Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Беседа 4
«Небом мне показалась сегодня земля…»
— Владыка, праздник Рождества Христова содержит в себе величайшую тайну - тайну Боговоплощения, когда Бог принимает человеческое естество и становится во всем, кроме греха, подобен нам. Давайте сегодня поговорим об этом аспекте праздника. —Тайна Боговоплощения недоступна уму человеческому. Но эта величайшая, Божественная тайна воплощения связана с двумя другими тайнами, близкими сердцу каждого человека: тайной рождения и тайной любви Каждому знакома радость, которую мы испытываем, когда рождается человек, и каждый из нас, хотя бы однажды, соприкасался с тайной любви. Именно поэтому события Рождества Христова, при всей их непостижимости, близки сердцу каждого, и событийный ряд этого праздника понятен даже самым маленьким детям. И посмотрите не случайно дети, особенно дети, любят этот праздник, как они чувствуют себя причастными к нему. Спаситель рождается в человеческом роде, это не какой-то отвлеченный посланный нам Бог, не имеющий родства и связи с людьми. Бог принимает плоть человеческую, Он, рожденный от Святого Духа, принимает весь наш психофизический мир. Потому что для того, чтобы спасти человека, нужно было познать его до конца, нужно было пройти весь земной путь человека — от рождения, через страдания, к смерти. И Бог проходит его, и делает это из любви к нам. Он приходит в наш мир в тишине Вифлеемской ночи, и сам факт Его рождения — это уже наше приближение к Богу, потому что, по словам митрополита Антония Сурожского: «Всякий человек уже тем, что он человек, приобщен к тайне Христа». Отныне человек не одинок в этом мире, и поэтому Рождество Христово — это радость всего человечества, это праздник нашей надежды и любви. — Праздник Рождества Христова — это еще и повод объединения всей семьи вокруг общей радости, вокруг праздника. Ведь в обыденной жизни бывает трудно сохранить любовь, нас многое от нее отвлекает, а в эти Рождественские дни может произойти обновление чувств, человеческих отношений, и, одухотворенные любовью, они могут приобрести новую силу. И многие семьи находят в празднике Рождества Христова источник для обновления тех духовных сил, которые лежат в основе семьи. Владыка, как лучше это сделать? —Для этого надо подготовить себя к восприятию не просто внешней стороны, но и духовной сути этого праздника. Ожидание события Рождества начинается с сорокадневного Рождественского поста, который предуготавливает и наше тело, и наш дух к самому событию Рождества и к участию в нем. Подобно волхвам, которые, ожидая увидеть Богомладенца, проделали долгий путь в Вифлеем, неся Ему свои дары, и мы, совершая пост, проделываем духовный путь. Ведь пост — это не диета, не просто какие-то ограничения, это и средство для очищения человеческого духа, и некая, пусть небольшая, жертва Богу, наш дар Ему. Причем дар, принесенный из любви, поэтому мы и говорим, что пост — это орудие стяжания любви. Происходит определенный настрой на событие. Человек перестает жить двойным стандартом, говоря себе: «Я верующий, но поститься не буду, не могу». Принося из любви свою жертву Богу, мы одновременно готовим свои тело и дух к встрече со Христом. Цель поста — помочь нам сосредоточиться на духовной жизни. «Сделайте прямыми дороги, уготовьте путь ко Христу», — говорил пророк Исайя, и Церковь, весь ход богослужений помогает человеку в этом. Каждую неделю в храмах на службе читаются так называемые паремии — отрывки из Священного Писания, в которых рассказывается о долгом ожидании человечеством прихода Спасителя, о тех пророчествах, которые говорили о Его пришествии. И это напоминание об истории человечества погружает нас в нее. Поэтому так важно постараться пройти Рождественский пост для того, чтобы оживить в себе память, накопленную человечеством за века. Ведь мы — часть человеческого рода, каждый из нас приобщен к общечеловеческой памяти, и подобно тому, как Он однажды родился в человеческом роде, Он рождается и в нас. Но надо суметь духовно подготовить себя к этому. — В нашей реальной жизни Рождественский пост соблюдать труднее всего, особенно детям. Ведь с конца декабря начинаются бесконечные новогодние утренники, и вытащить ребенка из этого непрерывного карнавала очень трудно. Да и взрослым-то до конца неясно, как, например, праздновать Новый год, день которого приходится на пост? —Действительно, есть некое противоречие в том, что с первого января наступает самый строгий пост, и с первого же числа начинается разгул празднований. И для верующего человека всегда возникает столкновение: с одной стороны, он должен исполнить пост, а с другой стороны, — есть общепринятые нормы, сложившиеся по двум причинам. Во-первых, потому что в послереволюционный период страна перешла на григорианский календарь, а во-вторых, из-за того, что в годы советского атеизма в противовес Рождеству Христову насаждались новогодние елки. Происходила подмена, все делалось для того, чтобы выхолостить главное содержание праздника. И сегодня перед верующим стоит такая дилемма. На мой взгляд, лучше в канун календарного Нового года прийти на молебен (сейчас служатся специальные молебны на Новолетие), ну а потом как-то отметить праздник. По замечанию митрополита Московского Филарета (Дроздова), «Дух Христов не враг благозаконных радостей». Надо стараться, чтобы в этот день не было бесчинств, а то некоторые в этот день как обезумевают. Ну, а сейчас многие священники служат на Новый год Божественную Литургию: так выражается наше участие в этом праздновании. А вообще я думаю, что осознанное понимание того, для чего ты постишься, ради Кого ты это делаешь, жертвенная любовь помогает проделать этот духовный путь к встрече родившегося Христа. — Владыка, расскажите, пожалуйста, о церковных службах в период праздника. К сожалению, очень часто наше непонимание того, что происходит в храме, не дает нам прочувствовать и само событие. —Конечно, если мы научимся вслушиваться в слова хода богослужения, то мы станем сопричастны происходящему не просто эмоционально, но и духовно. Предпразднество Рождества Христова длится пять дней, и в это время вспоминается вся спасительная история человечества. И чем ближе к Рождеству, тем сильнее внутреннее напряжение: навечерие Рождества Христова, или, иначе, Сочельник, это уже день поста, когда на службе читаются особые, царские часы и дальше, пик события - сам праздник Рождества Христова. Сочельник — это день ожидания, и до позднего вечера, до появления первой звезды (а именно к этому моменту и заканчивается Рождественская служба) в этот день ничего не принято есть. Мы и физически и духовно готовимся к встрече Спасителя. На утрене или на вечерне в этот день принято исповедываться — это внутренняя подготовка к встрече Христа. В навечерие Рождества Христова в храмах звучат удивительно поэтические слова, вслушайтесь: «Небом мне показалась сегодня земля: ибо на ней рождается Творец, и в яслях возлегает в Вифлееме Иудейском». А вертеп (пещера), в котором родился Богомладенец, называют так: «вертеп, вместивший Невместимого». «В начале сотворил Бог небо и землю...» — слышим мы на службе. И дальше перед нами проходит вся история человечества, и вся она устремлена к главному событию — Рождеству Спасителя. И как апогей, последним, читается гимн пророка Исайи «Яко с нами Бог» (Ис. 8-9, церковносл.). «С нами Бог, разумейте, языцы, и покоряйтеся: яко с нами Бог». — Вы знаете, этот торжественный повтор «Яко с нами Бог» рождает удивительное чувство: отныне мы в этом мире не одиноки, потому что с нами Бог. Кажется, что всех верующих в храме — и детей, и стариков — охватывает это чувство, и мы едины в одном порыве, повторяя слова, сказанные пророком за семь столетий до Рождества Христова: «Яко с нами Бог». —Это провозглашение позволяет нам ощутить всю мощь праздника. Служба кончается, а праздник нет, и мы приходим домой и ставим на окно зажженную свечу. — Владыка, а откуда такие образы: первая звезда, свеча на окне. Почему елка, которая в сочельник уже стоит в храме? —Человечеству было дано такое знамение о приходе Спасителя — звезда. Вероятнее всего это была так называемая «сверхновая» звезда, о которой сообщали в те годы китайские астрономы. А в народе живет традиция называть Вифлеемской ту звезду, которая появляется на небе в ночь перед Рождеством. А свеча, зажженная и поставленная на окно, напоминает нам о том, что когда в Римской империи была перепись, и Святое Семейство должно было прийти в Вифлеем, то там им не нашлось места. Свеча — это символ человеческой души, которая горит перед Богом. Зажженная в сочельник, она освещает путь Богомладенцу и в наш дом, и в наши души. Мы готовы принять Его, и свеча, горящая в окне, показывает, что в этом доме ждут Христа. Что касается елки, то традиция ставить ее на Рождество пришла к нам из Германии. Отец Сергий (Булгаков) в своей «Настольной книге для священно-церковно-служителей» (1892 г.) пишет, что вечнозеленая ель символизирует древо жизни, возвращенное людям пришествием Спасителя. А украшенная горящими свечами и плодами, она служит символом духовного света, просветившего с пришествием Христа мир, и символом спасительных плодов царства благодати. Само слово «сочельник» происходит от названия блюда, которое готовится в этот вечер — сочива. Сочиво представляет собой вареные на сахаре или меду зерна пшеницы или рис и изюм. Часто необходимой частью угощения является взвар — густой компот из сухофруктов. Отец Сергий (Булгаков) упоминает русскую традицию украшать в этот день стол соломою — в память о яслях, куда положили Богомладенца. По мнению отца Сергия, мед, присутствующий в сочиве, символизирует сладость духовных даров, данных Христом. А само сочиво и взвар выражают символику жизни (взвар обычно варили при рождении ребенка) и смерти (сочиво, называемое уже кутьей, подавалось на похоронах). И перед началом трапезы было принято зажечь лампаду или свечу и обязательно помолиться. Елка, подарки свеча на окне — все это возвращает нас в страну детства, туда, где мы, несомненно, были и чище, и лучше, чем сейчас. Потому Рождество Христово объединяет нас с детьми. И детям можно рассказать о том, что традиция рождественских подарков восходит к тем дарам, которые волхвы — восточные мудрецы, принесли Богомладенцу. Они принесли Ему золото — как Царю царей, ладан — как Богу и смирну (благовонную мазь, используемую на Востоке при погребении) — как человеку смертному. Так в праздничном действии появляется нота трагизма, предвосхищения Его крестных страданий и крестной смерти. А сам праздник начинается с богослужения, на котором поется тропарь (главное песнопение) к Рождеству Христову, когда люди причащаются, и звучат слова Евангельского повествования: «Рождество Иисуса Христа было так...» (Мф. 1. 18). — Владыка, мы уже говорили о том, что сам факт того, что Рождество Христово произошло в тишине Вифлеемской ночи, что оно, более того, прошло незамеченным для человечества, свидетельствует о надмирности этого события. —То есть свидетельствует о том, что это было событие, превосходящее по своему значению всякую историческую событийность. И вот что удивительно: незафиксированная дата Рождества Христова (а, как известно, монах Дионисий Малый, сделавший в IV в. свои расчеты, ошибся на 6—7 лет, и современные исследователи считают, что Иисус родился в 7—6 г. до н.э.) стала тем рубежом, от которого ведет свое летосчисление все человечество. То есть это событие осталось вне понимания современников, но именно оно изменило весь ход человеческой истории. Пройдет всего тридцать три года, и мир изменится — изменится некий духовный баланс человечества, появятся ученики Христа (ведь Дух действует через людей), и эти изменения сначала произойдут в сердцах человеческих. Я думаю, что, объясняя нашим детям внутреннюю суть праздника, можно обратить внимание на то, как люди восприняли рождение Богомладенца. Были волхвы и пастухи, пришедшие Ему поклониться, воспринявшие с радостью Благую весть. Был царь Ирод, увидевший в рождении Богомладенца покушение на свою власть и приказавший «избить всех младенцев». — Причем, как известно, в числе убитых Вифлеемских младенцев оказался и его собственный сын. Богомладенец по Промыслу Божьему был спасен, а вот сам Ирод вскоре погиб. —Да, и была и третья категория людей: просто равнодушных, тех, кто не пустил Святое Семейство к себе в дом. И мне кажется, что и сейчас есть люди, которые встречают приход Христа с любовью, с искренним желанием открыть Ему свое сердце, есть те, кто воспринимает Его с агрессией, а есть равнодушные, при попустительстве которых и творится зло. И перед каждым из нас, как и две тысячи лет назад, стоит выбор: с кем мы? Что мы выбираем: свет или тьму? «Одни возлюбили Свет, а другие возлюбили тьму», — говорит апостол Павел. И если вдуматься, от этого нашего каждодневного выбора очень многое зависит. В Библии всегда есть такая условная эсхатологичность: если люди выбирают Свет, если они с Богом, то это отдаляет те разрушительные события, которые могли бы привести к гибели всего живого. И если этого еще не произошло, то только потому, что в мире все же еще существует этот баланс между Светом и тьмой, Добром и злом, не позволяющий ему разрушиться. А вообще, встреча Христа — это еще и встреча Его в другом человеке, поэтому в эти дни мы вместе с теми, кто обездолен, кто нуждается в нашей помощи и тепле. И на Руси всегда была сильна традиция Рождественской благотворительности, и я рад, что сейчас она снова возрождается. — Дни после Рождества Христова и до Крещенского сочельника называются Святками, а что значит само это слово? — Это понятно, Святки, то есть святые дни, потому что они посвящены великим событиям Рождества Христова. На Святки отменяется пост по средам и пятницам. В традициях Святок ходить по домам, делиться радостью, которая переполняет людей, и христославить, т.е. исполнять специальные песнопения, посвященные Христу. Но в эту традицию часто примешивается что-то языческое. Люди путают «христославление» с так называемой колядою. «Колядою», по свидетельству Н.Карамзина, в языческой Руси называли Бога пиршеств и мира. У Н.В. Гоголя «В вечерах на хуторе близ Диканьки» очень ярко описаны все эти гадания, переодевания, колядки, призывания всякой нечисти. И в объяснение такому странному искажению очень светлого явления — Святок — я могу привести слова апостола Павла, который говорил, что, там где больше благочестия, там вокруг и больше нечисти. А святые отцы всегда призывали воздерживаться даже просто от «разнузданного веселья». Рождество Христово — это явление в наш мир Божественной любви. Можно по-разному проявлять свою любовь, но высшее ее проявление в том, когда Бог Отец посылает в наш мир Сына Своего Единородного с тем, чтобы никто не погиб, но имел жизнь вечную.
|