Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Как устроен православный храм
— Владыка, в редакцию приходит много писем, в которых наши читатели просят рассказать о внутреннем устройстве храма, о том, что есть храм? — Храм – это дом Божий, это небо на земле. В Ветхом Завете есть история о том, как праотец Иаков «пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовием, и лег на том месте. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот Ангелы Божий восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]» (Быт. 28. 11—13). И дальше Бог разговаривает с Иаковом. Пробудившись ото сна, потрясенный Иаков говорит: «...истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. И нарек [Иаков] имя место тому: Вефиль» (Быт. 28. 16—19), что значит Дом Божий. Кстати, и сейчас при освящении закладного камня при строительстве храма используется елей. — Владыка, расскажите, пожалуйста, о внутреннем устройстве храма: ведь даже тот, кто бывает в церкви от случая к случаю, понимает, что все здесь и не случайно, и глубоко символично. — Вветхозаветной книге «Исход» рассказывается о том, как Бог повелел Моисею устроить скинию, то есть святилище в виде шатра, где, как Бог сообщил Моисею, «буду открываться вам, чтобы говорить с тобою» (Исх. 29. 42). То есть устройство храма было определено Богом Отцом, это был дом Божий, и все внутри было по замыслу Божьему. Скиния Моисея состояла из трех частей, отделенных друг от друга завесами: внешняя часть, предназначенная для народа; за ней часть, в которую входили священники для приношения жертвы, она называлась «святая»; и затем третья часть, «святая святых», куда первосвященники могли входить только раз в год. Скиния Моисея была прообразом современного храма, который также состоит из трех частей. Алтаря — «святая святых», где приносится бескровная жертва. Во время Евхаристии происходит пресуществление вина в Кровь Христову, а хлеба — в Тело Христово. Далее, за иконостасом, следует вторая, средняя часть храма, которую называют еще «трапезной». В память о том, что у первохристиан был обычай сразу после богослужения совершать совместную трапезу. И входная часть, называемая притвором, — это то, что притворяет храм. Храмы часто сравнивают с кораблем: стоящие обособленно, на возвышенности, увенчанные крестом и устремленные в небо, они действительно напоминают корабль, корабль спасения, который идет среди бушующего моря жизни. Все внутри храма, в его архитектуре не случайно и подчинено одной цели — встрече с Богом. — Владыка, в Евангелии от Иоанна есть эпизод изгнания Христом торгующих из храма. В нем, как мне кажется, удивительно ярко проявляется человеческая природа Христа. «...Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец, и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул» (Ин. 2. 13—15). Эта сцена такая ясная, зримая, а вот дальше идет момент не очень понятный. Христа спрашивают: «Каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать» (Ин. 2.18). И Иисус отвечает: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это» (Ин. 2. 19—22). —Тут дело вот в чем. Слово «церковь» в греческом языке обозначено как «ekklesia», то есть собрание верующих, от слова «собирать». И церковь — это люди, верующие, наполняющие храм. А сам храм — это здание. Просто в обыденной речи мы часто путаем эти понятия. Но люди, составляющие церковь, — это не просто собрание людей, это не какая-то социальная группа и т.д. Вот что сказано апостолом Павлом в Послании к Коринфянам: «...все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (IKop. 12. 13). И дальше он говорит о церкви как о теле Христове, где каждый верующий — член, частица этого тела, а глава ее Христос. «И вы — тело Христово, а порознь — члены» (IKop. 12. 27). В этом смысле каждый приходящий в храм — часть тех, кто составляет Церковь единую, то есть часть Тела Христова. И молясь вместе, творя общую молитву, а особенно сильно это ощущается во время Великих праздников, верующие молитвенно воздвигают стены другого Храма, Храма невидимого. Когда все мы едины и составляем единый богочеловеческий организм, глава которого — Бог. — То есть важно понять, что в храм мы приходим не просто молиться, а молиться вместе. —Христос говорит: «...где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18. 20). Но в храме мы не только молимся, там совершаются Таинства, и в первую очередь Таинство Евхаристии, которое происходит в алтаре. — Алтарь действительно «святая святых», и большая часть богослужения происходит там. Владыка, расскажите, пожалуйста, об алтаре подробнее. — Храм всегда ориентируется алтарем на восток, то есть навстречу Христу. Ведь Христос, как Солнце правды, пришел с востока. Это символика прихода Христа в наш мир. А то, где находится восток, определяется по солнцу. Причем определение востока происходит следующим образом: в тот день, на который приходится праздник храма, то есть в день его святого или в день праздника, смотрят, откуда восходит солнце, и туда ориентируют алтарь. Сам алтарь всегда находится выше центральной части храма, и та часть возвышения, которая выдвинута к народу, называется солея. Завершается солея круглым выступом — амвоном. И на солею и амвон могут вступать только священнослужители. — Владыка, а почему в алтарь нельзя входить женщинам? —Существует правило, определяющее, кто может входить в алтарь. Женщины могут входить туда, только если они пострижены в ангельский чин, то есть инокини (младший монашеский чин), или же монахини, причем после достижения ими определенного возраста. Это связано с тем, что физиологически у женщины бывают периоды, когда ей нельзя касаться святынь. В алтарь также нельзя входить некрещеным и тем, кто был трижды женат. В северной части алтаря находится жертвенник — стол, покрытый со всех сторон одеянием, на котором предуготовляется агнец — то есть та самая четырехугольная частичка хлеба, которая во время проскомидии вынимается из просфоры и потом во время Евхаристического канона пресуществляется в Тело Христово. Само предуготовление агнца происходит на жертвеннике, и потом, во время пения Херувимской песни, агнец уже переносится на святой престол с тем, чтобы там уже произошло само Таинство Евхаристии. Сам святой престол находится в центре алтаря, это четырехугольный стол, сделанный из дерева, все крепления которого — это деревянные распорки и шипы. И только во время освящения святого престола в него вбивается четыре гвоздя, которые символизируют те четыре гвоздя, которые были вбиты при распятии Иисуса Христа. В престоле, в перекрестии перекладин, находятся частицы мощей мучеников, пострадавших за веру. Такие же частицы мощей вшиты в антиминс - шелковый плат, освященный архиереем, на котором изображено погребение Христа и четырех евангелистов. Традиция совершения Таинства на мощах мучеников идет с древнехристианских времен, когда богослужение совершали на мощах мучеников, в катакомбах. Кроме антиминса на престоле находятся Евангелие, крест и дарохранительница, иначе ковчег, в котором хранятся запасные Святые Дары. — Что это такое? — В Великий Четверг, перед Пасхой, предутотавливают запасные Дары, то есть освящается Агнец, который потом высушивается и дробится, и, например, в случае, если человеку внезапно угрожает опасность и его надо причастить, их вынимают из дарохранительницы и используют для Причастия. Запасные Святые Дары хранятся на святом престоле в дарохранительнице, под стеклянным колпаком. — Владыка, а что такое «ризница»? Это слово известно нам из литературы. —Это место в алтаре, где хранятся ризы, или священные одежды, а также церковные сосуды и книги.
— Владыка, расскажите, пожалуйста, про иконостас. Его часто называют «ликом», «лицом» храма. Это то, на что смотрят верующие, молясь, и по-моему, в католических храмах иконостаса нет. — Да, иконостас, отделяющий алтарь от трапезной части, — особенность православного храма. Во-первых, иконостас является преградой между основной частью храма и алтарем, сохраняя в тайне то, что происходит в святая святых. Во-вторых, иконы, находящиеся на нем, располагают верующих к молитве. Для посвященных иконостас может многое рассказать о храме. В центре иконостаса находятся Царские врата, они называются так потому, что во время богослужения в них незримо входит Господь Царь Славы, Царь Небесный. Он входит, подобно тому, как Он входил в Иерусалим, «грядя на вольную страсть». Обычно над Царскими вратами расположена икона Тайной Вечери, ведь именно в память о ней в алтаре совершается Таинство Евхаристии. Кроме Царских врат, в алтаре есть так называемые боковые, или диаконские двери, в которые входят диаконы, служители, помогающие священнику совершать богослужение. На диаконских дверях обычно изображены либо Архангел Гавриил или Архангел Михаил, либо первые диаконы, пострадавшие за веру. По канонам Русской Православной Церкви, если смотреть на иконостас, встав к