Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Уравнения движения
Перейдем к составлению нелинейных уравнений движения отсека оперения длиной dz. На фиг 3 изображены моменты М и перерезывающие силы Q взаимодействия с соседними отсеками. Взаимное влияние руля и стабилизатора представлено реакциями R и Н. Удельная внешняя нагрузка на стабилизатор и руль в направлении осей у 0 и у обозначена соответственно через р 0 и р.
Рис. 1.3.3
Будем пользоваться принципом Даламбера и введем в систему сил, действующих на отсек, силы инерции. Полагая
из (1.3.1) получим:
Запишем инерционную силу отсека стабилизатора в направлении оси у 0
отсека руля в направлении оси у 0
и инерционный момент отсека руля относительно оси шарниров
Здесь
Для отсеков стабилизатора и руля можем составить 12 уравнений движения. 1. Сумма проекций на ось у 0 всех сил, приложенных к отсеку руля
2. Сумма проекций на ось х 0 сил, приложенных к отсеку руля,
3. Сумма моментов относительно оси z сил, действующих на отсек руля,
4. Сумма проекций на ось у 0 сил, приложенных к отсеку стабилизатора,
Здесь Часть оставшихся уравнений движения удовлетворится тождественно на основании принятых предположений, из остальных получим соотношения:
Выражая R из (1.3.6) и Н из (1.3.4) и учитывая (1.3.2), запишем уравнения (1.3.3) и (1.3.5):
Принимая во внимание, что
получим эти уравнения в перемещениях:
Здесь А=ЕIx – нормальная изгибная жесткость руля; В=ЕIу лобовая изгибная жесткость руля; С=GI кр – жесткость руля на кручение; Исследуем собственные колебания «прощелкивания»(катастрофические колебания) оперения постоянного сечения, для которого уравнения (1.3.10) примут вид:
(1.3.11) Зададим аналогично [16]
Запишем уравнения (1.3.11) коротко L(y, j) = 0, M (y, j) = 0 и потребуем их приближенного удовлетворения в виде
Проведя интегрирование (1.3.13) по частям в общем виде, используя краевые условия при при
и (1.3.12), получим:
Здесь
Исследуем уравнения (1.3.14), полагая колебания в первом приближении гармоническими с равными частотами изгиба стабилизатора и закручивания руля
Пусть
Здесь Применим процедуру Бубнова-Галеркина к уравнениям (1.3.14) [4], [14]. Представив их кратко в виде
запишем равенства:
После интегрирования получим:
Уравнения (1.3.17) дают зависимость между
Здесь Из полученных характеристик (рис. 1.3.4) видно, что оперение с рулем, подвешенным на трех и более шарнирах, имеет вторую устойчивую форму равновесия в области больших прогибов – прогибов после «прощелкивания». Колебания могут происходить около основного положения равновесия, около прощелкнутого и с переходом от одного равновесного состояния к другому – колебания катастрофического изменения формы составного оперения (крыла).
Рис. 1.3.4
|