Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Уравнения движения
Перейдем к составлению нелинейных уравнений движения отсека оперения длиной dz. На фиг 3 изображены моменты М и перерезывающие силы Q взаимодействия с соседними отсеками. Взаимное влияние руля и стабилизатора представлено реакциями R и Н. Удельная внешняя нагрузка на стабилизатор и руль в направлении осей у 0 и у обозначена соответственно через р 0 и р. Рис. 1.3.3
Будем пользоваться принципом Даламбера и введем в систему сил, действующих на отсек, силы инерции. Полагая и малыми, т.е.
из (1.3.1) получим: (1.3.2) Запишем инерционную силу отсека стабилизатора в направлении оси у 0 отсека руля в направлении оси у 0 и инерционный момент отсека руля относительно оси шарниров Здесь и m – погонные массы стабилизатора и руля; – погонный массовый момент инерции относительно оси шарниров. Для отсеков стабилизатора и руля можем составить 12 уравнений движения. 1. Сумма проекций на ось у 0 всех сил, приложенных к отсеку руля 1) (1.3.3) 2. Сумма проекций на ось х 0 сил, приложенных к отсеку руля, (1.3.4) 3. Сумма моментов относительно оси z сил, действующих на отсек руля, M 2) (1.3.5) 4. Сумма проекций на ось у 0 сил, приложенных к отсеку стабилизатора, (1.3.6) Здесь M – погонные нагрузки руля и стабилизатора и погонный момент руля; b 0 и b – длины хорд стабилизатора и руля. Часть оставшихся уравнений движения удовлетворится тождественно на основании принятых предположений, из остальных получим соотношения: (1.3.7) Выражая R из (1.3.6) и Н из (1.3.4) и учитывая (1.3.2), запишем уравнения (1.3.3) и (1.3.5): (1.3.8) M - (1.3.9) Принимая во внимание, что получим эти уравнения в перемещениях: M- (1.3.10) Здесь А=ЕIx – нормальная изгибная жесткость руля; В=ЕIу лобовая изгибная жесткость руля; С=GI кр – жесткость руля на кручение; – изгибная жесткость стабилизатора. Исследуем собственные колебания «прощелкивания»(катастрофические колебания) оперения постоянного сечения, для которого уравнения (1.3.10) примут вид: M – (1.3.11) Зададим аналогично [16] (1.3.12) Запишем уравнения (1.3.11) коротко L(y, j) = 0, M (y, j) = 0 и потребуем их приближенного удовлетворения в виде (1.3.13)
Проведя интегрирование (1.3.13) по частям в общем виде, используя краевые условия при при
и (1.3.12), получим: (1.3.14) Здесь Исследуем уравнения (1.3.14), полагая колебания в первом приближении гармоническими с равными частотами изгиба стабилизатора и закручивания руля .
Пусть (1.3.15) Здесь и – амплитуды изгиба и закручивания; , l – длина руля. Применим процедуру Бубнова-Галеркина к уравнениям (1.3.14) [4], [14]. Представив их кратко в виде запишем равенства: (1.3.16) После интегрирования получим: (1.3.17) Уравнения (1.3.17) дают зависимость между . На рис 1.3.4 приведены частотно-амплитудные зависимости для различных углов отклонения руля , найденные из первого уравнения (1.3.17) при D=B» A: Здесь – частота изгибных колебаний оперения, найденная из решения линейной задачи. Из полученных характеристик (рис. 1.3.4) видно, что оперение с рулем, подвешенным на трех и более шарнирах, имеет вторую устойчивую форму равновесия в области больших прогибов – прогибов после «прощелкивания». Колебания могут происходить около основного положения равновесия, около прощелкнутого и с переходом от одного равновесного состояния к другому – колебания катастрофического изменения формы составного оперения (крыла). Рис. 1.3.4
|