он обладал и удивительной терпимостью и совершенно уникальным даром выслушивать других лю­дей. Это был именно дар - дар принятия другого человека. И когда мы с ним говори­ли на эту тему - а мы были очень близки, то получилось так, что его собственные стра­дания научили его понимать других. Он имел опыт страдания, и он воспринимал свое страдание как благословение на то, что­бы помогать людям. И своим даром духов­ного видения он очень многим помог в вопросах исцеления. Ведь часто чело­век, у которого все хорошо, живет, ничего вокруг, кроме себя, не за­мечая, и только болезнь и страдания заставляют его совер­шенно по-другому строить отношения с миром.

И человек начинает видеть, он прозревает...

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал