Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Января Рождественский сочельник.
День строгого поста перед Рождеством Христовым. Слово «сочельник» происходит от названия блюда из вареной пшеницы, меда и изюма — «сочиво», которое вкушается после «первой звезды». В этот особый день рекомендуется исповедоваться, для того чтобы принять Христа внутренне подготовленным. 7 января — Рождество Христово, праздник Боговоплощения, рождения Бога во плоти от Пресвятой Девы Марии, день всеобщей радости. По величию воспоминаемого события Рождество Христово празднуется торжественнее всех остальных праздников, за исключением Пасхи. В течение трех дней Церковь призывает верующих к Богослужению праздничным звоном. 8 января — 17 января — Святки. В праздничные дни Святок не бывает поста; в русской православной традиции принято ходить в эти дни в гости, петь «канты» — народные песнопения, прославляющие Христа, делать подарки. 14 января — Старый Новый год, праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого, одного из величайших святых, составителя Божественной Литургии. Надо помнить, что Новый год — это временная межа, которая дает человеку возможность обновления, поэтому 14-е число надо начать с того, чтобы прийти в храм, поставить свечи и попросить благословения на весь год. 18 января — Крещенский сочельник предваряет праздник Крещения. Как и Рождественский сочельник — это день строгого поста. В Крещенский сочельник, как и в сам праздник Крещения, происходит освящение воды. Верующие набирают ее, чтобы потом окроплять ею дома. Кроме того, в те дни, когда человек не может пойти в храм, рекомендуется пить эту воду натощак, заедая просфорой. Как сказано в молитве на освящение воды: «И послужит она ко причащению». 19 января — Крещение Господне. Праздник установлен в честь Крещения Господа нашего Иисуса Христа, которое совершилось, когда святой Иоанн Предтеча узнал Христа среди множества людей, крестил Его, и Дух Божий в виде голубя сошел на Иисуса Христа. Поэтому праздник называют еще Богоявлением — при этом событии миру были явлены все три Лица Святой Троицы: Бог Отец гласом с Неба, Бог Сын и Бог Дух Святой. Принимая Крещение в реке Иордан, Иисус Христос подает нам всем пример и освящает водное естество. Поэтому считается, что в этот день вся вода освящается особым образом, отсюда традиция купаться в этот день в проруби. Люди, искупавшиеся на Крещение, получают особое благословение для физической крепости. 15 февраля — Сретение Господне. Сретение, то есть встреча Младенца Христа старцем Симеоном на сороковой день после Рождества Христова, трактуется как встреча Нового и Ветхого Заветов. Симеон был переводчиком с древнееврейского на греческий, и когда он переводил пророка Исайю, то усомнился в том, что Дева может родить. Тогда к нему явился ангел и сказал, что он будет жить до тех пор, пока не увидит Христа. Придя по вдохновению в храм и встретив там Младенца Христа, Симеон сказал знаменитое: «Ныне отпускаешь раба Твоего... ибо видели очи мои спасение Твое» (Лк. 2. 29-30). Отмечая этот праздник, Церковь подчеркивает необходимость соблюдения ветхозаветной традиции, когда на сороковой день после рождения ребенка приносили в храм. И на сороковой день женщине-роженице читают очистительную " молитву, после чего она может приходить в храм и причащаться. В последние годы сложилась традиция на Сретение поминать воинов, погибших в Афганистане. Суббота, предшествующая Неделе мясопустной, то есть воскресенью перед началом масленицы (слово «неделя» означает в церковно-славянском воскресный день) — Вселенская родительская (мясопустная) суббота. Слово «вселенская» говорит о том, что в этот День происходит поминовение усопших за всю историю человечества, «всех сродников, во все колена». В этот день надо прийти в храм и помянуть усопших. Дата этого дня зависит от даты начала Великого поста. Понедельник, следующий за Неделей мясопустной (то есть за воскресным днем мясопустным) — до воскресенья — масленица, или сырная неделя. Это неделя подготовки к Великому посту. Во время Сырной недели не позволяется есть мясо, но позволяется есть яйца, молоко, масло и сыр (отсюда название) и в среду, и в пятницу. Делая первый шаг в ограничении, отказываясь от мяса, человек предуготовляет себя к большему — к Великому посту. Воскресный день по окончании масленицы называют Неделей сыропустной, или Прощеным воскресеньем. В этот день совершается чин прощения. Это древний монастырский чин, когда монахи, перед тем как на время поста удалиться в пустынь, не зная, доживут ли они до Воскресения Христова, прощались друг с другом. И не случайно есть традиция на службе в этот день петь Пасхальные песнопения, но без слов «Христос Воскресе». Очень важно — простить, чтобы воскреснуть. В этот день Церковь дает возможность нам, не задевая свою гордость, попросить у ближних прощения. В Церкви принято вступать в Великий пост, примирившись со всеми. Понедельник, следующий за Прощеным воскресеньем, — начало Великого поста. Первая неделя Великого поста — это очень строгая неделя, во время которой, с понедельника по четверг, в храмах совершается Великий Канон Андрея Критского, который рассказывает о всей истории грехопадения человечества и который готовит нас к покаянию. Третья неделя Великого поста — Крестопоклонная неделя. Она называется Крестопоклонной, потому что в центр храма выносится Крест Господень, обозначая, что первая половина поста уже пройдена, и укрепляя верующих на дальнейшее. Взирая на Крест, верующие соизмеряют свой подвиг с подвигом Христа. Крест выносится накануне, в субботу, и остается посреди храма до пятницы. 7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы. Это особый праздник начала нашего спасения, когда Архангел Гавриил принес Богородице Благую весть (отсюда Благовещение) о том, что она станет Божьей Матерью: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1- 28). Имя Иисус, нареченное Архангелом Гавриилом Богомладенцу, означает «Спаситель». И здесь важен не только призыв Архангела Гавриила к Деве Марии, но и ее ответ: «Я Раба Господня, да будет Мне по глаголу твоему», то есть диалог Бога через Ангела с Божьей Матерью и в Ее лице со всем чело вечеством. Ведь Христос родился в человеческом роде. Как сказано, в этот праздник «девица косу не плетет и птица гнезда не вьет». Шестая неделя (седмица) Великого поста — ее называют еще седмицей ваий, потому что заканчивается она Лазаревой субботой, когда Церковь вспоминает событие воскрешения Христом Лазаря, а за Лазаревой субботой — воскресенье Входа Господня в Иерусалим. Вербное воскресенье — праздник Входа Господня в Иерусалим отмечается накануне Страстной седмицы (недели). Торжественная встреча Христа жителями Иерусалима была предвестием Его грядущих страданий. Иисус избрал для входа в Иерусалим осла — символ мира на Востоке, показывая, что Он пришел к людям не как завоеватель. Верующие приходят в этот день в храм, приветствуя и встречая Христа ветвями вербы, первой расцветающей у нас. Эта верба во время праздника освещается и потом хранится весь год как символ благословения жилища. Страстная седмица (неделя) — это неделя посвещена страданиям Христа, и в каждый ее день мы вспоминаем определенный Евангельский эпизод, подготавливающий нас к тому, что Христос будет распят. В Великий Понедельник на службе говорят о бесплодной смоковнице, высохшей до корня — это образ человека, погибающего в нераскаянии. В Великий Вторник — притчи Иисуса Христа, в том числе о Страшном Суде. В Великую Среду на службе вспоминают о женщине, помазавшей ноги Христа миром и этим приготовившей Его к погребению. В Великий Четверг мы вспоминаем о Тайной Вечери, на которой Господь установил Таинство Евхаристии, в тот же вечер Иуда предал Христа. Вечером, за богослужением, читаются двенадцать Евангельских отрывков, рассказывающих о страданиях и крестной смерти Христа, и верующие в это время стоят с зажженными свечами, потом эти свечи несут домой. В Великую Пятницу, Страстную Пятницу, Церковь вспоминает суд и осуждение Христа, Его распятие и смерть на Кресте. На вечерне в этот день из алтаря на середину храма выносится плащаница, изображающая положение Спасителя во гроб. До выноса плащаницы в этот день ничего не вкушают. В Великую Субботу вспоминают погребение Христа и сошествие Христа во ад, и в этот же день в Иерусалиме нисходит святой огонь. На Литургии в Великую Субботу происходит переоблачение священников из черных одежд в светлые, что символизирует победу Христа над смертью. Понедельник, Вторник, Среда и Четверг Страстной недели называют еще Чистыми, потому что верующие в эти дни обычно убирают дом, вокруг него, в Чистый Четверг красят яйца и пекут куличи, которые освящают потом в Великую Субботу. Но, занимаясь такими приготовлениями к встрече Пасхи, надо помнить, что главное — это внутренняя подготовка человека к встрече Христа, поэтому очень важно в эти дни прийти в храм, исповедаться и причаститься. Верующие стараются причаститься именно в Чистый Четверг. Светлое Христово Воскресение — величайший христианский праздник, торжество победы жизни над смертью. Пасхальная служба начинается в ночь с Субботы на Воскресенье, и теперь, со дня Пасхи и до ее отдания на сороковой день, звучат слова «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!», которыми мы исповедуем веру в Воскресение. Сразу после Светлого Христова Воскресения начинается Светлая седмица. Во время всей этой недели в храме не закрываются Царские врата, символизируя то, что Христос пришел и открыл нам врата рая. Во время этой недели отменяются посты. Воскресенье, следующее за Светлой седмицей, — Фомино Воскресенье. Антипасха. В субботу вечером, на всенощном бдении закрываются Царские врата. В этот день в храмах читается Евангелие о том, что Фома сказал: «Пока не вложу руки в ребра и в раны, то и не поверю, что Он вернулся». Начинаются венчания. Ближайший вторник после Фомина Воскресенья — Радоница. День поминовения усопших. Всю Светлую седмицу не положено поминать усопших и не совершаются панихиды, и именно во вторник, после Фомина Воскресенья, а ни в какой другой день, надо прийти на кладбище и помянуть усопших. 6 мая — праздник святого великомученика Георгия Победоносца — это праздник всех воинов. Святой Георгий жил во времена жестокого гонителя христиан императора Диоклетиана, был храбрым воином и в 303 г. принял мученискую смерть за Христа. 9 мая — поминовение усопших воинов. Праздник был установлен по благословению Его Святейшества в честь Дня победы 1945 года, В этот день совершается особая служба, когда поминаются воины и убиенные во время Великой Отечественной войны. Праздник Вознесения Господня. На сороковой день после Пасхи Христос собрал своих учеников, привел их на Елеонскую гору и вознесся на Небо. Вознесение Господа Иисуса Христа — это завершение Его земного служения. Победив смерть, как страшное последствие греха, и тем самым дав каждому человеку возможность воскреснуть, Он показал, что возможно и большее обожение человеческого тела, ведь Христос вознесся, будучи в человеческом теле. И этим вознес человеческую природу. Троицкая родительская суббота, отмечается накануне Троицы, которая, в свою очередь, празднуется через пятьдесят дней после Пасхи. В этот день Церковь особо поминает людей, не получивших христианского погребения, например, пропавших без вести или погибших в водной пучине. День поминовения усопших установлен перед Троицей для того, чтобы показать, что Дух Святой действует и в живых, и в мертвых, и что для Бога все живы. День Святой Троицы (Пятидесятница). В Ветхом Завете Пасха была воспоминанием исхода евреев из египетского рабства, а Пятидесятница памятью о даровании Богом Моисею Десяти Заповедей. В Новом Завете праздник Пятидесятницы стал дарованием «Нового Закона» — сошествием Святого Духа на учеников Христа. День называется Троицей, потому что именно сошествие Святого Духа явило людям триединство Бога: Бога Отца, Бога Сына и освящение мира Богом Духом Святым. После сошествия на них Святого Духа апостолы «начали говорить на иных языках» (Деян. 2. 4) и началась проповедь всем народам. Поэтому этот день считается и днем рождения Христианской Церкви. По церковному Уставу, в течение пятидесяти дней после Пасхи, до Сошествия Святого Духа, поклоны не кладутся, и в этот День читается специальная коленопреклоненная молитва, которая призывает, чтобы Святой Дух снизошел на всех. К этому празднику зеленью украшаются дома, люди приходят в храм с цветами, которые хранятся потом целый год. Понедельник, следующий за праздником Троицы, — День Святого Духа. Этот праздник продолжение праздника Троицы. По прошествии недели после праздника Святой Троицы, с понедельника начинается Петров, или Апостольский пост, названный так в честь апостолов Петра и Павла. Пост длится до праздника святых апостолов Петра и Павла, до 12 июля. 7 июля — Рождество святого Иоанна Предтечи. Иоанн Предтеча — величайший из пророков, родившийся для того, чтобы узнать Христа среди тысяч других. Как сказано в Евангелии, он был голосом Божьим, предуготовляющим людей к встрече со Христом. 12 июля — праздник святых апостолов Петра и Павла. Об апостоле Петре Христос сказал, что на его вере Он созиждет Церковь Свою. Апостол Павел не был самовидцем Христа, Христос явился ему после Своего Вознесения на Небо, но оба эти ученика Христа оставили после себя послания и были величайшими проповедниками. 7 августа — праздник святого великомученика и целителя Пантелеймона, покровителя больных. 14 августа — это первый Спас, когда освящается мед, начало Успенского поста, который заканчивается 27 августа. Это очень строгий пост, во время которого нельзя вкушать даже рыбу, он посвящен празднику Успения Божьей Матери. 19 августа — Преображение Господне. Этот праздник отмечает событие преображения Христа перед Его учениками Петром, Иаковом и Иоанном на горе Фаворг, когда Он впервые явил им Свою Божественную суть: «...и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17. 2). В этот праздник освящаются плоды, яблоки, сливы, в России принято до этого дня не вкушать яблоки и груши. 28 августа — Успение Божьей Матери. Успение (усыпание) Божьей Матери — это Ее переход из земной жизни в мир небесный. Когда на третий день после Ее успения апостолы открыли гроб, то увидели в нем только погребальные пелены. Телесно оставив мир, Богородица не умерла и ходатайствует за нас перед Своим Сыном. 11 сентября — усекновение главы Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В этот день вспоминается великий подвиг Иоанна Предтечи, не побоявшегося обличать сильных мира сего. День строгого поста как выражения скорби. 21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы. Родители Девы Марии были очень долго бездетны, но верили, что, вопреки всему человеческому естеству, Бог может даровать им ребенка. Они дали обет посвятить своего ребенка Господу. Их молитва была услышана, по Божьему промыслу у них родилась Дочь Мария. 27 сентября — Воздвижение Креста Господня. В этот праздник мы вспоминаем, как святая царица Елена, разрушив языческое капище, обнаружила три креста и пожелала узнать, какой из них Крест Господень. Мимо шла процессия с усопшим, и когда того приложили к Кресту Господа, то он воскрес. Крест — это не просто орудие пытки, это жертвенник, на котором Христос однажды и навсегда принес Свою жертву, и с тех пор Крест стал и защитой, и благодатным источником для каждого христианина. 14 октября — Покров Пресвятой Богородицы. Праздник напоминает о том, как святой Андрей увидел Божью Матерь, держащую над осажденным Константинополем Покров — специальный широкий плат, символ защиты. Россию часто называют домом Пресвятой Богородицы, потому что Богородица особенно близка русской душе, и русский человек всегда надеется на ее заступничество. Суббота, предшествующая 8 ноября, дню памяти великомученика Димитрия Солунского, называется Димитриевской родительской субботой. День памяти всех усопших. Этот день стал днем поминовения по предложению Дмитрия Донского.
|