Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Беседа 1. —Владыка, давайте сегодня поговорим о празднике Троицы, о Дне Святой Троицы






«Дух дышит, где хочет…»

 

Владыка, давайте сегодня поговорим о празднике Троицы, о Дне Святой Троицы. Расскажите, пожалуйста, как людям открылась триединая сущность Бога?

—Библия начинается слешами: «Берешит бэра элогим (множественное число от слова «элоах»)...», и если точно перевести с древнееврейского, то это звучит так: «В начале сотворил Боги...», глагол «сотворил» стоит в единственном числе, а дальше слово «Бог» во множественном. Потом, в следующей строчке книги Бытие говорится о том, что когда «земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною», то «Дух Божий носился над водою». (Быт. 1. 2). В оригинале здесь стоит «мэрихипет» — глагол, который означает не просто «носился», но и имеет смысл «оживо­творял», то есть еще в самом начале творе­ния, когда были только небо и земля, Дух Божий уже был и призывал к жизни эту бес­форменную, «безвидную» массу, Он уже ра­ботал.

Блаженный Августин говорил, что Новый Завет в Ветхом скрывается, а Ветхий Завет в Новом открывается. Библия - это книга, ко­торая написана одной рукой — рукой Бога, и листы этой книги — это листы человеческой истории. Вот поэтому мы не отказываемся от Ветхого Завета, сохраняем все, что нам в нем дано. И то, что было сказано в Ветхом Завете намеками, в каких-то образах, все это открывается нам в Новом Завете уже явно, в действиях Божьих, которые очевидны.

Праздник Троицы имеет в своей основе ветхозаветное событие, которое случилось с Авраамом. Как сказано в книге Бытие: «Авраам и Сарра были стары и в летах пре­клонных (Быт. 18. 11), когда явился им «Гос­подь у дубравы Мамре» (Быт. 18. 1). Дальше следуют слова: Авраам «возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него» (Быт. 18. 2). Так явился Аврааму Господь. Он встретил этих «трех мужей», приготовил им обед — на многих иконах с изображением Троицы как раз показано, как Авраам и Сарра накрывают на стол, и тогда Они спросили Авраама: «...где Сарра, жена твоя? Он отве­чал: здесь, в шатре» (Быт. 18. 9). И дальше читаем: «И сказал один из них (слова «один из них» в тексте выделены, подчеркивая то, что Господь явился в трех лицах): Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], и бу­дет сын у Сарры, жены твоей» (Быт. 18. 10). Сарра, которая слышала эти слова Господа, «внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, ког­да я состарилась, иметь сие утешение?» (Быт. 18. 12). «И сказал Господь Аврааму: отчего это [сама в себе] рассмеялась Сарра?...Есть ли что трудное для Господа?» (Быт. 18. 13—14). И действительно, у Авраама и Сарры в назначенный срок родился сын Исаак, от которого потом, как это и обещал Аврааму Бог, произошел великий народ, и самое главное, потом именно в потомстве Исаака рождается Иисус Христос.

Наверное, это явление Святой Троицы Аврааму, встреча с Ней у Мамрийского дуба и положили начало традиции в праздник Троицы украшать храмы и жилища ветками молодых деревьев и скошенной травой.

— Конечно, кстати, этот Мамрийский дуб До сих пор существует, сейчас он находится на территории православного монастыря в Палестине и очень почитаем людьми трех религий — иудеями, мусульманами и христи­анами.

Но явно и во всей полноте единство Бога в трех лицах, то есть Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа, было открыто человеку уже в Новом Завете. И в праздник Троицы, который отмечается на пятидесятый день после Пасхи (отсюда еще одно название — «Пятидесятница»), мы вспоминаем о том, что в этом мире нам явилась полнота всех Трех Ипостасей Творца.

Да, в наших предыдущих беседах мы рас­сказывали о том, что Бог сотворил человека, о том, как произошло грехопадение, и грех стал той пропастью, которая отделила человека от Бога. И Бог обещал, что Он пошлет в мир То­го, Кто эту пропасть преодолеет.

—Это обетование было исполнено в Рож­дество Христово, когда людям был послан Бог Сын, потом была Его проповедь миру, Он принял на Себя грехи мира и был распят, а потом произошло Воскресение Христа из мертвых, и на сороковой день после Пасхи Его Вознесение на Небо. После Воскресе­ния Христос сорок дней является Своим ученикам, укрепляет в них веру, затем соби­рает их всех вместе, благословляет, и у них на глазах, «когда благословлял их, стал отдалять­ся от них и возноситься на небо» (Лк. 24. 51). Но еще раньше Он обещал Своим ученикам, что пришлет им «Утешителя», для того, что­бы они не сбились с пути, указанного Им. «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Кото­рый от Отца исходит, Он будет свидетельст­вовать о Мне» (Ин. 15. 26). И когда Этот Уте­шитель, «Дух Истины», как называет Его Христос, сходит на землю, миру является вся полнота Бога, все Три Лица Троицы откры­ваются людям. Так откровение о существе Божьем, которое было вначале дано в Вет­хом Завете, когда три Ангела, три мужа, яви­лись Аврааму, оно открывается нам в Новом Завете сошествием Святого Духа на апосто­лов.

Как это произошло?

—Книга Деяний святых Апостолов расска­зывает нам о том, как на пятидесятый день после Иудейской Пасхи, через десять дней после Вознесения Христа, Его ученики со­брались вместе. Их было снова двенадцать, потому что вместо Иуды они избрали Мат-фия. И вот, как сказано, при наступлении дня Пятидесятницы — ветхозаветного празд­ника, который отмечался в честь получения Моисеем на пятидесятый день по выходу из­раильтян из египетского плена Заповедей от Бога, — в Иерусалиме собралось много наро­ду. Тут были «из всякого народа под небом» (Деян. 2. 5). И когда апостолы с Марией, Матерью Иисусовой, были в горнице, то, как сказано «внезапно сделался шум с неба... И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2. 2—4). И при сошест­вии на апостолов Святаго Духа они получа­ют особые дары — это дар разговаривать на разных языках, дар целительства и дар про­поведовать о делах Божьих. Когда вдруг апо­столы заговорили на «иных языках», и даже на наречиях тех, кто в тот день собрался в Иерусалиме, то это не просто удивило всех, кто-то стал, насмехаясь, говорить, что «они напились сладкого вина» (Деян. 2. 13). Но именно этот день мы считаем днем рождения Вселенской Церкви, потому что именно с этого момента началась апостольская пропо­ведь «о великих делах Божиих» (Деян. 2. 11) среди разных народов — каждый апостол по­лучил по жребию свой удел и начал апос­тольское служение. Апостол — это дословно с греческого «посланник», и с этого дня на­чинается история Христианской Церкви.

Апостолы обладали силой, которая была дана им как дар Святого Духа. В день, в который мы празднуем Троицу, они получили и дар на проповедь Слова Божьего. И это было не приви­легией, это было служением и мученичеством.

—Да, все апостолы, кроме апостола Иоан­на, умершего естественной смертью, кончи­ли свою жизнь трагически, каждый из них своей смертью засвидетельствовал верность Христу. Например, апостол Петр был распят на кресте, и, как известно, он сам попросил, чтобы его распяли вниз головой. Он это сде­лал, потому что считал, что недостоин быть распятым, как Христос, — ведь он троекрат­но отрекся от Него и всю жизнь помнил об этом.

Вот это-то и удивительно: ведь все они до встречи с Христом были простыми людь­ми. Это рыбаки, среди них был сборщик на­логов. И вдруг такая твердость в вере, такая сила духа. Более того, когда Христа взяли под стражу, судили, распяли, они были смятены, сломлены, безверье было тоже им зна­комо. Так что же произошло? Святой Дух, сошедший на них в Пятидесятницу, дал им такие силы?

—Не так все прямолинейно. А разве Хри­стос не мог бы их сразу Своей силой сделать верными и сильными?

Ну, наверное, тогда это было бы наси­лием.

—Совершенно верно. Ведь шел процесс подготовки, апостолам надо было очис­титься, для того чтобы принять свет. Ведь люди не бесконечны, мы — как сосуды, ко­торые могут что-то в себя принять, только если мы очищены. И Христос постоянно «очищал» их, готовил к принятию Святого Духа.

То есть, тут нет пассивностивот Святой Дух сошел на тебя, и ты преобразился?

—Нет, это синергия — взаимное движение друг к другу. Да, конечно, под действием Святого Духа апостолы становятся другими. Но как мы вообще меняемся? Действитель­но, апостолы были простыми людьми, но посмотрите, что говорит им Христос, готовя их к испытаниям: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф. 10. 19-20). Так и полу­чалось. Ведь это очень важно — расположить свою волю к тому, чтобы в тебе действовал Святой Дух. Мы часто считаем действием какие-то внешние усилия, но ведь самое трудное — это внутренняя работа, важно су­меть довериться Богу, подчинить свою волю Святому Духу и дать Ему действовать через тебя. А для этого надо убрать из себя все, что в тебе темно, и принять в себя Святой Дух. И дальше Христос говорит, что если вы вве­рились Святому Духу, то, помните, что тогда даже и волос с вашей головы не упадет без Божьей воли.

А как мы в нашей обычной жизни можем ввериться воле Божьей?

—Как раз в тяжелые моменты жизни, ког­да перед человеком встает выбор и он не зна­ет, как ему поступить, верующий ищет не свою волю, а волю Божью — он молится или заказывает молебен, участвует в Таинствах Церкви, или идет к духовнику, пытаясь рас­познать, в чем она. Ведь часто нам посыла­ются испытания, и если мы их с Божьей помощью выдерживаем, то после них нам бы­вает благо, но если в преодолении их мы ропщем на Бога и отчаиваемся, то этим мы отвергаем волю Божью. И распознать, поче­му и как нам надо поступать в том или ином случае, можно, только руководствуясь этим принципом: надо быть готовым принять Святого Духа, стать тем, через кого бы Он действовал.

Наверное, это сложно, потому что требу­ет от человека не только веры, но и твердости в ней, решимости.

—Это действительно очень сложно, пото­му что самая активная позиция человека на­чинается с того, что он решает следовать во­ли Божьей, и это не пассивность, а, наобо­рот, внутренняя активность. Ведь когда че­ловек решается идти к Свету, то на пути к Нему обязательно лежит тьма. Мы уже вспо­минали слова апостола Иоанна о том, что «мир во зле лежит», и соответственно мир диктует правила поведения каждому челове­ку. Человек становится обязан миру, я бы сказал даже «обвязан» миром, как путами. И вот как только человек решается слушать не то, что говорит ему мир, а то, что ему го ворит Господь, то в этот момент от него и требуется усилие. Но как только человек сде­лал их, как только он оказался готовым при­нять волю Божью, то многие препятствия сами устраняются.

Посмотрите, какому испытанию веры подверг Бог Авраама. Когда Исаак, долго­жданный сын Авраама, вырос, «Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака;...и принеси его во всесожжение на одной из гор, о кото­рой Я скажу тебе» (Быт. 22. 2). И что делает Авраам? Он готов исполнить волю Божью. Можно долго рассуждать, почему? И дейст­вительно, если рассматривать ситуацию по законам нашего мира, то это покажется нам диким: Авраам встает рано утром, берет с собой сына и идет туда, куда ему указал Бог. И дальше: «И взял Авраам дрова для всесож­жения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вмес­те» (Быт. 22. 6). Исаак спрашивает отца: «где же агнец, которого мы принесем в жертву?» И посмотрите, что Авраам отвечает: «Бог ус­мотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой» (Быт. 22. 8) — он полностью вверяется воле Божьей. И Исаак вверяется. Ведь если представить, что, когда Исаак родился от Ав­раама, тому было 99 лет, и понятно, что Иса­ак вполне мог бы справиться с отцом, но ска­зано, «И шли далее оба вместе» (Быт. 22. 8). Вот эта вера в Бога, в то, что раз Он, вопреки всем законам естества, дал ему с Саррой сы­на и пообещал, что от него пойдет великий народ, то Он же и воздвигнет его, вот эта ве­ра Авраама Богу ведет его. И что происхо­дит? Когда Авраам уже «простер... руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего» (Быт. 22. 10), Ангел Господень остановил его, Авраам «возвел очи свои» и увидел агнца, который запутался своими рогами в кустах, и он «принес его во всесожжение вместо [Исаака], сына своего» (Быт. 22. 13). Это бы­ло испытание веры Авраама, и для того, что­бы его выдержать, Аврааму надо было преж­де всего отказаться от стереотипов восприя­тия этого мира.

Это удивительный пример непоколебимо­сти веры, преданности Богу и готовности при­нять Его волю. Владыка, а обычный человек подвергается таким испытаниям?

—Каждый в меру своей даровитости, ведь вера — это тоже дар. У кого-то он больше, а у кого-то меньше. Но сказано, что кому много дано, с того много и спросится. Надо только помнить, что услышать голос Божий и вос­принять его как волю Божью — для этого требуются внутренние усилия, но это и есть та максимальная творческая активность, ко­торую человек может проявить в этом мире.

То есть жизнь — это творчество, творение.

—Да, стремление человека к своему Пер­вообразу, постоянное стремление к исполне­нию воли Божьей — это и есть истинное на­чало в человеке, когда он может реализовать себя как Образ и Подобие Божье. И тут уме­стно вспомнить Евангельские слова: «Дух, ид еже хощет, дышит», т.е. «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3.8). Они о том, что никто не мо­жет присвоить себе исключительного права обладанием полнотой даров Святого Духа. Мы спасаемся не своими заслугами, а Благо­датью Божьей, и Дух Божий Сам избирает Себе тех, кто может последовать за Ним. Не обязательно это люди из рафинированной, посвященной среды. Бывает, наркоман или забулдыга-пьяница, обретает через покаяние такую веру, что становится проповедником Христовым. Или вспомним, как Савл, кото­рый сначала был гонителем христианства, стал апостолом Павлом и потом пострадал за веру. И тут все дело в том, что в этом мире, кроме внешних обязательств человека миру, есть и такая вещь, как духовная призванность. Способность человека рас­познать голос Божий, сделать Ему шаг на­встречу и принять в себя Святой Дух.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал