Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Встречая родившегося Христа
— Каждую зиму мы предстоим перед волшебством рождественской ночи. Рождество Христово — удивительный праздник, который, похоже, сейчас отмечают даже неверующие. Строгий пост сочельника и приготовление подарков для близких, наряженная елка и сочиво на столе, нетерпеливое ожидание первой звезды и зажженная свечка в темном проеме окна — все это пронизано поэзией рождения Богомладенца, радостью явления в нашем мире Иисуса Христа. И каждый год мы заново вспоминаем Вифлеемские ясли, куда, спеленав, положила Богородица «Сына своего Первенца» (Лк. 2. 7), вспоминаем поклонение пастухов и волхвов, заново переживая эти события. — Дело в том, что церковный праздник — это не просто воспоминание и воспроизведение события, которое произошло когда-то в далеком прошлом и этому же прошлому принадлежит. Когда мы принимаем участие в богослужении церковного праздника, мы становимся причастны тому Божественному событию, которое имеет корни в самой Божественной Вечности — ведь Бог вне временных отрезков. Вечность вторгается в нашу жизнь. И подобно тому, как человече ство, отделенное своим грехопадением от Бога, долгие тысячелетия ждало появления Того, Кто эту пропасть преодолеет, и мы должны пройти путь ожидания к встрече Спасителя. А для того чтобы нам было легче предуготовить себя к Рождеству Христову, и установлен Рождественский пост, который начинается 28 ноября и кончается в сочельник, 6 января. Все чтения во время церковной службы и церковные молитвы Рождественского поста сосредотачивают нас на ожидаемом событии, за эти недели мы проходим путь подготовки к принятию Христа — каждую неделю Церковь напоминает нам о событиях, ему предшествующих. На службах читаются так называемые паремии — отрывки из Священного Писания — Ветхого и Нового Заветов, где рассказывается о пророчествах, ведь даже то, что Спаситель родится в пещере и будет выходцем из города Назарета, было предсказано пророками, возвещавшими волю Бога: Господь обещал людям, что пошлет Спасителя, и Он непреложен в Своих обещаниях. Вспомните, как часто мы читаем в Евангелии слова: «Свершилось пророчество Исайи» — сам иерусалимский пророк Исайя жил во второй половине VIII века до Рождества Христова, и своим пророческим Даром предсказал рождение Христа от Девы Марии, поэтому его часто называют ветхозаветным евангелистом. Однако Боговоплощению предшествовало четырехсотлетнее молчание пророков — Господь не посылал их людям. И это четырехсотлетнее молчание было, конечно, не случайным: с одной стороны, Господь как бы давал людям понять, насколько далеко они отошли от Бога, а с другой — эта пауза была нужна для того, чтобы люди осознали необходимость Слова Божьего. Рождеству Христа предшествовало рождение Иоанна Предтечи и его предназначение было в том, чтобы узнать Спасителя, свидетельствовать о том, что Он есть Сын Божий, «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1. 29), и предуготовить сердца людей к принятию Христа. Рождение Богомладенца, Рождество Христово произошло в тишине Вифлеемской ночи — и в этом глубокий смысл. Это символично — Он пришел в тишине, мы говорим, что в тишине творится и самая высокая молитва. И еще важно, что Тот, Кого мы называем «Царем Небесным», явился в мир не в царственных чертогах, Он пришел не как царь земной — Иисус все время говорил Своим ученикам: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18. 36). Бог принимает человеческое естество, весь психофизический мир человека - более того, Бог, Бог Бессмертный, разделяет с человеком весь человеческий путь — от рождения до смерти. Ради спасения человека Он принимает крестные страдания и крестную смерть. И делает это из любви к нам, людям, чтобы никто не погиб, а все имели жизнь вечную. Симеону Новому Богослову принадлежат слова о том, что Бог стал человеком для того, чтобы человек смог стать Богом. Чтобы мы обожились. — Но люди по-разному встретили Его рождение. Удивительно, что событие, от которого ведет отсчет человечество, Рождество Христово, историками того времени осталось незамеченным. —Это свидетельствует только о том, что история двигалась в постоянном удалении от Бога. Но я бы поставил вопрос шире: как тварный мир встретил рождение Богочеловека? Во-первых, зажглась новая звезда, о появлении которой были пророчества — именно она привела волхвов к Богомладенцу. Во-вторых, в Евангелии рассказывается, что Ангел Господень благовествовал о рождении и Иоанна Предтечи, и Иисуса, являясь Иосифу, как все Небесное воинство радовалось, возвещая о Боге пастухам. «И сказал им (пастухам. — М.Г.) Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2. 10—14). И пастухи, люди с открытым сердцем, с этой радостью пришли в Вифлеем и рассказали Марии и Иосифу о том, что возвестил им Господь. И сказано, что Мария «сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (Лк. 2. 19). Издалека, тоже поклониться Ему идут в Вифлеем восточные мудрецы волхвы. Они приносят с собой Богомладенцу дары: золото — как Царю, ладан — как Богу и смирну, благовонную мазь, используемую при погребении, — как человеку смертному. — Так в радости, ликовании Рождества появляется щемящая нота грядущих страданий. —Да, все связано. Такой была реакция и пастухов — людей простых, искренних, и мудрецов, на явление Христа. А был еще царь Ирод, который, услышав от волхвов, что «родился Царь Иудейский», и убоявшийся посягательства на свою власть, повелел «избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже» (Мф. 2. 16). И в конце концов были люди просто равнодушные, холодные, которые из жестокосердия не впустили Богородицу и Иосифа к себе. Сказано, что когда пришло Ей время родить, «не было им места в гостинице» (Лк. 2.1). — И две тысячи лет назад, и сейчас существуют и жестокосердие и доброта, любовь и ненависть. —Да, двухтысячелетняя история развития отношений человека с Богом показала, что, к сожалению, человечество не становится лучше. И по-прежнему есть те, кто сердцем принимает Христа, и те, кто жестокосерден, и те у кого одно упоминание о Боге вызывает злобу, агрессию. Но существует, по крайней мере, мне так кажется, какой-то хрупкий баланс между любовью и злом, потому что если бы этот баланс был нарушен, то это была бы уже катастрофа. И человечеству, каждому из нас, надо помнить, что этот мир держится не на том, какие научные или технологические открытия сделаны. Они важны, несомненно, но все же мир держится на том, как люди, каждый из нас соотносит себя с Богом. И как две тысячи лет назад, перед каждым из нас стоит выбор. — Рождество Христово — семейный праздник, он может стать поводом для обновления отношений между близкими... —Да, и собиранием всей семьи вокруг него. А чтобы мир был в семье, мир и любовь прежде всего должны воцариться в нашей душе. И Рождество Христово — это повод обновить и пересмотреть отношения, сделать их центром любовь, объединить всю семью вокруг этой любви, причем любви не на словах, а любви действенной. Ведь у нас часто отношения бывают искажены. В Священном Писании так обозначена иерархия внутрисемейных ценностей — она утверждена даже для Святого Семейства: посмотрите, вот роль Иосифа. Именно он принимает решение бежать в Египет, когда ему является Ангел Господень, или потом, когда приходит весть, что царь Ирод умер, сказано, что Иосиф решает поселиться в Назарете. Богородице, Матери Христа, в христианстве отводится особо почитаемая роль, и не случайно в день после праздника Рождества Христова на вечерне и заутрене Церковь обращается к Ней. Ефрем Сирин сказал: «Дева Мария соделалась для нас Небом, Божиим Престолом, потому что в Нее низошло, в Нее вселилось высочайшее Божество... В Ней облеклось Оно в ризу для нас, чтобы нам доставить Ею спасение». — Но, наверное, разговор с детьми о Божественном предназначении Богородицы — это возможность воспитания в них трепетного, уважительного отношения к материнству, матери. —Конечно. — Владыка, можно мы сегодня ответим на вопрос одной нашей юной читательницы: «До какого возраста нужно слушаться родителей?» —Это возраст дан еще в Заповедях Бога Моисею: «Почитай отца твоего и мать... и будешь долголетен на земле» (Еф. 6. 2—3). — То есть пока почитаешь — живешь? —Да. А в книге Притчи сказано: «Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы» (Притч. 20. 20). Мы можем вспомнить Царя Соломона, который был так велик и могуществен, что перед ним вставали все правители мира. Но когда в зал входила Вирсавия — его мать, то он вставал. Еще в ветхозаветной книге Премудрости Иисуса, сына Сираха, говорится, что если человек заботится о своих родителях, может быть, ставших уже немощными, если он не пренебрегает ими, то «В день скорби твоей воспомянется о тебе: как лед от теплоты, разрешатся грехи твои» (Сир. 3. 15). Когда мы говорим о том, что Господь посылает Сына Своего в этот мир, мы говорим, что Он это делает из Любви к нам, ведь «Бог есть любовь» (1Ин. 4. 8), и из любви действенной. Ведь настоящая любовь всегда действенна, созидательна и жертвенна. Вот об этом мы все должны задуматься накануне праздника Рождества Христова. В праздник Рождества Христова хочется пожелать, чтобы каждый из нас встретил новый год с верой в то, что Господь рядом, Что Он среди нас. Встретил год с упованием на Его милосердие, в то, что Он даст нам силы и мужество перенести все трудности и укрепит нас в нашем крестоношении. И пусть наши сердца станут теми Вифлеемскими яслями, которые приняли Христа. Мира и Любви Вам!
|