Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Беседа 2. «Бог стал человеком для того, чтобы человек смог стать Богом »






«Бог стал человеком для того, чтобы человек смог стать Богом…»

 

Владыка, сегодня наша беседа посвящена Рождеству Христову. Событию, близкому и понятному всем нам, потому что всем нам близко и понятно чудо появления новой жизни. И одновременно событию величественному и непостижимому, потому что вели­чествен и непостижим Сам Бог. В одну из ночей почти две тысячи лет назад в семье праведника Иосифа и Девы Марии родился Младенец. Чем Его рождение стало для человечества?

— Рождество Христово — это явление в мир Божественной любви, причем жертвенной любви. Можно по-разному проявлять свою любовь, но когда Бог Отец посылает Своего Единородного Сына для того, чтобы никто не погиб, но мог иметь жизнь вечную, то в этом высшее ее проявление.

Для того чтобы спасти человека, нужно было познать его до конца, надо было пройти весь путь развития человека. И тут мы го­ворим о воплощенности Бога, о том, что Он воплотился, принял человеческую плоть, воспринял весь его психофизический мир. Христос во всем подобен нам, кроме греха, ведь Он и рождается от Духа Святого.

Человечество долгие тысячелетия ожида­ло прихода Спасителя, и это ожидание по­рождало чисто мирские, земные представ­ления о том, как и для чего Он должен прийти. Люди считали, что Спаситель дол­жен прийти в могуществе и славе, родиться обязательно в царском роде, что Он будет сразу же обладать такой чудесной силой, которая бы сокрушила все земные царства. А все произошло совершенно по-другому, поэтому очень мало кто мог сразу воспринять Христа.

Иисус, Богомладенец, рождается в пещере, «потому что не было им (Деве Марии и Иосифу. — М.Г.) места в гостинице» (Лк. 2. 7) в Вифлееме.

—Нельзя между строк Евангелия читать, что оно написано только для бедных. В этом попытка толковать его через социальную призму проблем нашего мира. Христос пришел для всех, Он светит всем, Он и жил для всех, и среди Его учеников и последователей были и бедные, и богатые. Здесь нет столкновения между бедностью и богатством, безвестностью и славой. Просто у людей складывалась определенная система взглядов на то, как Он должен прийти, каким быть и что сделать, и эта система взглядов основывалась на земном желании обладать царствием земным, на желании власти, господства, получения политической независимости. И Рождество Христово рушит эти ложные желания, потому что они не со­ответствуют самому духу пришествия в наш мир Христа. Христос, отвечая на вопрос Пилата, царь ли Он, говорит: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18. 36). То есть Он Царь, но особого Царства, которое выше политических коллизий, социальных столкновений, выше земного. Это качест­венно другое Царство — Царство Небесное, и с пришествием в наш мир Христа Царст­вие Божье стало нам ближе.

Удивительно, что приход Спасителя ока­зался незамеченным человечеством.

—Это очень важный вопрос, почему так произошло. Дело в том, что крайние крити­ки Евангелия всегда ссылались на то, что ни один историк не упоминал в своих трудах факт рождения Иисуса. Действительно, с точки зрения обычной человеческой логи­ки, событие такого масштаба должно было быть замечено. Тем более что Рождество Христово происходит на фоне переписи Римской империи, и в ней указано то, что была такая Мария, перепись закрепила ро­дословную Иосифа, «Сына Давидова, Сына Авраамова» (Мф. 1. 1), эта родословная Ии­суса Христа потом приводится в Евангелии от Матфея. Но то, что ни один историк не зафиксировал даты пришествия Христа, показывает как раз «надмирность» этого факта, показывает, что это было явление, превосходящее по своему значению всякую историческую событийность. И удивитель­ное дело, человеческая история прошла ми­мо факта Рождества Христова, но именно с этого момента человечество ведет новое ле­тосчисление. То есть Рождество Христово, оказавшись вне понимания современни­ков, изменило весь ход самой человеческой истории.

Выходит, человечество, несмотря на ожидание, оказалось неготовым к Его приходу?

—Было появление новой звезды, сам Его приход происходил так, как предсказывалось в пророчествах, Его Рождеству предшествовало рождение Иоанна Предтечи, который был на шесть месяцев старше Иисуса. И не случайно Иоанн Креститель говорит о себе: «...я глас вопиющего в пустыне» (Ин. 1.23). Здесь пустыня — это сердца человеческие, и главная задача Иоанна Крестителя была — подготовить людей к принятию Спасителя и указать, Кто Он.

Иоанн Креститель проповедовал, говоря: «...идет за мною Сильнейший меня, у Кото­рого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1. 7-8).

Владыка, зачем надо было креститься Христу, ведь Он был безгрешен?

— Когда Иисус подходит к Иоанну, тот за­дает Ему тот же вопрос: «Иоанн же удержи­вал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Ии­сус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3. 14—15).

Обычай «омовения водой» для снятия гре­хов существовал у многих народов, и Иоанн крестил именно так — водой, в покаяние. И когда Иисус крестился и вышел из иордан­ских вод, то, как сказано, Дух Божий «нис­пускался на Него» (Мф. 3. 16) — так Иоанн смог узнать, что это и есть Спаситель. И тут еще один очень важный момент: Христос, безгрешный, вступает в воды реки Иордан, в которой люди смывали свои грехи, и этим Он опять соединяет Себя с нами, Свою судьбу с судьбой человеческой. Он, безгрешный, погружается в эти воды и так становится ближе нашему греху, нашему падению, на­шей человеческой смертности.

