Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Беседа 2
«Ты обновляешь лицо земли…»
— «Я был в духе в день воскресный...», — начинает свои откровения Иоанн Богослов (Откр. 1. 10). Мы часто говорим «быть не в духе» или «испустить дух», «Жить по Духу и Слову». На следующий день после праздника Дня Святой Троицы Церковь празднует День Святого Духа (Духов День). Владыка, расскажите, что такое дух в богословии? — Имя Адам, в переводе с древнееврейского, означает «созданный из праха земного», то есть человек в своем составе имеет те же элементы, что и все творение. Но что же делает его не просто живым, но отличным от всего живого, существом одухотворенным? В первой книге Библии Бытие так описывается акт творения человека Богом: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2. 7). Преподобный Серафим Саровский имел очень интересный взгляд на творение человека — это было его частное богословское мнение, которое никак не противоречило догмату. Он разделил творение человека на два этапа. Первый — творение физического человека, и второй этап — когда Бог «вдунул» в эту плоть Дух Святой, и человек стал человеком разумным, Homo Sapiens, он стал «образом и подобием Божьим». Повторюсь, что это частное богословское мнение преподобного, но оно хорошо корреспондируется с самыми современными исследованиями археологов и антропологов, изучающих этапы развития человека. И эта теория показывает, что есть Святой Дух для человека. — «...отнимешь дух их — умирают (живые существа. — М.Г.)... пошлешь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли», — сказано в псалме царя Давида (Пс. 103. 29— 30). В Библии к слову Дух применяют слова «носился», «оживотворяет», Он был «на ком-то», Он «объял», Он «сходит», Его сравнивают с ветром, с дуновением жизни. В прошлой беседе мы говорили о том, как удивительно поэтически сказано в Евангелии от Иоанна: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (Ин. 3.8). То есть Дух это Одна из Ипостасей Единого Бога? —«Бог есть дух», — говорит Христос (Ин.4.24), и, зная все это, становится понятным, почему к теме Святого Духа — Третьего Лица Святой Троицы, так бережно относятся богословы. Становится понятной категоричность, с которой сказано, что хула на Святой Дух не простится. В Священном Писании человека часто сравнивают с сосудом — такое сравнение позволяет понять, какой дух обитает в нем. Часто, глядя на поступки людей, создается впечатление, что в сознание человека ворвалась некая посторонняя сила, что в нем действует кто-то иной. Мы говорим: «В человека вселился бес», «вселился злой дух» или «дух злобы поднебесный», и само это слово «вселился» означает, что человек может стать вместилищем как Духа Божьего, так и духов злобы. — А как они завладевают человеком, нечистые духи — дьявол (то есть греч. — «клеветик») или сатана (евр. — «противник»)? —Человек, совершая грех, сам распахивает двери своей души. Мы уже рассказывали о том, какие стадии проходит грех в душе человеческой, и о закономерностях того, как дух нечистый входит в человека. И вот когда человеком овладевают злые духи, происходят страшные вещи. Вспомним библейского царя Саула, который был помазанником Божьим, и с Божьей помощью он многого достигал, ему многое было дано. Но когда Дух Божий по нечестию Саула оставил его, то начались страшные вещи. Происходит разрушение личности — Саул стал впадать в неистовство, совершать безумные поступки и кончил тем, что бросился на меч. Когда Дух Божий отходит от человека, это неминуемо ведет к тому, что вся деятельность человека начинает нести разрушительный характер, у него меняется образец устремлений, образец того, чему он должен уподобиться, и человек становится орудием зла. — А почему (мы знаем это из истории, литературы, видим в жизни) явные носители зла часто бывают удачливы? —Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, как сатана искушал Христа перед выходом Господа на проповедь. Дьявол возвел Христа на высокую гору и в мгновенье, показав Ему все царства Вселенной, сказал: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое» (Лк. 4. 6—7). — То есть вопрос в том, кому человек поклоняется? —Конечно. Если человек поклоняется дьяволу, если он становится его орудием, то на время он может стать и удачливым, и «завоевать царства мира», но это ненадолго. Законы духовного мира таковы, что зло всегда паразитирует на добре, и как только человек, по природе своей носитель образа и подобия Божьего, становится источником сил для духов зла, он разрушается и, в конце концов, «возвращается в прах». Ведь когда человек движим Духом Святым, то Дух Божий дает ему жизнь и силу обновления. В своих беседах с купцом Мотовиловым преподобный Серафим Саровский сказал, что главный смысл человеческой жизни — это стяжание Духа Святого. «Что значит стяжать?» — спрашивает его Мотовилов. «Ты же купец, ты знаешь, как приумножать богатства, — отвечает Серафим Саровский. — Так же и в духовной жизни, человек должен трудиться над душой, добывая себе духовные богатства». Это труд, направленный на постоянное совершенствование, и, совершенствуясь, человек исполняет замысел Божий о себе — ведь он создан Творцом по «образу и подобию» Божьему. И такой духовный труд — это стремление человека уподобиться своему Первообразу, своему Творцу. — Но как можно стяжать Святой Дух? —Когда об этом спрашивали святых отцов, людей, достигших высот духа, они отвечали: «Непрестанно молитесь». Молитва, пост, добрые дела — всё это средства для стяжания Святого Духа. Не цель, как часто ошибочно мы считаем, а средство. Стяжание Святого Духа — это действительно труд, и это не всякому человеку по силам, но есть такое явление, как дары Святого Духа. Вспомните дары Святого Духа, которые получили от Бога апостолы. Эти дары помогают человеку на его духовном пути. Один раз в жизни человек получает их без усилий, именно как дар. Это происходит при совершении Таинства Миропомазания, которое совершается сразу после Таинства Крещения. Выходя из купели, духовно родившись во Христе, человек зримо помазывается Святым миро, и незримо — это же Таинство — происходит сообщение человеку даров Духа Святого: «...дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис. 11. 2) и дух страха Божьего. Во время Таинства произносятся слова «Печать дара Духа Святого», — и помазание запечатлевает то, что человек получает Святые Дары. А Дары дают человеку силы для его духовного возрастания, для того, чтобы человек стал соработником Богу, для его Богоуподобления. — То есть в деле стяжания Духа Святого, соработничества Богу, сил самого человека недостаточно. Недостаточно покаяться, вычистить свою душу, надо принять в нее Духа Святого? —Конечно, можно вспомнить притчу, рассказанную Христом. Иисус так объяснял, что происходит, когда нечистый дух выйдет из человека: этот нечистый дух «ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его (дом. — М.Г.) выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк. 11. 24—26). Эту притчу предваряют такие слова Иисуса: «...кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лк. 11. 23). У нас есть молитва Святому Духу, в которой сконцентрировано то, что человек просит у Святого Духа: «Прииди и вселися в ны (приди и вселись в нас), и очисти ны от всякия скверны (очисти нас от всякой нечистоты, грехов) и спаси, Блаже, души наша (и спаси, Милостивый, души наши)». Наверное, надо еще подчеркнуть, что стяжание Святого Духа — это каждодневный труд, и молитва, тексты Святого Писания — это те ориентиры, которые позволяют человеку сверять свои чувства и мысли с действием Святого Духа. И так же как, трудясь физически, мы не каждый день пожинаем плоды своего труда, так и с трудом духовным. Поэтому Иоанн Богослов говорит в Апокалипсисе: «Я был в духе в день воскресный...» (Откр. 1. 10), ив этот день, когда он «был в духе», он получил откровение от Господа. — То есть Святой Дух не только оживотворяет землю, не только внутренне преображает венец творения — человека, Он влияет на ход развития человеческого общества? —Конечно. Все пророки — это люди, движимые Святым Духом. Мы часто ошибочно считаем пророков провидцами, людьми, которые должны предсказывать будущее. На самом деле, главное предназначение пророка состоит в том, что он благовествует людям волю Божью. И обычно делает это в метафорической, иносказательной форме. Так, пророк Иеремия по велению Бога разбил перед народом глиняный кувшин, который разлетелся на тысячи осколков — этим он хотел показать, что так израильский народ будет рассеян по всему свету. За это его заковали в колоду. В другой раз Иеремия появился с ярмом на шее, этим он желал предостеречь народ, показать, что такой будет его судьба, если он не прислушается к слову Божьему. Пророчество — это очень высокое служение Богу, человек не может сам себя назначить пророком, Дух Божий избирает Своих посланников Сам. «И было ко мне слово Господне: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя... вот, Я вложил слова Мои в уста твои» (Иер. 1. 4—9). И Он же дает им силы. Тот же пророк Иеремия пытался противиться воли Божьей, считая для себя эту миссию непосильной. Но, повторюсь, Дух Божий видит человека и дает ему силы для выполнения его Божественного предназначения. Чаще всего пророки не были поняты современниками и кончали свою жизнь мученически. — Владыка, а сейчас есть пророки? —Если и есть, то должно пройти время, чтобы человечество узнало об этом. Тот же пророк Иеремия возвещал о том, что Бог простит Свой народ и заключит с ним Новый Завет, законы которого будут записаны не на скрижалях, а в сердцах человеческих (Иер. 31. 31), но должны были пройти столетия, прежде чем он был понят людьми. — Прошло семь веков, и пророчество сбылось. —Да. Сегодня мы коснулись только некоторых сторон явленности Святого Духа в нашем мире. А есть творчество, которое в высших своих формах, как устремленность человека уподобиться своему Творцу, тоже проявление Святого Духа в нас. Человек всегда пытался познать, что есть Дух, третьему Лицу Пресвятой Троицы - Святому Духу - посвящены богословские тома, но я хочу, чтобы наши читатели поняли главное. В церковном устроении нет ничего случайного. Мы уже писали о том, что со дня Святой Пасхи до дня Святой Троицы в храмах не положено совершать поклоны. А вот на день Троицы, сразу же после Божественной Литургии, служится специальная вечерня, на которой впервые за пятьдесят дней читаются коленопреклоненные молитвы ко Святому Духу. И вот это чувство трепетной коленопреклоненности и готовности к встрече со Святым Духом, который «дышит, где хочет», мне кажется, и есть то, что мы должны испытывать по отношению к той великой тайне, которую мы, люди, называем Дух Божий.
|