Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Беседа 2






«Ты обновляешь лицо земли…»

 

«Я был в духе в день воскресный...», — начинает свои откровения Иоанн Богослов (Откр. 1. 10). Мы часто гово­рим «быть не в духе» или «испустить дух», «Жить по Духу и Слову». На следующий день после праздника Дня Святой Троицы Церковь празднует День Святого Духа (Духов День). Владыка, расскажите, что такое дух в богосло­вии?

— Имя Адам, в переводе с древнееврейско­го, означает «созданный из праха земного», то есть человек в своем составе имеет те же элементы, что и все творение. Но что же де­лает его не просто живым, но отличным от всего живого, существом одухотворенным? В первой книге Библии Бытие так описыва­ется акт творения человека Богом: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал че­ловек душею живою» (Быт. 2. 7). Преподоб­ный Серафим Саровский имел очень инте­ресный взгляд на творение человека — это было его частное богословское мнение, ко­торое никак не противоречило догмату. Он разделил творение человека на два этапа. Первый — творение физического человека, и второй этап — когда Бог «вдунул» в эту плоть Дух Святой, и человек стал человеком ра­зумным, Homo Sapiens, он стал «образом и подобием Божьим». Повторюсь, что это ча­стное богословское мнение преподобного, но оно хорошо корреспондируется с самыми современными исследованиями археологов и антропологов, изучающих этапы развития человека. И эта теория показывает, что есть Святой Дух для человека.

«...отнимешь дух их — умирают (живые существа. — М.Г.)... пошлешь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли», — сказано в псалме царя Давида (Пс. 103. 29— 30). В Библии к слову Дух применяют слова «носился», «оживотворяет», Он был «на ком-то», Он «объял», Он «сходит», Его сравнивают с ветром, с дуновением жизни. В прошлой беседе мы говорили о том, как удивительно поэтически сказано в Евангелии от Иоанна: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (Ин. 3.8). То есть Дух это Одна из Ипостасей Единого Бога?

—«Бог есть дух», — говорит Христос (Ин.4.24), и, зная все это, становится понятным, почему к теме Святого Духа — Третьего Лица Святой Троицы, так бережно относятся богословы. Становится понятной категоричность, с которой сказано, что хула на Святой Дух не простится.

В Священном Писании человека часто сравнивают с сосудом — такое сравнение позволяет понять, какой дух обитает в нем. Часто, глядя на поступки людей, создается впечатление, что в сознание человека ворва­лась некая посторонняя сила, что в нем дей­ствует кто-то иной. Мы говорим: «В челове­ка вселился бес», «вселился злой дух» или «дух злобы поднебесный», и само это слово «вселился» означает, что человек может стать вместилищем как Духа Божьего, так и духов злобы.

А как они завладевают человеком, нечис­тые духи — дьявол (то есть греч. — «клевет­ик») или сатана (евр. — «противник»)?

—Человек, совершая грех, сам распахива­ет двери своей души. Мы уже рассказывали о том, какие стадии проходит грех в душе че­ловеческой, и о закономерностях того, как дух нечистый входит в человека. И вот когда человеком овладевают злые духи, происхо­дят страшные вещи. Вспомним библейского царя Саула, который был помазанником Бо­жьим, и с Божьей помощью он многого до­стигал, ему многое было дано. Но когда Дух Божий по нечестию Саула оставил его, то начались страшные вещи. Происходит раз­рушение личности — Саул стал впадать в не­истовство, совершать безумные поступки и кончил тем, что бросился на меч. Когда Дух Божий отходит от человека, это неминуемо ведет к тому, что вся деятельность человека начинает нести разрушительный характер, у него меняется образец устремлений, образец того, чему он должен уподобиться, и человек становится орудием зла.

А почему (мы знаем это из истории, лите­ратуры, видим в жизни) явные носители зла часто бывают удачливы?

—Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, как сатана искушал Христа перед выходом Господа на проповедь. Дьявол воз­вел Христа на высокую гору и в мгновенье, показав Ему все царства Вселенной, сказал: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое» (Лк. 4. 6—7).

То есть вопрос в том, кому человек покло­няется?

—Конечно. Если человек поклоняется дьяволу, если он становится его орудием, то на время он может стать и удачливым, и «завоевать царства мира», но это ненадолго. Законы духовного мира таковы, что зло всегда паразитирует на добре, и как только человек, по природе своей носитель образа и подобия Божьего, становится источником сил для духов зла, он разрушается и, в конце концов, «возвращается в прах». Ведь когда человек движим Духом Святым, то Дух Божий дает ему жизнь и силу обновления.

В своих беседах с купцом Мотовиловым преподобный Серафим Саровский сказал, что главный смысл человеческой жизни — это стяжание Духа Святого. «Что значит стяжать?» — спрашивает его Мотовилов. «Ты же купец, ты знаешь, как приумножать богатства, — отвечает Серафим Саровский. — Так же и в духовной жизни, человек должен трудиться над душой, добывая себе духов­ные богатства». Это труд, направленный на постоянное совершенствование, и, совершенствуясь, человек исполняет замысел Божий о себе — ведь он создан Творцом по «образу и подобию» Божьему. И такой ду­ховный труд — это стремление человека уподобиться своему Первообразу, своему Творцу.

Но как можно стяжать Святой Дух?

—Когда об этом спрашивали святых отцов, людей, достигших высот духа, они отвечали: «Непрестанно молитесь». Молитва, пост, до­брые дела — всё это средства для стяжания Святого Духа. Не цель, как часто ошибочно мы считаем, а средство.

Стяжание Святого Духа — это действи­тельно труд, и это не всякому человеку по силам, но есть такое явление, как дары Свя­того Духа. Вспомните дары Святого Духа, которые получили от Бога апостолы. Эти да­ры помогают человеку на его духовном пути. Один раз в жизни человек получает их без усилий, именно как дар. Это происходит при совершении Таинства Миропомазания, ко­торое совершается сразу после Таинства Крещения. Выходя из купели, духовно ро­дившись во Христе, человек зримо помазы­вается Святым миро, и незримо — это же Та­инство — происходит сообщение человеку даров Духа Святого: «...дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис. 11. 2) и дух страха Божье­го. Во время Таинства произносятся слова «Печать дара Духа Святого», — и помазание запечатлевает то, что человек получает Свя­тые Дары. А Дары дают человеку силы для его духовного возрастания, для того, чтобы человек стал соработником Богу, для его Богоуподобления.

То есть в деле стяжания Духа Святого, соработничества Богу, сил самого человека недостаточно. Недостаточно покаяться, вычистить свою душу, надо принять в нее Духа Святого?

—Конечно, можно вспомнить притчу, рассказанную Христом. Иисус так объяснял, что происходит, когда нечистый дух выйдет из человека: этот нечистый дух «ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его (дом. — М.Г.) выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк. 11. 24—26). Эту притчу предваряют такие слова Иисуса: «...кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лк. 11. 23).

У нас есть молитва Святому Духу, в кото­рой сконцентрировано то, что человек просит у Святого Духа: «Прииди и вселися в ны (приди и вселись в нас), и очисти ны от всякия скверны (очисти нас от всякой нечисто­ты, грехов) и спаси, Блаже, души наша (и спаси, Милостивый, души наши)».

Наверное, надо еще подчеркнуть, что стяжание Святого Духа — это каждоднев­ный труд, и молитва, тексты Святого Пи­сания — это те ориентиры, которые позво­ляют человеку сверять свои чувства и мыс­ли с действием Святого Духа. И так же как, трудясь физически, мы не каждый день по­жинаем плоды своего труда, так и с трудом духовным. Поэтому Иоанн Богослов гово­рит в Апокалипсисе: «Я был в духе в день воскресный...» (Откр. 1. 10), ив этот день, когда он «был в духе», он получил открове­ние от Господа.

То есть Святой Дух не только оживотво­ряет землю, не только внутренне преображает венец творения — человека, Он влияет на ход развития человеческого общества?

—Конечно. Все пророки — это люди, дви­жимые Святым Духом. Мы часто ошибочно считаем пророков провидцами, людьми, ко­торые должны предсказывать будущее. На самом деле, главное предназначение проро­ка состоит в том, что он благовествует лю­дям волю Божью. И обычно делает это в ме­тафорической, иносказательной форме. Так, пророк Иеремия по велению Бога раз­бил перед народом глиняный кувшин, ко­торый разлетелся на тысячи осколков — этим он хотел показать, что так израиль­ский народ будет рассеян по всему свету. За это его заковали в колоду. В другой раз Ие­ремия появился с ярмом на шее, этим он желал предостеречь народ, показать, что та­кой будет его судьба, если он не прислуша­ется к слову Божьему. Пророчество — это очень высокое служение Богу, человек не может сам себя назначить пророком, Дух Божий избирает Своих посланников Сам. «И было ко мне слово Господне: прежде не­жели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов по­ставил тебя... вот, Я вложил слова Мои в ус­та твои» (Иер. 1. 4—9). И Он же дает им си­лы. Тот же пророк Иеремия пытался противиться воли Божьей, считая для себя эту миссию непосильной. Но, повторюсь, Дух Божий видит человека и дает ему силы для выполнения его Божественного предназна­чения.

Чаще всего пророки не были поняты со­временниками и кончали свою жизнь муче­нически.

Владыка, а сейчас есть пророки?

—Если и есть, то должно пройти время, чтобы человечество узнало об этом. Тот же пророк Иеремия возвещал о том, что Бог простит Свой народ и заключит с ним Но­вый Завет, законы которого будут записаны не на скрижалях, а в сердцах человеческих (Иер. 31. 31), но должны были пройти сто­летия, прежде чем он был понят людьми.

Прошло семь веков, и пророчество сбылось.

—Да. Сегодня мы коснулись только неко­торых сторон явленности Святого Духа в на­шем мире. А есть творчество, которое в выс­ших своих формах, как устремленность че­ловека уподобиться своему Творцу, тоже проявление Святого Духа в нас.

Человек всегда пытался познать, что есть Дух, третьему Лицу Пресвятой Троицы - Святому Духу - посвящены бого­словские тома, но я хочу, чтобы наши чита­тели поняли главное. В церковном устрое­нии нет ничего случайного. Мы уже писали о том, что со дня Святой Пасхи до дня Свя­той Троицы в храмах не положено совер­шать поклоны. А вот на день Троицы, сразу же после Божественной Литургии, служится специальная вечерня, на которой впервые за пятьдесят дней читаются коленопреклоненные молитвы ко Святому Духу. И вот это чувство трепетной коленопреклоненности и готовности к встрече со Святым Духом, который «дышит, где хочет», мне кажется, и есть то, что мы должны испытывать по отношению к той великой тайне, которую мы, люди, называем Дух Божий.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал