Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Беседа 1. Время бежит, а вечность ждет






Время бежит, а вечность ждет…

 

 

Владыка, почему даже в сердце неверующего человека праздник Рождества Христова вызывает какой-то трепет, желание приобщиться пусть только и к обрядовой стороне праздника. И даже есть человек будет праздновать 1 января, что вообще-то грех, то все равно 6го он и свечку зажжет, и елочку до этого дня додержит. Отчего так?

— Праздник Рождества Христова понятен всем, потому что он связан с тайной жизни. Каждый из нас был ребенком, каждый, приходя в этот мир, получил от Господа веру. Одни эту веру растеряли, другие приумножили. Но даже в тех, кто ее растерял, живут остатки и веры, и чистого восприятия мира. Это и есть основа доброго отношения к празднику Рождества Христова. Человеческая душа по природе своей христианка, поэтому она изначально благорасположена к церковной жизни, и к Рождеству, и к Пасхе, она в согласии и с другими церковными праздниками. Это неистребимо и не зависит от рационалистических воззрений, идеологических установок человека или его привычек. Мы с вами видим доказательство этому. Елку стали ставить на Новый год в безбожные пятилетки, тогда стали поклоняться каким-то временным отрезкам, а главное событие решили затмить. Произошла подмена. И все равно, именно Рождество Христово ассоциируется с елкой дома...

Вы произнесли слово «подмена». А ведь действительно — у этих двух праздников совершенно разный смысл. С одной стороны, отмечается начало календарного года, придуманного людьми условного отрезка времени. Празднуя Рождество Христово, мы заново переживаем событие совсем другой значимости — рождение Иисуса Христа, явление Спаси теля миру. Это ведь поворотный момент в ис­тории человечества. И совершенно различное значение традиций. К советской традиции Нового года можно отнести разве что салат «оливье», шампанское и «Голубой огонек». Традиция православного Рождества имеет глубочай­шие корни и символику. Владыка, если можно, давайте напомним читателям смысл русской православной традиции празднования Рожде­ства Христова.

— Во-первых, традиция в том, что сам пра­здник Рождества Христова начинается с ожидания. И главное в этом ожидании пост, который длится с 28 ноября по 6 января, приходится как раз и на 1 января. Пост предуготавливает дух и тело к восприятию само­го события Рождества Христова, к участию в нем. Это очень важно — ожидание праздни­ка. Подобно тому, как волхвы, восточные мудрецы, шли в Вифлеем и ожидали увидеть родившегося Христа, готовились к этой встрече, несли ему дары, так и мы, совершая пост, совершаем духовный путь. Потому что пост ведь не ради поста, это не диета ради похудения. Пост — это орудие стяжания любви Господа, средство для очищения че­ловеческого духа. Пост — это еще и покая­ние. Это отвращение от зла. Для того чтобы человек был чист перед Богом как ребенок, чтобы он мог правильно воспринять все то, что Бог посылает нам. Это ожидание праздника. А есть приближение праздника. При­ближение заключается в том, что накануне, 6 января, совершается Рождественский со­чельник, день очень строгого поста, когда готовится сочиво — блюдо из пшеницы и меда. В этот день не едят до появления на небе первой звезды в воспоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к месту рождения Спасителя. Сочельник проходит в подготовке — люди готовятся к исповеди и Причастию, чтобы причаститься или на пра­здник Рождества Христова, или в сам со­чельник, и подготавливают рождественскую трапезу.

В этом есть искушение — готовишь рожде­ственскую трапезу, но сам не ешь, не пробуешь даже сочиво до первой звезды.

—Да, это пусть маленькая, но жертва. И ес­ли смотреть с точки зрения психологичес­кой, то в этом есть настрой, собирание все­го человека. У нас ведь очень часто человек живет двойными стандартами, говоря себе: «Да, я верующий, но поститься не буду». Так легче. А при настоящей подготовке и дух, и тело участвуют в празднике. Сам пра­здник начинается с Богослужения, с Боже­ственной Литургии, когда поют тропарь (главную молитву) Рождеству Христову, когда люди причащаются, слушают Еван­гельское повествование о том, как было Рождество Христово.

Детям можно рассказать, почему на празд­ник мы украшаем именно елку. Когда каж­дый спешил на весть Ангелов о том, что в Вифлееме родился Христос, на опушке встретились Зайчик, Пальма и Ель. И начали они беседовать о том, что они принесут Хри­сту. Финиковая пальма сказала, что это будут сладкие плоды, Зайчик сказал, что он согре­ет своей теплой шубочкой Младенца, а Ель ничего не могла дать, она могла только по­молиться за Младенца. И когда все ушли приветствовать Христа, она осталась одна и стала за Него молиться. И Ангелы услышали молитвы, и с неба стали падать звезды, укра­сившие Ель. И именно Ель стала символом праздника Рождества Христова.

Рождество очень семейный, детский пра­здник. Во многих домах на окно ставится за­жженная свеча. Каков смысл этого действия?

—Очень глубокий. Свеча — символ чело­веческой души, которая горит перед Богом. Горит и освещает путь другим, путь к Христу, путь к Богомладенцу в наших душах. И ког­да в доме перед Рождеством Христовым на окно ставят зажженную свечу, то это симво­лично. Потому что, когда наступило время Богоматери родить, была перепись, и Марии пришлось возвращаться в Вифлеем, откуда Она родом. Но места среди людей ни в од­ном из домов города Ей так и не нашлось. Христос родился в яслях, в пещере. А свеча, зажженная на окне, говорит о том, что в этом доме мы ждем Христа. Но самое глав­ное, чтобы человеческая душа стала теми Вифлеемскими яслями, в которых родился Христос. И праздник этот — Рождение Хри­ста — внутри нас самих, это возвращение и обращение человека к Богу.

Сам праздник начинается Божественной Литургией. И после нее, когда люди отдох­нут и семейно отпразднуют Рождество, они начинают этой радостью делиться. Люди ходят друг к другу в гости и христославят, не колядуют, как говорят, а именно христославят.

А в чем разница?

—Когда колядуют — происходит смешение понятий. Говорят о зиме, о каких-то природных явлениях.

А христославят — это когда приходят в дом, поют тропарь Рождества Христова, поют кондак, христианские колядки, то есть те народные песнопения, которые раскрывают сущность праздника. Желание поделиться радостью ведет людей от дома к дому. Это все входит в сам праздничный процесс, и не слу­чайно, что сразу после Рождества Христова наступают Святки, это особый период радо­сти, поздравления.

На Руси в деревнях всегда был один дурак и один пьяница — это необходимые атрибу­ты деревни. И вот если, не дай Бог, заметили, что пьяница перед Рождеством Христовым за три дня, в дни строгого поста, напился, то ему на Святках никто не наливал. Народ сам все регулировал.

Само Рождество Христово — это начало, начало года, начало нового отсчета времени.

— Да, именно от Рождества Христова ведется новая эра, и каждый из нас должен понимать, что она начинается тогда, когда ты очищаешь душу свою от всякой скверны и, как младенец чистый предстаешь перед Богом. Тогда ты действительно чистый лист, на котором Господь напишет Свой промысл и явит его через твою жизнь.

Множество мыслей посещают нас в этот праздник. Когда родился Христос, люди по-разному отнеслись к этому событию. Одни, как волхвы, с чистым сердцем пош­ли приветствовать Его, чтобы возрадовать­ся. Другие, как Ирод, решили Его уничто­жить. Были и равнодушные, которые не пустили Божью Матерь переночевать в свой дом. Им было все равно. При молча­ливом согласии таких людей совершается зло. И те, и другие, и третьи есть и среди нас. И каждый из нас ежедневно стоит пе­ред проблемой выбора — с кем он? Где он? Как он может в той или иной ситуации от­носиться к Христу?

Вторая тема, которая часто звучит во времяРождественской проповеди, — это преображение человека, когда наше сердце, при­нимая Христа, становится Вифлеемскими яслями, Спаситель приходит в сердца тех, кто Его ждет, но для того, чтобы Он туда при­шел, надо все злое, лишнее убрать из своего сердца. Для этого и существует Рождествен­ский пост. Именно с обрядов мы часто начи­наем наше знакомство с православной куль­турой. Обряд дает центр, направленность, он формирует целомудрие, то есть цельность мышления. Здесь важно понять, что за внешней стороной каждого действия в храме Божьем стоит глубочайший смысл, тради­ция, а самое главное — духовная защита че­ловека.

Защита от чего?

—От злобы этого мира, от рассеяния, от беспринципности и слабости человеческой. Человек, входя в соприкосновение с Церко­вью, входя в соприкосновение с церковной традицией, с одной стороны, освобождается от бремени этого мира, который его рассредоточивает, а с другой — он концентрируется на духовных своих потребностях. Мы часто заглушаем их в себе, говоря, что вот у нас есть дело, есть бизнес и т.д.

Но ведь это только внешняя сторона жиз­ни. Если же мы идем от события к собы­тию — ожидание Рождества, Рождество, по­том Великий пост, Пасха, праздник Троицы и так далее, то все эти праздники становятся для нас какими-то исходными временными точками отсчета. Мы выходим за рамки сует­ных времен, из-под их давления - вот отчет надо сдать, вот скоро отпуск. Это все начи­нает проходить фоном, а стержневое на­правление, то, что составляет внутреннюю жизнь, становится определяющим. И так на­чинается преображение человека. Только надо осознавать, что это большой постоян­ный труд.

С чего же начать нам всем, спешащим, за­нятым?

—Знаете, говорят, что «погребальный са­ван карманов не имеет». С собой ничего не возьмешь. С собой можно взять только то, что есть внутри тебя, то, что духовно при­надлежит тебе. А еще говорят, что время бе­жит, а вечность ждет. А начать надо с малого—с утренней молитвы, Лучше читать пе­ред иконой. Но мы много времени проводим в транспорте, так вот, вместо того чтобы зло­биться, что кто-то наступил на ногу, уж луч­ше про себя читать молитву. И нервное здо­ровье сохранишь, и приумножишь доброту. Можно, конечно, в транспорте и Псалтырь открыть, но тогда уж, как говорится, «начи­наешь делать доброе дело, готовься к иску­шению». И еще говорят: «Не искушай без нужды». Ведь когда делаешь что-то явно, то ты уже получил свою награду или же полу­чил свое испытание.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал