Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лобовые реакции.
Предлагаемый метод расчета многошарнирного оперения с учетом отклонения руля [2] по существу представляет собой метод сравнения перемещений [8], в котором приходится увязывать перемещения руля и стабилизатора не только в вертикальной, но и в горизонтальной плоскости. Рассматривается оперение, руль которого навешен на (п+ 2 ) шарнирах (рис. 1.1.2), где n = 1, 2, 3,..., и отклонен на угол . Оперение может иметь переменную по длине жесткость и произвольную внешнюю нагрузку. Решение заключается в определении реакций и в шарнирах навески и строится в следующих предположениях: 1) руль и стабилизатор жестки на кручение; 2) лобовая изгибная жесткость стабилизатора велика; 3) кронштейны навески руля жестки в направлении и и податливы (все, кроме одного) в направлении оси z. Для решения этой статически неопределимой задачи выбираем основную систему: руль предполагается навешенным только на крайние шарниры. При таком креплении точки i' руля и i стабилизатора под воздействием внешней нагрузки разойдутся (на рис. 1.1.2, б изображена i- я точка).
Рис. 1.1.2 Для выполнения условий их совместности необходимо в каждом шарнире к рулю и стабилизатору приложить усилия: к стабилизатору - и , к рулю - и (на рис. 1.1.2, в изображены положительные направления векторов сил). Известно, что равнодействующие векторов и , а также и , и представляют собой равные и противоположно направленные векторы, на основании чего (1.1.1) Под действием этих, пока еще не известных, сил i' -я точка руля и i -я точка стабилизатора должны совместиться. Если предположить, что эти перемещения происходят лишь в плоскости сечения, то для каждой из n точек можно записать по два условия: (1.1. 2) Здесь и - перемещение i -й точки стабилизатора в направлениях x и y; и - перемещения i -й точки руля в направлениях x и y. Условимся вычислять перемещения относительно оси z, считая, что она всегда проходит через точки 0 и n + 1. На основании высказанного предположения о большой жесткости стабилизатора в направлении оси x перемещение = 0 и первое условие (1.1.2) примет вид: = 0. (1.1.3) Такое перемещение руля выгодно представить в виде геометрической суммы (рис. 1.1.2, б) перемещений: - в плоскости хорд руля и - по нормали к плоскости хорд, т.е. Тогда условия (1.1.2) с учетом (1.1.3) запишутся так: (1.1.4) Таких условий можно записать 2 n для определения 2 n неизвестных и . Не зная пока и , найдем перемещения, входящие в (1.1.4), от единичного загружения. Будем последовательно прикладывать единичную нагрузку во всех шарнирах навески. Приложим ее в k- м шарнире в следующем виде: зададим и , они приложены к рулю и вызывают в i- й точке руля перемещения и . Отыскивать перемещения стабилизатора от нагрузки в направлении осей и неудобно. Лучше отыскивать перемещения в главных центральных осях от нагрузки, приложенной в направлении тех же осей. Найдем, таким образом: перемещение в i- м шарнире стабилизатора в направлении оси y от единичной силы, приложенной в k- м шарнире и направленной по оси y. Аналогичные перемещения руля и стабилизатора в основной системе от внешнего загружения обозначим соответственно через , и тогда полные перемещения можно записать: (1.1.5) Условия (1.1.4) выполнятся лишь в том случае, если в (1.1.5) примут истинные значения. Найдем реакции из уравнений (1.1.1) с учетом (1.1.5) и (1.1.1). (1.1.6) Преобразуем уравнения (1.1.6) к каноническому виду относительно неизвестных реакций и запишем в виде совместных подсистем: (1.1.7) (1.1.8)
коэффициенты которых имеют вид: (1.1.9) Здесь , , , . Выражения (1.1.9) справедливы и при i = k. Совместное решение систем (1.1.7) и (1.1.8) дает реакции и во всех n промежуточных шарнирах.Реакции в крайних шарнирах определятся так: (1.1.10) Здесь и составляющие полных реакций в k- м шарнире, индекс 0 и n +1 внизу означает номер шарнира, а индексы 0 или 1 k вверху определяют соответственно загружение основное или единичное. Например: составляющая реакции в направлении оси y в (n +1)-м шарнире от основного загружения: составляющая реакции в направлении оси x в нулевом шарнире от единичной силы, приложенной в k -м шарнире. Достоверность результатов, полученных в §1, подтверждена экспериментально, как на моделях, так и на реальных конструкциях. Приведены результаты эксперимента на модели трехопорного руля, отклоненного на некоторый угол, сечения которого практически не закручиваются в процессе деформации, что дает нам право рассчитывать его по методу [2]. Сравнение с результатами расчета модели, проведенного указанным методом, показывает на достаточную правоверность принятых при описании предложенной расчетной схемы гипотез. Приведены результаты эксперимента горизонтального оперения самолета Як-40, хорошо согласующиеся с расчетом по вышеуказанному методу. Создана экспериментальная установка, внешний вид которой представлен на фотографии (рис. 1.1.3). Отклоненный руль моделируется трехопорной пластинкой из материала Д-16, длина которой 300 мм, сечение постоянно по длине и равно 4х9х25. Соотношение между максимальной и минимальной жесткостями изгиба пластинки равно 26. Отклоненная на некоторый угол пластинка загружается силой в средней опоре, которая может перемещаться лишь в вертикальной плоскости (на разрезе А-А пластинка изображена в деформированном состоянии). Такая загрузка пластинки соответствует деформированию жесткого на кручение руля, который навешен на стабилизаторе абсолютно жестком в своей плоскости, при этом руль не загружен собственной нагрузкой, а деформируется лишь за счет реакций и , являющихся результатом изгиба стабилизатора.
Рис. 1.1.3 Загружение и соответствующая ему в средней (подвижной) опоре осуществлялись тензометрическими тягами. Изменение по при постоянном дан, полученное экспериментально, изображено точками на графике рис. 1.1.3. Сравнение с теоретической кривой говорит о достоверности предложенной расчетной схемы.
|