Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Большие перемещения стержней
Рассмотрим недеформированное состояние стержня, определяемое на рис. 2.1.2, a точкой М - центром жесткости сечения стержня и ортами центра жесткости у которых имеют начало в центре жесткости, лежат в плоскости сечения стержня и направлены параллельно главным центральным осям сечения, а направлен по касательной к линии центров жесткости сечений в точке М. Триэдр центра жесткости построен по правилу образования правой системы координат. Рис. 2.1.2 Воздействие произвольной внешней нагрузки превращает ось центров жесткости сечений стержня в некоторую кривую S. Точка М переходит в М* на кривой S. Триэдр центра жесткости поворачивается, после чего орты, связанные с осями , переходят в положение *, *, а орт касательной к оси жесткости стержня превращается в *. Перемещение триэдра в деформированное состояние можно представить как поступательное из точки М в М* и некоторый поворот вокруг мгновенной оси. Поворот триэдра осей xyz в положение можно осуществить с помощью трех последовательных вращений. Это могут быть оси Эйлера, использованные Кирхгофом. Поворот на угол () выполним относительно оси i. Новые орты триэдра , полученного после этого поворота, можно записать в виде векторов-строк (рис. 2.1.2б): 1= [1, 0, 0]; = [0, cоs , sin ]; 1= [0, -sin , cоs ]. Таким образом, матрицей перехода от ijk к будет матрица вращения: осуществляющая преобразование координат: [ ]т = Л() [ х, у, z ]т. Поворот относительно оси j 1 на угол () осуществляется матрицей: что приводит к осям и формуле преобразований координат: [ ]т = Л () Л () [ х, у, z ]т. Третий поворот на угол () относительно оси завершит совмещение триэдров и , определяемых осями, параллельными xyz и . Матрица этого поворота: Осуществляя последовательные повороты на углы и , получим матрицу преобразований координат Л = Л() Л() Л(), которая имеет вид: (2.1.4) Предположим, что триэдр равномерно перемещается с единичной скоростью вдоль деформированной оси стержня S (рис. 2.1.2, a). Обозначим скорость поворота вектора *, связанного с сечением стержня, относительно оси через , скорость поворота * относительно - через и соответственно * и * относительно - через . Это кривизны стержня в двух плоскостях и относительный угол закручивания (предполагаем пока, что цт сечений совпадают с цж). Выразим вектор угловой скорости через производные углов, и. Рассмотрим два положения триэдра. Первое определяется значениями углов, и, второе углами + , +, +. Можно осуществить переход из первого положения во второе с помощью трех бесконечно малых поворотов, векторы которых запишутся так:
Учитывая, что бесконечно малые повороты подчиняются законам сложения векторов, запишем результирующий вектор поворота и вектор угловой скорости: Здесь производная по времени заменена производной по дуге S, т.к. при движении с единичной скоростью dt = ds, и обозначена штрихом.
Проекции на оси, связанные с центром жесткости стержня (а это и будут æ ξ, æ η, τ ζ), выразятся так: æ ξ *, æ η , Используя матрицу (2.1.4), получим æ ξ = ' cos cos + ' sin; æ η = - ' cos sin + ' cos; (2.1.5) = ' sin - '. Положение точки на оси стержня определяется радиусом-вектором (2.1.6) Углы поворота можно связать с перемещениями Х, Y, Z, считая, что элемент дуги ds совпадает по направлению с ортом *: . (2.1.7) Неизвестные, и, определяющие перемещения (2.1.7), можно найти из решения нелинейной системы (2.1.3), подставляя в нее (2.1.5) и выражая
(2.1.8)
Моменты Мx, Мy, Мz определяются с учетом упругих перемещений Х, Y, Z. Таким образом, поставленную проблему можно считать разрешимой в больших перемещениях. Многие задачи авиационной техники, такие, как моностержни (крыло, стабилизатор, киль) могут быть с достаточной степенью достоверности решены при sin =, sin =, sin =, cos = cos = cos = 1. В этом случаев матрица (2.1.4) примет вид: Из (2.1.7) , на основе чего В результате получим Эта теория может быть названа теорией конечных перемещений, которая учитывает не только конечность перемещений, но и предполагает их малость. Можно сказать, что основы теории конечных перемещений заложены в работах Прандтля. Тимошенко использовал ее при исследовании задач устойчивости плоской формы изгиба балок в варианте От теории Кирхгофа, использующей углы Эйлера, не удается перейти к уравнениям Прандтля. Их можно получить, если при выводе выражений 2.1.4 и 2.1.5 использовать предположение о малости, и, и следовательно, записать вектор поворота триэдра в виде: Тогда Уравнения Прандтля использовались В.П. Ветчинкиным для определения взаимосвязанных перемещений в геометрически нелинейной задаче расчета крыла. С.П. Тимошенко удалось привести исследуемую задачу " об устойчивости плоской формы при изгибе балки" к линейной и решить до конца. При решении задач устойчивости в малом это не привело к заметной ошибке. Решение задач на основе теории конечных перемещений может привести к значительным ошибкам, и тем большим, чем больше эти перемещения. И это в полной мере относится к катастрофам составных стержней типа оперения с рулем и крыла с элероном, где перемещения действительно большие. Осталось записать , и моменты в сечении z от внешних нагрузок и , вычисленные относительно осей, параллельных неподвижным xyz, в расчетном сечении. Для построения моментов по деформированной расчетной схеме на рис. 2.1.3 стержень изображен в трех проекциях. Прогибы линии ц.ж. стержня в неподвижных осях для сечения, где приложена внешняя нагрузка и обозначены через Х и Y, а для расчетного cечения через и , углы закручивания соответственно через и .
Рис. 2.1.3
Изгибающие моменты запишутся так же, как и при расчете по недеформированной расчетной схеме, т.е. (2.1.9) Момент относительно оси z создается всей нагрузкой, перенесенной на ось z в пределах от z до l: (2.1.10) где - погонный момент внешней нагрузки, найденный без учета перемещений. Перемещения X и Y находим интегрированием уравнений (2.1.7) Перерезывающие силы и проходят через центр жесткости, и для их записи необходимо использовать матрицу (2.1.11) Нули в этом уравнении могут быть заменены растягивающими силами стержня и . Выражения (2.1.3)-(2.1.10) представляют собой разрешающую систему уравнений стержня при больших перемещениях. Решаем её, превращая в алгебраическую, методом интегрирующих матриц[5]. Полученная система (2.1.12) имеет вектор неизвестных
|