Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Беседа 1. Время бежит, а вечность ждет
Время бежит, а вечность ждет…
— Владыка, почему даже в сердце неверующего человека праздник Рождества Христова вызывает какой-то трепет, желание приобщиться пусть только и к обрядовой стороне праздника. И даже есть человек будет праздновать 1 января, что вообще-то грех, то все равно 6го он и свечку зажжет, и елочку до этого дня додержит. Отчего так? — Праздник Рождества Христова понятен всем, потому что он связан с тайной жизни. Каждый из нас был ребенком, каждый, приходя в этот мир, получил от Господа веру. Одни эту веру растеряли, другие приумножили. Но даже в тех, кто ее растерял, живут остатки и веры, и чистого восприятия мира. Это и есть основа доброго отношения к празднику Рождества Христова. Человеческая душа по природе своей христианка, поэтому она изначально благорасположена к церковной жизни, и к Рождеству, и к Пасхе, она в согласии и с другими церковными праздниками. Это неистребимо и не зависит от рационалистических воззрений, идеологических установок человека или его привычек. Мы с вами видим доказательство этому. Елку стали ставить на Новый год в безбожные пятилетки, тогда стали поклоняться каким-то временным отрезкам, а главное событие решили затмить. Произошла подмена. И все равно, именно Рождество Христово ассоциируется с елкой дома... — Вы произнесли слово «подмена». А ведь действительно — у этих двух праздников совершенно разный смысл. С одной стороны, отмечается начало календарного года, придуманного людьми условного отрезка времени. Празднуя Рождество Христово, мы заново переживаем событие совсем другой значимости — рождение Иисуса Христа, явление Спаси теля миру. Это ведь поворотный момент в истории человечества. И совершенно различное значение традиций. К советской традиции Нового года можно отнести разве что салат «оливье», шампанское и «Голубой огонек». Традиция православного Рождества имеет глубочайшие корни и символику. Владыка, если можно, давайте напомним читателям смысл русской православной традиции празднования Рождества Христова. — Во-первых, традиция в том, что сам праздник Рождества Христова начинается с ожидания. И главное в этом ожидании пост, который длится с 28 ноября по 6 января, приходится как раз и на 1 января. Пост предуготавливает дух и тело к восприятию самого события Рождества Христова, к участию в нем. Это очень важно — ожидание праздника. Подобно тому, как волхвы, восточные мудрецы, шли в Вифлеем и ожидали увидеть родившегося Христа, готовились к этой встрече, несли ему дары, так и мы, совершая пост, совершаем духовный путь. Потому что пост ведь не ради поста, это не диета ради похудения. Пост — это орудие стяжания любви Господа, средство для очищения человеческого духа. Пост — это еще и покаяние. Это отвращение от зла. Для того чтобы человек был чист перед Богом как ребенок, чтобы он мог правильно воспринять все то, что Бог посылает нам. Это ожидание праздника. А есть приближение праздника. Приближение заключается в том, что накануне, 6 января, совершается Рождественский сочельник, день очень строгого поста, когда готовится сочиво — блюдо из пшеницы и меда. В этот день не едят до появления на небе первой звезды в воспоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к месту рождения Спасителя. Сочельник проходит в подготовке — люди готовятся к исповеди и Причастию, чтобы причаститься или на праздник Рождества Христова, или в сам сочельник, и подготавливают рождественскую трапезу. — В этом есть искушение — готовишь рождественскую трапезу, но сам не ешь, не пробуешь даже сочиво до первой звезды. —Да, это пусть маленькая, но жертва. И если смотреть с точки зрения психологической, то в этом есть настрой, собирание всего человека. У нас ведь очень часто человек живет двойными стандартами, говоря себе: «Да, я верующий, но поститься не буду». Так легче. А при настоящей подготовке и дух, и тело участвуют в празднике. Сам праздник начинается с Богослужения, с Божественной Литургии, когда поют тропарь (главную молитву) Рождеству Христову, когда люди причащаются, слушают Евангельское повествование о том, как было Рождество Христово. Детям можно рассказать, почему на праздник мы украшаем именно елку. Когда каждый спешил на весть Ангелов о том, что в Вифлееме родился Христос, на опушке встретились Зайчик, Пальма и Ель. И начали они беседовать о том, что они принесут Христу. Финиковая пальма сказала, что это будут сладкие плоды, Зайчик сказал, что он согреет своей теплой шубочкой Младенца, а Ель ничего не могла дать, она могла только помолиться за Младенца. И когда все ушли приветствовать Христа, она осталась одна и стала за Него молиться. И Ангелы услышали молитвы, и с неба стали падать звезды, украсившие Ель. И именно Ель стала символом праздника Рождества Христова. — Рождество очень семейный, детский праздник. Во многих домах на окно ставится зажженная свеча. Каков смысл этого действия? —Очень глубокий. Свеча — символ человеческой души, которая горит перед Богом. Горит и освещает путь другим, путь к Христу, путь к Богомладенцу в наших душах. И когда в доме перед Рождеством Христовым на окно ставят зажженную свечу, то это символично. Потому что, когда наступило время Богоматери родить, была перепись, и Марии пришлось возвращаться в Вифлеем, откуда Она родом. Но места среди людей ни в одном из домов города Ей так и не нашлось. Христос родился в яслях, в пещере. А свеча, зажженная на окне, говорит о том, что в этом доме мы ждем Христа. Но самое главное, чтобы человеческая душа стала теми Вифлеемскими яслями, в которых родился Христос. И праздник этот — Рождение Христа — внутри нас самих, это возвращение и обращение человека к Богу. Сам праздник начинается Божественной Литургией. И после нее, когда люди отдохнут и семейно отпразднуют Рождество, они начинают этой радостью делиться. Люди ходят друг к другу в гости и христославят, не колядуют, как говорят, а именно христославят. — А в чем разница? —Когда колядуют — происходит смешение понятий. Говорят о зиме, о каких-то природных явлениях. А христославят — это когда приходят в дом, поют тропарь Рождества Христова, поют кондак, христианские колядки, то есть те народные песнопения, которые раскрывают сущность праздника. Желание поделиться радостью ведет людей от дома к дому. Это все входит в сам праздничный процесс, и не случайно, что сразу после Рождества Христова наступают Святки, это особый период радости, поздравления. На Руси в деревнях всегда был один дурак и один пьяница — это необходимые атрибуты деревни. И вот если, не дай Бог, заметили, что пьяница перед Рождеством Христовым за три дня, в дни строгого поста, напился, то ему на Святках никто не наливал. Народ сам все регулировал. — Само Рождество Христово — это начало, начало года, начало нового отсчета времени. — Да, именно от Рождества Христова ведется новая эра, и каждый из нас должен понимать, что она начинается тогда, когда ты очищаешь душу свою от всякой скверны и, как младенец чистый предстаешь перед Богом. Тогда ты действительно чистый лист, на котором Господь напишет Свой промысл и явит его через твою жизнь. Множество мыслей посещают нас в этот праздник. Когда родился Христос, люди по-разному отнеслись к этому событию. Одни, как волхвы, с чистым сердцем пошли приветствовать Его, чтобы возрадоваться. Другие, как Ирод, решили Его уничтожить. Были и равнодушные, которые не пустили Божью Матерь переночевать в свой дом. Им было все равно. При молчаливом согласии таких людей совершается зло. И те, и другие, и третьи есть и среди нас. И каждый из нас ежедневно стоит перед проблемой выбора — с кем он? Где он? Как он может в той или иной ситуации относиться к Христу? Вторая тема, которая часто звучит во времяРождественской проповеди, — это преображение человека, когда наше сердце, принимая Христа, становится Вифлеемскими яслями, Спаситель приходит в сердца тех, кто Его ждет, но для того, чтобы Он туда пришел, надо все злое, лишнее убрать из своего сердца. Для этого и существует Рождественский пост. Именно с обрядов мы часто начинаем наше знакомство с православной культурой. Обряд дает центр, направленность, он формирует целомудрие, то есть цельность мышления. Здесь важно понять, что за внешней стороной каждого действия в храме Божьем стоит глубочайший смысл, традиция, а самое главное — духовная защита человека. — Защита от чего? —От злобы этого мира, от рассеяния, от беспринципности и слабости человеческой. Человек, входя в соприкосновение с Церковью, входя в соприкосновение с церковной традицией, с одной стороны, освобождается от бремени этого мира, который его рассредоточивает, а с другой — он концентрируется на духовных своих потребностях. Мы часто заглушаем их в себе, говоря, что вот у нас есть дело, есть бизнес и т.д. Но ведь это только внешняя сторона жизни. Если же мы идем от события к событию — ожидание Рождества, Рождество, потом Великий пост, Пасха, праздник Троицы и так далее, то все эти праздники становятся для нас какими-то исходными временными точками отсчета. Мы выходим за рамки суетных времен, из-под их давления - вот отчет надо сдать, вот скоро отпуск. Это все начинает проходить фоном, а стержневое направление, то, что составляет внутреннюю жизнь, становится определяющим. И так начинается преображение человека. Только надо осознавать, что это большой постоянный труд. — С чего же начать нам всем, спешащим, занятым? —Знаете, говорят, что «погребальный саван карманов не имеет». С собой ничего не возьмешь. С собой можно взять только то, что есть внутри тебя, то, что духовно принадлежит тебе. А еще говорят, что время бежит, а вечность ждет. А начать надо с малого—с утренней молитвы, Лучше читать перед иконой. Но мы много времени проводим в транспорте, так вот, вместо того чтобы злобиться, что кто-то наступил на ногу, уж лучше про себя читать молитву. И нервное здоровье сохранишь, и приумножишь доброту. Можно, конечно, в транспорте и Псалтырь открыть, но тогда уж, как говорится, «начинаешь делать доброе дело, готовься к искушению». И еще говорят: «Не искушай без нужды». Ведь когда делаешь что-то явно, то ты уже получил свою награду или же получил свое испытание.
|