Крестясь, Иисус указывает всем нам путь ко спасению и Своим Крещением освящает все водное естество, сообщая воде ее пер­вичную чистоту. Когда сейчас, после явле­ния Христа, мы крестимся, то это уже не просто снятие грехов, не просто крещение в покаяние, это Таинство, в котором участвует Дух Святой, который сообщает крестящемуся благодать Божью, поэтому мы говорим, что крещение - это духовное рождение че­ловека. Человек приобретает возможность иметь жизнь вечную, и этот путь указал ему Сам Христос.

Когда мы говорим о том, что, Христос должен был до конца познать человека, пройдя весь путь от рождения до смерти, путь через муки, крестные страдания, чтобы спасти людей, то надо помнить, что и Его близкие, Его ученики, все человечество тоже должны были пройти путь.

Что это значит, ведь Марии был послан Архангел Гавриил, было Благовещение, Она знала, Кого Она носит во чреве?

—Существует такое понятие, как степень допустимости откровения. Бог постепенно открывает людям знание о Себе. Точно так же, постепенно, Он открывает знание об Иисусе Христе и Богородице. Сказано, что «Мария сохраняла все слова сии (о том, что возвестил Господь. — М.Г.), слагая в сердце Своем» (Лк. 2. 19). Она Сама постепенно от­крывала то, что Иисус и есть Тот, Кого все ждут. И это очень важно, потому что люди до конца смогли осознать, Кто к ним пришел, только после Его Воскресения, а многие уче­ники уверовали в Него только после того, как Он еще сорок дней являлся им, готовя их к Своему Вознесению.

Дело в том, что во всех случаях явления Славы Божьей в Евангелии мы встречаемся с таким понятием, как вместимость. Оно обо­значает то, насколько человек может вместить в себя откровение Божье. Не понять, ведь по­нимание — это действие рациональное, логи­ческое, а именно вместить, то есть воспри­нять — примерно так, как воспринимают дети, когда образ отпечатывается в чистой детской душе. Что происходило с Его близкими, уче­никами? Они постепенно постигали Его, ведь Он же не читал им богословские лекции, Он рассказывал что-то притчами, образами, и тут как раз важен момент вместимости. И Бог по­тому-то и избрал их, что они могли принять волю Божью и ответить на нее своими дейст­виями. Святому Иосифу является Ангел Гос­подень во сне и говорит: «Иосиф, сын Дави­дов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1. 20—21), и Иосиф, о котором сказано, что он был праведником, слушается Ангела. После того как волхвы поклонились Младенцу, Ангел Господень опять является Иосифу во сне и повелевает ему бежать с Марией и Мла­денцем в Египет от царя Ирода. И опять Ио­сиф выполняет Его волю. Ангел здесь как ве­стник воли Божьей, и потом, когда он повеле­вает Иосифу вернуться в землю Израилеву, «ибо умерли искавшие души Младенца» (Мф. 2. 20) — Иосиф снова выполняет ее.

То есть все это происходит как постоянный диалог между Богом и человеком: Бог идет навстречу человеку, и человек отвечает

— Конечно. Людям нужно было пройти путь постижения Его. И вот этот период подготовки к принятию Христа очень существен, мы все тоже должны пройти его И не случайно перед праздником Рождества Христова установлен пост - это период подготовки к явлению Христа, к встрече с Ним Ведь и Иоанн Креститель, перед тем как пойти и выполнить свою миссию, удалялся в пустыню, где он предуготовлял себя к встрече с Ним. И Церковь помогает нам в этом напоминая о том, каким было ожидание человечеством Его пришествия. Во время службы специально читаются отрывки из Священного Писания - Ветхого и Нового заветов, где рассказывается и о пророчествах, и о том, как родился Христос. В последнее воскресенье перед Рождеством читается Евангелие от Матфея, вся длинная родословная Иисуса Христа. И тут много интересного - в этой родословной упоминаются женщины (до этого родословные писались только по мужской линии), в ней упоминаются не только праведники - Авраам, не только святые, но и грешники. Например знаменитая ветхозаветная блудница Рахава которая упомянута в родословной Христа как мать Вооза. И это не случайно, это под­черкивает вселенскую суть Христа, Его все­общность, Его «надмирность». Он пришел для всех, Он светит всем.

Христос явился в наш мир, чтобы спасти людей, Он всегда как бы неохотно пользо­вался Своей чудесной силой. Обратите вни­мание, что Он являл чудеса либо по просьбе верующих в Него, или по необходимости и часто говорил при этом: «Иди и никому не рассказывай». Потому что главное в том, что Он работал над внутренним миром человека. Происходило не внешнее, а именно внут­реннее покорение людей.

И удивительно, прошло тридцать три года от Рождества Христова — отрезок очень ма­ленький для истории, и оказалось, что что-то в человечестве изменилось.

—Да, незафиксированное историками рождение Богочеловека становится отправ­ной точкой в истории. Потому что Его при­ход изменил отношение человека к Богу, а отсюда и отношение человека к ближнему, к семье, обществу, природе.

В праздник Рождества Христова нео­быкновенная радость пронизывает все на­ше существо, потому что все мы приобща­емся к великой Божественной любви к нам, из которой Бог Отец посылает в наш мир Своего Сына. Посылает, чтобы никто не погиб, никто не был забыт и каждый мог иметь жизнь вечную. В Вифлеемской пещере рождается Младенец. И это явле­ние Христа, Его воплощение, взятие Богом плоти человеческой, а потом и принятие крестных страданий, смерти показы­вает, что Бог стал настолько близок человеку, что мы можем сказать: «Бог стал человеком для того, чтобы человек мог стать Богом. Чтобы он, очистившись, мог подняться на высоту небожительства».

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал