Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О смерти и бессмертии
— Владыка, а у меня на столе лежат три очень горестных письма, пришедшие от людей, недавно потерявших своих близких. Эти письма ждут внимания к себе, и я думаю, что ответом на них мог бы стать разговор о христианском отношении к смерти. — Давайте попробуем, и начать, я думаю, надо с того, что есть Воскресение Христа. Вспомните, Светлому празднику Воскресения Христова предшествует трагизм Страстной недели. Христос распят, Христос «испустил дух», и посмотрите, как об этом сказано в Евангелии: «и сделалась тьма по всей земле... и померкло солнце, и завеса в храме раз-дралась по средине» (Лк. 23. 44-45). Ученики Его рассеяны, вера их поколеблена, они в отчаянии. Никто, ни враги Его, ни ученики, несмотря на пророчества, несмотря на предсказание Самого Христа, не верит в Его Воскресение, не ждет Пришествия. На следующий день, в воскресенье, рано утром Егоученики приходят к пещере и видят, как Ангел отваливает камень. Они заходят внутрь и находят там только пелены. Но они еще не понимают, что произошло. Они люди, они находятся во власти своих чувств — горя, смятения, происходящее все еще выше их понимания. Смотрите, как в Евангелии от Иоанна рассказывается о встрече Марии Магдалины с Воскресшим Христом. Вместе с учениками она рано утром приходит к гробнице, видит ее пустой, ученики уходят, а Мария остается у гроба одна. Она стоит и плачет. Ей являются два Ангела в белых одеяниях, сидящих один у главы, а другой у ног, где лежало Тело Христа, они спрашивают ее, что она плачет, «...унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его,» — отвечает Мария. И дальше: «Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус» (Ин. 20. 13—14). И вот уже Сам Иисус спрашивает ее: «что ты плачешь?» И Мария, все еще не узнавая Его, «думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его» (Ин. 20. 15). И тогда Христос обращается к ней по имени: «Мария!» И она мгновенно узнает Его: «Учитель!» Наверное, ей хочется убедиться, Он ли это — ей хочется дотронуться до Него, но Иисус останавливает ее. Он «говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20. 17). — А почему Иисус не позволил ей коснуться Себя? Ведь когда Фома, усомнившись в рассказе учеников, сказал: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны... не поверю» (Ин. 20. 25), Христос предложил ему это сделать? — Здесь мы не можем ничего точно сказать — есть тайна в Воскресении Христа из мертвых, тут мы вступаем в область догадок. Во-первых, Воскресшего Христа не все сразу узнавали. Так, Он в первый же день Сам явился Своим ученикам Луке и Клеопе, которые шли в Еммаус. И по дороге Он рассказывает им о Воскресении, о том, что сбылись пророчества, но они не узнают Его, и узнавание происходит только тогда, когда Он преломил хлеб и подал им. Сказано: «Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его» (Лк. 24. 31). То есть они прозрели, скорее всего, это было духовное прозрение, и сразу после этого Иисус стал невидим для них. Во-вторых, мы действительно можем сказать, что Воскресший Христос стал иным. Смотрите, в самый день Своего Воскресения Он со словами «Мир вам!» является ученикам в запертую комнату. Ученики пугаются, они думают, «что видят духа» (Лк. 24. 37). Но Он говорит им: «что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24. 38-39). Больше того, Он просит у них еду и ест ее. Воскресение Христа из мертвых — это то, что выше нашего рационального, обыденного опыта. — Это то, во что мы веруем? —Да, но чтобы уверовать в это, надо, чтобы у нас открылось духовное зрение. И послушайте, что говорит Иисус Фоме, когда тот понял, Кто перед ним: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20. 29). Воскресение Христа из мертвых — это главное в нашей вере. По слову апостола Павла: «...если Христос не воскрес, то... тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15.14). Поэтому праздник Пасхи Христовой — центральный, главный праздник церковного года, его еще называют праздником праздников, Светлым Христовым Воскресением. Во время богослужения в Великую Субботу есть удивительный по глубине и символике момент, которым, собственно, и начинается праздник. Это момент, когда в алтаре черные траурные одежды престола и священников сменяются на светлые. Это знак, это символ торжества жизни вечной, ее победы над смертью. И в Пасхальную ночь звучат слова свт. Иоанна Златоустого: «Где твое, смерть, жало? Где твоя, ад, победа? Воскрес Христос, и ты низвергнут... Воскрес Христос, и мертвый не один во гробе, Ибо Христос, восстав из мертвых, началом усопших стал». — Но зачем было Христу умирать? Ведь Он и так по Своей Божественной природе был властен над смертью — в Евангелии рассказывается, как Он по мольбе близких воскрешает умерших. —Да, Христос властен над смертью, и все же Он принимает смерть, Он умирает Сам. Из высочайшей любви к нам Он разделяет нашу человеческую, земную судьбу — от рождения до смерти. Мы уже говорили, что Бог смерти не сотворил, по замыслу Божьему человек был бессмертен. Но грех отделил человека от Бога, грех породил смерть как небытие, как тьму, где нет Бога. И тут очень важно понять, что есть две категории — есть бытие и есть небытие. Так вот, бытие — это то, что живет и развивается по Законам Божьим и под Его благодатным духовным Промыслом. А небытие — это форма даже не жизни, а существования того или иного человека, его души. Существование без Бога, когда человек сам выбирает, что он живет в этом мире без Бога, без Его покровительства. И чтобы преодолеть эту пропасть, отделившую человека от Бога, Бог посылает нам Своего единственного Сына. Христос — Сам Бог Живой, и Он возлюбил нас настолько, что принял нашу плоть, Он принял наш грех, Он принял смерть. Давайте вспомним, как это происходит: Гефсиманскии сад, Он предвидит все, что с ним случится, душа Его «скорбит смертельно», и Он просит Бога «...пронести чашу сию мимо...» (Лк. 22. 42). — Это очень близкая и понятная каждому из нас просьба: пронести чашу сию мимо. —Да, но Он сразу же говорит: «впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22. 42). Христос принимает все, что должно произойти, как волю Божью. И это удивительный образец нам. — Да, Христос воскрес, Он победил смерть. Но каждый день мы сталкиваемся с другим: смерть косит молодых и старых, больных и здоровых, грешных и праведных — все равны перед ней. —Это очень понятное человеческое чувство безысходности перед смертью, страх перед ее тайной и кажущимся всесилием. Это чувство породило очень много верований и культов. Начиная с древнеегипетского культа мертвых, с его иерархией, с его богами Царства мертвых, которые были властны и над живыми. Кстати, этот культ мертвых прививался и в советское время, когда самое сердце страны — Красная площадь была украшена не чем иным, как саркофагом-мавзолеем, и людям навязывали поклонение тому, кто там лежит. Даже сама фраза «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить» — это какое-то заклинание. — А в христианстве мы говорим: «У Бога все живы». — Да, и для православного человека, для христианина после прихода в наш мир Спасителя смерть приобретает другое качество. Для него смерть уже не есть небытие. И не случайно у нас есть такое слово «Успение», оно однокоренное со словом «сон», мы говорим «Успение Пресвятой Богородицы», «души усопших раб Твоих», мы, молясь за ушедших близких, просим: «Господи, помяни усопшего раба Твоего». И вот это понимание того, что смерть не есть небытие, приводит к тому, что человек вступает в другие отношения с Богом, с одной стороны, и с другой — это освобождает человека от гнетущей безысходности, от страха перед смертью. Потому что на самом деле это страх человеческой души не перед смертью, а перед небытием. Удивительно, но для многих людей, достигших духовного совершенства, смерть перестает быть тайной — они знают и дату, и обстоятельства. Почти все святые предсказывали свой час смерти. И они не боялись ее. Посмотрите на лица усопших праведников, людей, которые жили в святости, — это светлые лица, это радостные лица. Почему? Потому что смерть воспринимается ими как радость новой встречи с Богом, и они готовы к ней. Но они готовятся не в нашем, земном рок — не случайно в Евангелии. Сорок дней Христос постился и молился в пустыне перед Своим выходом на проповедь. В течение сорока дней Воскресший Христос являлся Своим ученикам. Сороковой день завершает прохождение душой так называемых воздушных мытарств. Поэтому так важно поминать усопших, молиться за них, подавать милостыню, делать доброе в первые сорок дней кончины человека. — Кстати, не все из нас, подавая в храме записку «о упокоении», понимают ее Евхаристический смысл. —Да, он есть. Когда в алтаре священник совершает проскомидию, то есть предуготовляет дары для Таинства Причастия, Евхаристии, он вынимает из просфоры частицу: за каждого поминаемого по имени — свою. Потом он погружает эти частицы в чашу с Кровью Христовой, сопровождая это словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих». Смерть — это всегда трагедия, все в человеческом естестве противится ей — ведь это то, чего не было в замысле Божьем. Но сказано Христом: «...верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11. 25). И это та грядущая реальность, которую Он, бесконечно любящий нас, даровал нам. Пусть многое нам, в силу нашей человеческой слабости, ограниченности, не открыто, пусть многое для нас — тайна. Но каждый из нас может понять и почувствовать Любовь. И в жизни каждого из нас наступает момент, когда мы задумываемся о тайне смерти, о тайне Божества, о тайне Любви. И когда это происходит, мы должны спросить себя: «А чем мы можем ответить на такую, до смерти бесконечную любовь Бога к нам?» И ответ один: только любовью. И верой. Знаете, есть глубокий смысл в том, что, когда во время отпевания усопшего вносят в храм, на его близких — траур. А священник, который встречает усопшего, одет в белые одежды.
|