нему лицом, то слева всегда будет икона Богородицы, а справа икона Спасителя. И дальше, с правой стороны, за иконой Спасителя и южными диаконскими дверьми, должна следовать икона, посвященная тому святому или событию, в честь которых освящен храм. В устройстве иконостаса всегда должна быть икона Деисус, или Моление, обычно она начинает ряд, и всегда есть иконы, посвященные двунадесятым праздникам, пророческий ряд. В центре трапезной части храма находится икона, которая меняется в зависимости от дня и события, отмечаемого Церковью. — Владыка, по-моему, сами архитектурные формы храма могут быть достаточно разнообразными. — Несмотря на каноны, тут могут быть вариации. Естественно, что храм всегда бывает увенчан крестом — символом спасения вселенной, символом искупительной жертвы Христа. Но вот количество куполов, например, может быть различным. Один, главный купол символизирует Господа нашего Иисуса Христа. Если вокруг него четыре меньших купола, то это символ четырех евангелистов; если двенадцать — напоминание о двенадцати апостолах. В основании храма может быть круг, как символ вечности, не имеющий ни начала, ни конца. Или же крест, или это могут быть различные сочетания креста и круга разных размеров. Архитектурно тут могут быть разные стили, главное, что это Дом Божий. Ведь мы поклоняемся не зданию, тут важно не впасть в так называемое обрядоверие, когда люди начинают обожествлять материальные предметы. Помните разговор, который произошел между Христом и самарянкой. Самарянка говорит Иисусу: «Отцы наши поклонялись (Богу — М.Г.) на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме» (Ин. 4. 20). А Христос отвечает, что «настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4. 23—24). Вот это главное, Дух Божий. У нас еще говорят: «Бог не в бревнах, а в ребрах». — Когда входишь в храм, часто возникает ощущение, что храм — это что-то живое. Эта пронизанность Светом, Духом бывает не обязательно в пышных, праздничных храмах, но и в скромных, сельских, и даже в разрушенных храмах. И ты понимаешь, что храм — это не просто архитектурное сооружение, здание — это что-то живое. —Есть такое явление, как намоленность, в том числе и намоленность храма. Но это, наверное, тема отдельного разговора. А так, конечно, каждый храм имеет и своего Ангела Хранителя, и свою судьбу. У нас, в России, подчас очень трагическую. Сколько храмов было превращено в склады, сколько было не просто разрушено, а осквернено! Кощунственно. В алтаре храма Александра Невского в Новосибирске располагался туалет, в алтаре устраивали квартиры, где люди жили... — Наверное, даже невоцерковленные и неверующие люди способны понять, что такое кощунство не может пройти бесследно. —Конечно, я не случайно говорю, что каждый храм имеет своего Ангела Хранителя. И даже если сам храм будет стерт с лица земли, этот Ангел Хранитель храма никуда не денется, и само место это все равно останется местом особенным, местом, где «Господь присутствует» (Быт. 28. 16). Честно говоря, мне даже неприятно рассуждать на эту тему, тем более, что в литературе описаны истории того, что происходит с теми, кто осмеливается поднять руку на Дом Божий. Чаще всего они плохо кончали, и это происходило публично. По-видимому, оттого, что и творили они все это публично. Не хочу сказать, что они грешнее других, не мое дело судить об этом, но, по-видимому, уже в самом народном сознании они проклинались, и это имело потом трагические последствия. Знаете, мне рассказывали такую историю. В 70-е годы на острове Валаам два священнослужителя должны были служить Литургию в ските. Но там так все было осквернено вокруг, что невозможно было даже положить антиминс на престол. Но все равно это был Дом Божий — разрушенный, поруганный. И тогда один из священников понял, что он просто может держать антиминс на вытянутых руках. Они так и сделали, и служба началась. Конечно, история российских храмов полна трагизма, как и вообще история народа, страны. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II называет всю Архангельскую землю «живым антиминсом» — столько мучеников нам дал XX век. Но закончить разговор о храме мне бы хотелось другим. Когда мы освящаем храм, то, начиная с момента освящения его и дальше, «во все времена», в молитве, которая будет произноситься в новом храме, будут всегда звучать такие слова: «Господи, спаси и сохрани всех тех, кто с верою и любовью принимал участие в возведении храма сего».
|