Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Или почему страдают лучшие?
— Владыка, к нам пришло большое письмо от Елены Сергеевны Л. из Воронежа. Она с болью рассказывает о том, что ее сын, Дима, верующий мальчик, в 9-м классе перешел из обычной школы в гимназию и столкнулся с насмешками, агрессией одноклассников над ним и его верой. Диме пришлось вернуться в обычный класс, это обидно, потому что у него явные способности к физике, но иначе конфликт не решался. Мальчик замкнулся в себе и стал реже ходить в храм. — Ядумаю, что автор письма, мама Димы, была права, когда забрала его из гимназии, где окружение было агрессивно к нему. Я понимаю, что легче посоветовать, чем сделать, но, наверное, стоит помочь Диме сформировать круг общения из ребят также верующих. Что касается того, что Дима перестал читать духовную литературу, то не надо настаивать. Дайте ему книгу Генрика Сенкевича «Камо грядеши?» Там есть эпизод, описывающий, как навстречу апостолу Петру, бегущему из Рима, где начались гонения христиан, идет Христос. «Куда ты?» (Камо грядеши?) — спрашивает Его Петр. «В Рим, ведь там страдает Мой народ...», -отвечает Он. В Евангельских заповедях блаженства, то есть высшего счастья, высшей моральной ценности, есть удивительная заповедь. В переводе с церковнославянского она звучит так: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5. 11—12). Почему блаженны будете, и кто такие блаженные? Блаженный — это человек, угодный Богу, имеющий внутреннюю радость и свет вне зависимости от внешних обстоятельств. Почему Христос возводит на такую высокую ступень духовности («велика ваша награда на небесах») того, кто подвергся гонению за веру? Ведь с обыденной точки зрения гонение, поношение — это или наказание за что-то, или несправедливость. А верующие, вот парадокс, относятся к гонениям как к милости Божьей. Христос Сам был гоним. Он, безгрешный, претерпел страдания за чужие грехи и принял крестную смерть. И когда люди, подобно Христу, претерпевают гонения за веру, они становятся ближе к Нему. Противостояние верующим было всегда, оно неизбежно, как неизбежно противостояние добру зла, и уже в первые века христианства возник такой феномен, как мученичество. Появляются мученики — люди, которые ценой своей жизни свидетельствуют о своей вере. Впоследствии мученики канонизировались Церковью, то есть причислялись к лику святых, но тут есть очень важный момент. В те же первые века христианства появляется много людей, желающих страдать и даже принять смерть из подражания Христу. И Церковь в таких случаях объясняла, что если человек сам вызвался на гонение, преследование и пострадал, то это не признается мученичеством ни Богом, ни Церковью. — Очень интересно, а почему? —Мученичество — это ни в коем случае не проявление фанатизма, когда человек живет в крайностях и ищет их, это и не акт экзальтации, и не результат «самости», когда человек, пусть даже и из лучших побуждений, вызывается на подвиг. Нет, это другое. Мученики никогда не искали смерти, они не искали зла, наоборот, зло их находило. И тут очень важно, что мученики именно принимали страдания и смерть, подобно тому, как принял страдания и смерть за чужие грехи Иисус. Этим они спасали свою душу. Ведь гонения — это вопрос ценностей человека и его выбора. Поясню. Верующий человек живет в постоянном богообщении, и когда он ставится перед выбором — отречься от Христа и остаться живым или, пусть и погибнуть, но не предать своей веры, то верующий выбирает жизнь со Христом. Пусть даже ценою мучений и смерти, ведь жизнь со Христом -это жизнь вечная. Человек ставится перед выбором, но, собственно говоря, для истинно верующего этот выбор заведомо сделан. Он определен словами Христа, сказанными Спасителем, когда Он посылал своих двенадцать учеников на проповедь: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10. 28). Безусловно, для любого человека момент этого выбора очень драматичен, тут нет и не может быть никакого автоматизма, автоматического решения. Но именно в такие моменты происходит возвышение человеческой души, она как бы отделяет от себя все наносное, временное, земное. И это возвышает человека — именно в этом смысле мы говорим об уподоблении Христу и о приближении к Нему. И это мы имеем в виду, когда говорим о том, что гонения очищают человека. — И тут, наверное, принципиально важно отношение верующего к гонителю? —Конечно, верующие молятся за гонителя. Подобно тому, как молился распятый на кресте Христос. «Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23. 34). Сам факт того, что христианин прощает и молится за обидчика, может быть не понятным неверующему. Ведь общество живет по другим стандартам — когда «око за око» и, если тебя обидели, то на это надо ответить. Но христианство учит другому: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5. 43—45). И у нас очень много примеров того, как мученики и новомученики прощали и благословляли. Митрополит Владимир Киевский — первый мученик среди архиереев, расстрелянный в январе 1918 года, благословляя стрелявших, произнес: «Господь вас да простит», и не успел он опустить рук, как был, по свидетельствам очевидцев, «сражен тремя пулями». — Владыка, здесь, наверное, уместен «детский вопрос» нашего четырнадцатилетнего читателя Олега из Нижнего Новгорода: «А почему страдают лучшие? Как и для чего Бог попускает это?» —Для вразумления многих, как ни странно. Видя праведников, мы можем сравнить себя с ними, человек может познать себя, соизмерив себя со святым. А вот почему страдают праведники — это другой вопрос. Когда человек, наделенный от Господа свободным выбором, выбирает зло и начинает его творить, то он уходит от Бога — творящий зло вне Господа. А в верующем, живущем высокой христианской жизнью, отображается Сам Христос. И мотив зла простой — зло выбирает самую светлую жертву, подобно тому, как гонители Христа требуют распять не Варавву, посаженного в темницу за убийство, а безвинного Иисуса. Зло, как правило, выбирает самую светлую жертву. — Власть тьмы, когда охотнее простят грех, чем праведность. Когда смирение жертвы воспринимается как слабость и только подстрекает на еще большее зло и насилие. —То, что для мира слабость, для верующего величие подвига. В такие моменты, подобно тому, как Христос, приняв страдания, Своей смертью умертвил грех гонителей, так и мученики своей смертью умерщвляют грех гонителей, они как бы принимают его на себя. И не случайно всё, что происходит в Церкви, связано с мученичеством: все алтари утверждаются, то есть ставятся, на мощах мучеников, потому что частицы этих нетленных мощей вкладываются в престол. Частицы нетленных мощей зашиты в антиминсы — шелковые платы, которые лежат на престоле и на которых совершается Литургия (то есть предуготовление Даров для Таинства Причащения). — Кстати, нетленность мощей — вопрос, который смущает неверующих, им это трудно объяснить. —Неверующему такие вещи невозможно объяснить, это ведь явление личного духовного опыта человека. Образно говоря, святые мощи — это окна из нашего земного, грешного мира в мир Горний, подобно тому, как сам подвиг святых, мучеников — это прорыв из жизни нашей, грешной, в Царствие Небесное. Поклонение нетленным мощам известно человечеству давно. Еще в Ветхом Завете есть эпизод, рассказывающий о том, что когда мимо гробницы пророка Елисея проходила похоронная процессия и на погребавших напали, они были вынуждены спрятать своего мертвеца в гробницу к пророку. Но как только тот коснулся мощей Елисея, он немедленно ожил. — Когда умирает какой-либо въедающийся деятель науки или культуры, после него остаются его ученики, труды, и он живет в нашей памяти. Но о мучениках мы не просто знаем и помним. Они участвуют в нашей жизни, это живое участие. —Они становятся ходатаями за нас перед Господом Богом. Откройте молитвослов, и вы найдете там молитвы святым угодникам, имеющим особую благодать помощи в раз личных болезнях, нуждах и скорбях. Даже те, кто никогда не читал жития святителя Николая, архиепископа Мир Ликийского, чудотворца, знают, что ему молятся о путешествующих. Святому великомученику и целителю Пантелеймону в случаях тяжелых болезней, а святой мученице Параскеве Пятнице, если хотят испросить благополучия в семье... И везде в тексте этих молитв мы обращаемся к святым с просьбой, чтобы они «умолили Господа за нас» или были ходатаями о нас, недостойных, перед Богом, или «испросить для нас у Господа благодати» — то есть мы просим их предстоять за нас перед Господом. И, конечно, это живое участие святых мучеников в нашей жизни. И на основе их опыта Церковью накапливается духовный опыт, который в дальнейшем дает ей силы созидать и свидетельствовать о Христе. Гонения — это еще и очищение, это выявление, что главное, а что второстепенное в духовной жизни. Господь и зло обращает в добро. Вот пример из нашей новейшей истории. 17-й год положил начало таким гонениям и преследованиям нашей Церкви, что это просто не может вместить человеческий разум. Но тот же 17-й год, как бы неожиданно на первый взгляд это ни звучало, позволил расцвести нашей Церкви цветом духовным. Он показал Церкви, в чем ее истинные ценности. Он освободил ее от всего наносного, несвойственного Церкви, навязанного ей обществом. Когда, например, в дореволюционной России существовала обязательность для всех исповеди в Великий пост, и составлялись списки исповедовавшихся. Пройдя через горнило страданий, Церковь не погибла, она очистилась, в ней возродилась ее духовная суть. Уже в 17—18-м годах восстановилось Патриаршество, Господом было дано нам много молитвенников, возрождается старчество в истинном понимании этого слова, а Литургии служились даже в лагерях... И именно этот духовный подвиг Церкви, в том числе духовный подвиг новомучеников, скрытый от посторонних глаз, дал нашей Церкви силы воспрянуть и возродиться, как только запреты пали. — Это был интересный период, когда по телевидению стали транслировать богослужения, и на экране, в первых рядах, можно было увидеть тех, кто еще недавно «запрещал и не пускал». В народе их сразу метко прозвали «подсвечниками». —Да, это была острая проблема для общества. Но обратите внимание, Церковь как раз никого не упрекнула, она не пыталась проводить ни расследований, ни комиссий по геноциду, ни требовать публичных покаяний. Потому что такой подход чужд христианству. Христианство это: «Молитесь за тех, кто гонит вас». — Значит, надо оставить право быть искренним в вере и тем, кто еще недавно запрещал? То есть Бог может явить Себя и тем, кто был Его гонителем? —Он и являет! Вспомним сотника, который стоял при распятии Христа. Сказано: «Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он так... испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мк. 15. 39). Или Савла, ставшего апостолом Павлом. Как рассказывается в Деяниях апостолов, он, юношей, принимал участие в гонении первомученика Стефана, и как сказано, «сторожил одежды» гонителей, когда те побивали Стефана камнями, а Стефан при этом только молился: «Господи, не вмени им греха сего». (Деян. 7. 60). А потом Савл, «дыша угрозами и убийством на учеников Господа» (Деян. 9. 1) мчался в Дамаск, с тем, чтобы там самому преследовать первохристиан. Но когда же он «приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий Ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна (т.е. трудно тебе идти против силы, против Бога. — М.Г.)» (Деян. 9. 3—5). И тогда Савл спрашивает Господа, что ему делать, и Господь отвечает ему. Это история полна драматизма: Савл сначала ослепнет, потом прозреет, а потом прославит себя в человечестве как апостол Павел, станет величайшим проповедником, сам примет гонения и мученическую смерть. Мы так много внимания сегодня уделили мученичеству, потому что это очень яркие, наглядные примеры того, как мы должны исповедовать нашу веру. Главное в мученичестве не страдание, главное то, что это образец исповедования, то есть свидетельствования веры. Не случайно слово «мученик» идет от греческого «martys» — т.е. свидетель. Это яркий пример исповедования Христа, ведь физические страдания, сама смерть более зримы, наглядны, понятны людям. Но Церковь канонизирует, то есть причисляет к лику Святых и праведников, и блаженных, и святителей. — То есть христианин сам не ищет гонения, он ищет узнать волю Божью о себе. Исповедание веры чуждо вызову, демонстрации, оно может быть тайным, но не перестает от этого быть истинным. Владыка, а в нашей, обыденной жизни, есть место такому исповеданию? —Конечно, хотя когда человек, придя в пост в гости и видя на столе колбасу, начинает кого-то учить или что-то доказывать — это не исповедание, это показ себя, самолюбование. Но когда известный хирург архиепископ Лука Войно-Ясенецкий в самые глухие годы советской власти приходил на лекции в подряснике, потому что он был монах, — это была не демонстрация, это было исповедание веры. Да, его ссылали, его преследовали, но никто, ни одна власть на свете не могла помешать ему молиться перед тем, как он приступал к операции. Это вопрос внутренней свободы - того, что нельзя у верующего отнять. — Можно разрушить храмы, можно запретить в них ходить, но нельзя запретить тайную ночную молитву женщины за детей и близких... — Мы уже стали забывать, но еще совсем недавно, в исторически обозримом прошлом, священникам запрещали ходить в рясе на улицах. Конечно, это делалось не случайно. И многие не ходили, они ее снимали, чтобы никого не искушать, а то ведь вслед можно было не только хулу и поношение получить... А кто-то все равно своей священнической одежды не снимал, и это не было вызовом, демонстрацией. Это было молчаливым исповеданием своей веры. И кто знает, может быть, даже просто встреча с таким священником кого-то остановила, кого-то уберегла, а кому-то изменила жизнь.
|