Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тайна Божественной Литургии
— Владыка, в нашей почте встречаются письма, в которых обида и недоумение: «Идешь в храм с открытым сердцем, — пишет Елена В. из Новосибирска, — а там тебя могут встретить неприязненно, начинают сразу одергивать: „Не той рукой свечку ставишь! Куда идешь, сейчас ходить нельзя! " От этого все настроение пропадает». — Действительно, такая проблема есть. Дело в том, что для многих людей, еще недостаточно воцерковленных, храм ассоциируется с теми не очень приветливыми прихожанками, которые стоят у подсвечников. А эти бабушки, может, с месяц как уверовали, в них еще сидит какой-то комсомольский задор поучать, наставлять. Но тут надо понимать, что это происходит от их недостаточного духовного опыта, от их невоцерковленности. Воцерковленный человек добрый, он знает, как поступать в той или иной ситуации, он осознает свое место в храме, и, самое главное, он имеет любовь. Ведь сколько бы мы ни простаивали на службе, если в нас этой любви нет — все бесполезно. Та агрессивность, с которой столкнулась наша читательница, идет от ощущения этими людьми своей исключительности, посвященности, когда человек еще не преодолел своего духовного эгоизма и считает, что может себе позволить кого-то обидеть. Это показатель духовной незрелости. Истинно верующий, стремясь поделиться своей верой, сделает это с любовью. Но любить трудно, отсюда такие эксцессы. Тому, кому пришлось столкнуться с такой агрессией, неприязнью, я бы посоветовал постараться самому проявить в такой ситуации терпимость — это раз. А во-вторых, мы ведь часто забываем о том, как надо входить в храм. А правило такое: в храм надо прийти заранее и, прежде чем войти, нужно перекреститься и сказать: «Вниду в Дом Твой пресвятый, поклонюся Храму святому Твоему в страсе Твоем». А потом поклониться молящимся, которые уже стоят, — это твое вхождение в общину. Думаю, что если вы войдете в храм так, с молитвой, то все будет по-другому. Что касается того, какой рукой можно ставить свечку, а какой нет, то это все суеверия. Свеча - это символ нашей души, горящей перед Господом, и главное, чтобы она была зажжена. И не надо присваивать предметам несвойственные им функции, ведь без человеческого участия веры, любви они ничто. Церковь - это лечебница. Она свята не потому, что мы в ней святы, а потому что свят ее Глава — Христос. — Владыка, вы сейчас упомянули слово «посвященность». Мне кажется, что часто наша неграмотность, незнание церковной жизни становятся досадным препятствием на пути в храм… — Это так. Но у нас нет, и не может быть, никаких тайных знаний, никакой посвященности. Вспомните слова Христа, когда Его взяли стражники, и первосвященники выспрашивали у Него о Его учении и Его учениках. Христос отвечал на это так: «Я говорил явно миру;...и тайно не говорил ничего» (Ин. 18. 20). Посвященность, закрытость характерны для каких-то тайных обществ, которые создают из этого культ и строят свои иерархии на каких-то придуманных правилах. — А что лежит в основе иерархии в Церкви, как избираются в священнослужители? — В основе лежит апостольский принцип, когда избрание в священники, рукоположение происходит согласно священным канонам. И оно, это избранничество, непрерывно, то есть восходит к избранничеству какого-либо из апостолов. Главное — вера и готовность к служению, которые засвидетельствованы определенными церковными постулатами. Но очень важно, что всё это открытые действия, всё открыто для общины. В священники рукополагают обязательно к какому-либо храму, и в молитвенном рождении пастыря принимает участие община.
|