Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сокровище благ и жизни Податель
— Владыка, после нашей беседы, посвященной Святому Духу, мы получили много писем с просьбами продолжить разговор. Давайте сегодня поговорим о духовных сущностях нашего мира и о духах и Духе Божьем. — Помните, мы говорили о том, что если открыть Книгу Бытия, то там рассказ о творении начинается словами: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1. 1—2). То есть Дух Божий присутствовал уже с самого начала творения, но глагол «носился», к сожалению, не совсем точно передает смысл оригинала. Правильнее было бы использовать слово «оживотворял». Вот эта неточность и сложность описания всего, что связано с Духом Божьим, не случайна. Дух Божий неразделим с Отцом и Сыном, но у Него особый способ Себя открывать и Своя особая ипостась. Дух не имеет лица или даже имени, которое можно было бы представить в каком-либо человеческом образе. О Нем говорится описательно, и Его имя заимствовано из природных явлений: еврейское «руах» — это «дуновение, ветер»; греческий эквивалент — «дыхание»; а латинский «spiritus» — это «веяние». И описание Его действий тоже представляет сложность, они чаще всего метафоричны, носят поэтический характер. «Пошлешь Дух Твой — (живые существа) созидаются, и Ты обновляешь лице земли» — говорится в псалме (Пс. 103. 30). И Дух Божий - это Тот, Кто оживотворяет жизнь, причем во всех ее проявлениях: как неорганическую, так и органическую, как в космических масштабах, так и жизнь сердца человеческого. Все в этом мире подвластно Духу Святому, Он творит и действует в этом мире, наполняя его любовью, сотворяя жизнь, которая приобретает тот истинный смысл, вложенный в нее Творцом. А вот как дальше в Библии говорится о сотворении человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2. 7). То есть дух человека — это то Божественное дуновение, которое превращает его плоть в существо действующее — душу живую. Дух — это данность человека, то, что живет в нем, обитает в нем. Помните, как в Евангелии описывается эпизод воскрешения Иисусом дочери начальника синагоги: «И возвратился дух ее; она тотчас встала» (Лк. 8. 55). Поэтому когда об умирающем говорят: «Он испустил дух,» - это не просто некое образное выражение. Здесь суть: дух -это неотъемлемая часть живого человека. — То есть дух - это нечто, пусть и неуловимое, принадлежащее человеку и данное ему от Бога. Владыка, а как этот дух соотносится с тем Духом Божьим, Который, как некая Божественная сила, движет всем по замыслу Творца? Ведь в своих духовных движениях человек не всегда совпадает с ней, и иногда какие-то демонические начала овладевают им. — Мы уже говорили, что есть разные духовные сущности: есть Ангел Светлый, а есть ангел от сатаны. Есть Дух Господень, а есть духи злобы поднебесные. И человеческий дух может соприкасаться и с теми, и с другими. В Библии, в Первой Книге Царств, рассказывается о том, что, когда Дух Господень был на Сауле - первом царе Израиля, тому все удавалось. Но вот из-за того, что он «отверг слово Господа», за прегрешения Саула, Дух Господень отступил от него, и его стал возмущать злой дух. В такие периоды Саул становился жесток, мрачен, ничто не приносило ему утешения. И только Давид, на котором, как сказано, «почивал Дух Господень» (1 Цар. 16. 13), мог своей игрой на гуслях вернуть Саулу радость: «Отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него» (1 Цар. 16. 23). А вообще, радость - это одно из свойств Духа Святого. Дух Святой, сказано, был явлен людям на пятидесятый день после Воскресения Христа. Он, в виде огненных языков, снизошел на апостолов. И это сошествие Духа Святого было нужно для того, чтобы люди после Вознесения Христа не чувствовали себя оставленными, чтобы они знали, что Господь рядом с ними. Это было сошествие Духа Святого, но ведь вся история человечества пронизана действием Духа Божьего, промыслительного действия, то есть действия, направленного на спасение человека. И, соприкасаясь с человеком, Дух Божий направляет дух человека и преображает его. — Владыка, у нас есть молитва Святому Духу, с которой фактически начинается утреннее правило. Она звучит так: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякие скверны, и спаси, Блаже, души наша», разъясните ее, пожалуйста. —Впервой части молитвы идет определение Святого Духа: мы называем Его «Царем Небесным, Утешителем, Духом истины, везде находящимся и все наполняющим, Источником всякого блага и Подателем жизни». Это очень важно — правильно назвать. А дальше следует наше обращение к Святому Духу. Мы просим: «приди и поселись в нас, очисти нас от всякого греха и спаси, Благой, души наши». Как и в любой молитве, каждое слово здесь не случайно, оно выверено огромным опытом, но, прежде чем рассказать о том, как Дух Святой действует на человека, я бы хотел сделать следующее отступление. Дело в том, что каждый человек, особенно если он делает еще только первые шаги в Церкви, должен понимать, что все, что связано со Святым Духом, свято, потому что это относится к самой основе жизни. В Евангелии приводятся такие слова Иисуса: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся.., а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12. 31—32). И вот, помня об этом, давайте вернемся к тому, как в молитве Святому Духу определяется Его действие. Когда мы говорим, что Святой Дух оживотворяет, то это значит, что Он не только поддерживает жизнь, но и вносит в нее истину, то есть Божественные законы. Ведь жизнь, не направляемая этими законами, приводит к гибели. Рассмотрим, например, раковые клетки. С точки зрения богословия — это клетки, в которых нарушен Богоданный механизм размножения: они делятся непрерывно, неконтролируемо, вопреки Божественной установленности, и этот сбой в механизме приводит к гибели организма. И вот животворящее действие Духа Божьего заключается в том, чтобы не допускать таких сбоев, делать так, чтобы жизнь развивалась согласно законам Творца, то есть Дух Божий вносит в эту жизнь Истину. На примере раковых клеток мы можем видеть, насколько это важно. Есть еще одна молитва, непосредственно касающаяся Святого Духа, -это так называемая молитва третьего часа, в которой мы просим: «Господи, не отыми от нас (Святой Дух), но обнови нас, молящихся Ти ся». И тут важно, что Святой Дух не только сохраняет нашу жизнь, придавая ей истинное значение, но и обновляет нас. — Что еще важно знать о действии Святого Духа в нас? —Дух Святой изгоняет всякую нечисть. Действуя в нас, он очищает нас. Василий Великий говорил, что Дух, воссияв «после очищения от скверны через обращение с собой, делает людей духовными. И как блестящие и прозрачные тела, когда упадет на них луч света, сами делаются светящимися, так и ду-хоносные души, будучи озарены Духом, делаются духовными и на других изливают благодать». Отсюда, говорит Василий Великий, и такие дары, как предвидение будущего, разумения Таинств, постижение сокровенного, радость. — Творческие открытия, откровения, озарения — это все той же природы? —Откровения, конечно. «В тот день я был в духе», — пишет Иоанн Богослов в Апокалипсисе. Что касается творчества, то если источником вдохновения оно имеет Творца, то тоже. И радость, внутренний свет, который позволяет человеку смотреть на мир и жизнь с точки зрения надмирных категорий, а не с позиции каких-то мирских, привычных стереотипов - это тоже все Дары Святого Духа. Дух Святой действует через человека: человек становится Его носителем, Он овладевает человеком и преобразует его. Есть люди, о которых говорят, что они являются вместилищем Святого Духа. Мы говорим «духонос-ный старец» — и это не просто метафора. Это значит, что на этом человеке «почивает Дух». Или говорят: «благодатный батюшка». — Знаете, есть люди, которые своим светом, внутренней радостью буквально притягивают к себе — и это тоже свидетельство Духа Святого? —Несомненно. Но есть люди, которые этого лишены. И вот тут очень интересны исследования академика Фаддея Шипунова. Не буду вдаваться в научные детали, суть исследований в том, что Шипунов изучал биополе различных людей и заметил, что вокруг убийц, а также тех, кто потенциально был склонен к этому, фиксировалась некая зона пустоты — «черная дыра», образно говоря. На самом деле эти открытия не новы: в Библии приведено множество примеров того, как человек отходит от Бога, и тогда Дух Господень оставляет его, и человек уже сам не ведает, что творит. Он оказывается вне благодатного влияния Духа Святого, его начинает, что называется, крутить, и сам человек остановиться в этом случае бывает не в состоянии. — То есть человек не может быть пустым, в нем либо действует Дух Божий, либо его захватывают злые духи. —Совершенно верно. И это то, почему мы подчеркиваем необходимость очень трепетного отношения к Духу Божьему. Иоанн Златоуст сравнивал человека, который высказывает хулу на Духа Божьего, с тем, кто бросает камень в небо. Он говорит, что тот, кто бросает камень вверх, не может ни пронзить вещества неба, ни даже достигнуть высоты, но только принимает этот камень на свою голову; то же происходит с безумцем, который против Духа Божьего. Наказание неизбежно. И в чем тут дело? Ведь как «скоро ты сказал о Духе то, чего не должен говорить, в тебе уже обозначилось, что ты оставлен Духом. Как сомкнувший глаза имеет в себе свою тьму, так и отлучившийся от Духа, став вне просвящающегося, объемлется душевной слепотою» (Василий Великий). — Владыка, я читала, что, когда одного старца спросили, что надо делать, если при тебе звучит хула на Духа Святого, он ответил: «Бежать от этого места со всех ног». Это может быть опасным даже для свидетелей? —Конечно, ведь действие сил зла очень разнообразно, а человек не всегда может рассчитать свои силы. Это может быть опасным даже просто в прямом, физическом смысле слова. Ведь Духом Святым всегда изгонялась всякая нечисть, бесы, и это тоже одна из причин, по которой мы просим, чтобы Господь «не отнял от нас Святого Духа». Фактически это вопрос сохранения жизни. Потому что дух человеческий, как некая субстанция, нуждается в очищающем, обновляющем и спасительном действии Святого Духа. И вот тут очень важно научиться распознавать, какой дух увлекает тебя. Апостол Иоанн предупреждал: «...не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» (1 Ин. 4. 1). Для человека очень важно согласование своей воли с волей Божьей. А это фактически согласование духа человеческого с Духом Божьим. И если человек, наделенный от Бога свободной волей, делает неправильный выбор, то он сам себя лишает живительной силы Святого Духа. — Но как распознать, какой дух действует в тебе, ведь жизнь каждый день предлагает сложные задачи, решения которых неочевидны. —А вот для этого и существуют духовники, есть молитвословы с молитвами — это квинтэссенция духовного опыта, а когда мы молимся, мы просим Господа: «даруй мя зрети мои прегрешения». Для этого существуют Таинства, во время которых нам сообщаются дары Святого Духа, а среди них и дар мудрости. Критерием того, каким духом ты наполнен, становится Священное Писание. Например, слова из Книги Екклесиаста, где сказано, что «человеку, который добр пред лицем Его (Господа), Он дает мудрость и знание и радость» (Еккл. 2. 26). Есть такое богословское понятие — «Стяжать Святой Дух». Оно обозначает внутреннее действие, когда человек стремится наполниться Духом Святым, это большой труд, заключающийся, в том числе, в молитвенном делании. Мы говорим: «Дух Божий — податель жизни, податель спасения». Дух — одна из ипостасей Бога, Он не позволяет нам забыть, что Бог — это Тайна. «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит», - говорит о Нем Иисус (Ин. 3.8). Бывает, что одного его дуновения достаточно, чтобы преобразить и мир физической природы, и сердце человеческое. И в заключение мне хочется рассказать торию одного крупного, удачливого и достаточно известного бизнесмена. Однажды случайно, скорее как турист, а не как человек верующий, он зашел на подворье монастыря. И вдруг этот человек — очень современный, прагматичный, жесткий и именно благодаря своей жесткости достигший высот в бизнесе, — почувствовал Нечто, что как бы коснулось его. Это было необъяснимо, но ему непреодолимо захотелось задержаться в этом месте. Но он в силу своей занятости не мог этого сделать, он уехал. А потом вернулся — вернулся, чтобы понять, что это было. И остался в монастыре. Просто послушником. И когда он пытался объяснить, что же с ним произошло, он рассказывал об этом так: «Я вдруг почувствовал существование чего-то... Я почувствовал, что, да, я двигаю и убираю людей, продаю и покупаю, но точно так же кто-то двигает и убирает меня, и в сущности я живу, как на базаре... А здесь был другой мир, другое измерение, другое время и другая жизнь».
Дары Святого Духа
Еще в древней церкви были замечены особые животворящие и исцеляющие свойства святой воды, святого елея («елей» — грен. «оливковое масло») и просфоры. Вот что писал об этом Симеон Солунский: «Я узнал, сколько величайших и Божественных даров заключает в себе святой елей; в нем избавление от болезней, оставление грехов; он податель освящения, Божественного укрепления и, наконец, приводит в Царство Небесное... Хотя он и простой, но исполнен благодати через призывание на него имени Божия; ибо где призываете Бога, там все Божественно и все имеет силу Божию... посему елей, нам благословленный посредством призывания Бога, Божественен и свят, и исполнен благодати Святого Духа. Подобно тому, как и вода крещенская — хотя и вода есть, но исполненная Духа, очищающая души, воссоздающая человека, усыновляющая его Богу и делающая его безгрешным. Воде простой свойственно по естеству очищать телесные скверны и утолять жажду; а святой воде свойственно вместе с телом измывать душу, освящать, воссозидать, духовно орошать и усыновлять Богу». Два раза в год — в Крещенский сочельник и в само Крещение (Богоявление) совершается так называемое великое освящение воды — великая агиасма (святыня). Оно сопровождается молитвой, в которой мы просим Господа: «...прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию. И дажь ей благодать и избавления, благословение Иорданово...» Отцы Святой Церкви упоминают об особых свойствах богоявленской воды и советуют чаще прибегать к ее целительной помощи. Кроме того, для повседневных нужд существует малое освящение воды, так называемая малая агиасма, совершаемое в храмах каждодневно. Потом этой водой освящают жилье, предметы, окропляют болящих. В отличие от святой воды малого освящения богоявленскую воду следует пить только натощак, с молитвой: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Можно сделать исключение только для очень больных или при внезапно наступившем болезненном состоянии. Таинство Елеосвящения совершается не только над болящими, но и в случае необходимости духовного укрепления. Иначе оно называется Соборованием. Видимая часть Таинства заключается в семикратном помазании елеем, сопровождаемом чтением молитв и Евангелия. Таинство открывает путь для благодатного уврачевания телесного недуга и, по словам отцов Церкви, «истребляет забытые грехи». Больные могут сами пользоваться освященным елеем для помазывания (крестообразно), и многие испытывают на себе действие этой животворящей святыни. Святая просфора (от греч. - «приношение») - это маленький квасной круглый хлеб, употребляемый в Таинстве Евхаристии. Принесенную из храма домой просфору верующие употребляют со святой водой утром, натощак. Очень хорошо давать детям, старикам и больным.
|