Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кому помогает Таинство Елеосвящения?
— Владыка, сегодня, по просьбам наших читателей, продолжая тему «христианство и целительство», хотелось бы поговорить о Таинстве Елеосвящения, или Соборования. Вокруг этого Таинства много суеверий, предрассудков: часто больные боятся принимать это Таинство, считая, что соборуют только безнадежно больных перед смертью. А некоторые думают, что Соборование противоречит обращению к врачам. Владыка, расскажите, пожалуйста, в чем суть этого Таинства, как оно происходит и в каких случаях следует обращаться к нему? —Таинство Елеосвящения — это священнодействие, во время которого при помазании тела болящего елеем на него призывается Божья благодать, исцеляющая душевные и телесные немощи. Это Таинство называют еще Соборованием, потому что оно должно совершаться собором священников, в идеальном случае семью. Но оно может совершаться и меньшим числом священников и даже одним, потому что Таинство совершается благодатью Божьей. В отличие от Таинства Крещения, которое может в определенных случаях, ради страха смертного, совершать и мирянин, для Таинства Соборования участие хотя бы одного священника необходимо, потому что только священник может властью, данной Христом, совершать отпущение грехов. Церковью установлено, что даже если Таинство совершает один священник, что допускается в случае крайней необходимости, все совершается так, как если бы Таинство совершалось от лица всех семи: читается семь Апостолов, семь Евангелий, семь особых молитв с семикратным помазанием болящего. Поэтому даже в случае если Таинство совершалось меньшим, чем положено, числом священников, оно не потеряло свою действенность. Как писали святые отцы, «действительность помазания и всего Таинства в этом случае не сокращается в своей благодатной силе и пребывает всецелой и полной». — А в чем суть Таинства? —Она в том, что за изнемогающего больного перед Господом предстает целый собор Его служителей, и молитвой веры, от лица всей Церкви, умоляют Господа даровать немощному отпущение грехов, очистить его душу от всякой скверны, и это очищение открывает путь для действия благодати Божьей. Веществом Таинства служит освященное оливковое масло — елей. Еще с ветхозаветных времен елей знаменовал благодать, радость, умягчение, оживление. Вспомним притчу о милосердном самаритянине, который елеем смазал раны человека, избитого разбойниками. В Евангелии от Марка мы читаем, как апостолы «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6. 13). — То есть использование именно оливкового масла, масла молодых маслин, не случайно? —Конечно, тут есть свои и символика, и смысл. Так же как и помазание — это значит взятие в удел Божий. В псалме мы читаем, что елей, проникая глубоко в тело (Пс. 108. 18), дает ему силу, здоровье, радость, исцеление и спасение. Помазание крестом во имя Отца и Сына и Святого Духа — это как бы наложение крестного знамения, освящение крестным знамением духовных и физических сил. Помазание — это освящение, это внешний знак избрания Богом, которое сопровождается излитием Духа, овладевающего избранником. Поэтому елей связывают с излитием благодати, которую часто сравнивают с елеем, потому что, как и он, она проникает внутрь неуловимо. Помазание освященным елеем во имя Отца и Сына и Святого Духа с молитвой сообщает благодатные Дары Святого Духа. И надо помнить, что в Таинстве Елеосвящения используется освященный елей, и это освящение елея предшествует первому помазанию. Само Таинство Елеосвящения было установлено еще апостолами. У апостола Иакова мы находим такие слова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5. 14—15). И уже в древнехристианской письменности у святого Иринея Лионского и Оригена можно найти косвенные свидетельства о Таинстве Елеосвящения, а более поздние свидетельства о нем есть у святых Василия Великого и Иоанна Златоуста, от которых остались и молитвы на исцеление недужного, вошедшие потом в чинопоследова-ние Елеосвящения. — Владыка, а над всеми ли больными можно совершать это Таинство? —Ну, во-первых, больные должны быть верующими. «По вере вашей да будет вам», — говорил Иисус. «Молитва веры исцелит болящего» — читаем мы у апостола Иакова. Более того, Таинство Елеосвящения совершается над болящими, способными сознательно принимать его и соучаствовать в молитве о себе. Местом совершения Таинства может быть храм или, по необходимости, помещение, где находится больной. Таинство Соборования обычно предваряется исповедью и завершается Таинством Причащения. Видимая сторона Таинства состоит в семикратном последовательном помазании елеем священнослужителями болящего. Крестом помазываются лоб, ноздри, щеки, губы, грудь, обе стороны рук, и это помазание сопровождается чтением отрывков из Апостола и Евангелия. При самом помазании семикратно произносится молитва: «Отче Святый, врачу душ и телес, пославый единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющего, и от смерти избавляющего, исцели и раба Твоего (имя) от одержащие его (имя) телесные и душевные немощи, и оживотвори его благодатию Христа Твоего: молитвами Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, предстательством честных Небесных Сил бесплотных, силою Чест-наго и Животворящего Креста». Далее в молитве перечисляются апостолы и святые, чьего предстояния перед Господом мы молитвенно просим. — Владыка, а почему в Таинстве фигурирует число семь? Это не случайно? —У нас есть семь даров Святого Духа (Ис. 11. 2-3), это согласуется с числом молитв и поклонений пророка Елисея, которыми он воскресил отрока (4 Цар. 4. 35). Число семь не случайно. И тут важно понимать, что Таинство Елеосвящения, — это прежде всего молитва, а не какое-то магическое действие, обращенное к Господу. Помощь совершается тогда, когда человеку отпускаются его грехи. То есть грех изгоняется из тела человека, поэтому во время Елеосвящения совершается также Таинство Исповеди. Не случайно по окончании Соборования священник после прочтения молитв раскрывает Евангелие и возлагает его на голову больного. И дальше читается разрешительная молитва: «Царю Святый не полагаю мою руку на главу пришедшего к Тебе.., но Твою руку крепкую и сильную, яже во святом Евангелии семь, еже сослужители мои держат на главе раба Твоего (имя) и молюсь с ними». Из этой разрешительной молитвы видно, что возложение Евангелия служит образом возложения руки Самого Господа. Когда мы говорим о Таинстве Елеосвящения, надо понимать, что это как раз помощь тем людям, которые духовно и физически ослабели, и в Таинство они призывают к помощи Божьей. И тут принципиально важно остановиться на том, как верующий должен воспринимать свою болезнь. Я думаю, что здесь уместно процитировать святого праведного Иоанна Кронштадтского. Вот что он писал о скорбях и болезнях: «Великий учитель — скорби показывают наши слабости, страсти, нужду в покаянии, скорби очищают душу, вытрезвляют ее... низводят благодать в душу, смягчают сердце, внушают отвращение к греху, утверждают в вере, уповании и добродетели». И дальше он пишет, что если в твоем болезненном состоянии «молитва твоя бывает холодна, бывает исполнена уныния и некоторого отчаяния — не отчаивайся и не унывай, ибо Господь знает твое болезненное и претрудное состояние. Молись с немощью, молись сколько есть сил, и Господь не презрит немощи плоти и духа твоего». То есть Он не оставит тебя без внимания. Отсюда такое христианское отношение к болезни как к учителю жизни: болезни способны изменить жизнь человека не только с точки зрения того, что меняется ритм и образ жизни человека, но они способны изменить его духовный взгляд на происходящее. Человек начинает постигать жизнь совершенно по-другому. Кроме исцеления и облегчения болезней, в Таинстве Елеосвящения сообщается благодать Божья исцелять душевные недуги, поднимать и укреплять духовные силы человека, подавленного физической немощью. И если даже после принятия Таинства больной и не получает выздоровления или облегчения, то ему даются душевный мир, спокойствие совести, твердость и мужество духа легче переносить свою болезнь и всецело предаться воле Божьей. И это тоже сверхъестественный дар благодати Божьей, потому что сам больной бывает не в силах создать в себе такое просветление и мощь души, то есть в состоянии телесной и физической слабости, духовное врачевание Таинства Соборования, не устраняя действия сил и законов природы, оказывает человеку помощь, необходимую для его спасения. Мне в своей практике часто приходится сталкиваться с тем, как люди, которые сами себя считали уже фактически безнадежными, находили в себе веру обратиться к Таинству Соборования, и происходило чудо - они выздоравливали.
Глава 7 Самые главные вопросы
|