Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Об устойчивости управляющих поверхностей
Исследования напряженно-деформированного cостояния многошарнирного оперения [2] показали, что руль современного самолета при отклонении получает дополнительную нагрузку в своей плоскости, т.к. он вынужден поворачиваться относительно искривленной внешними силами оси шарниров. При этом руль изгибается и в плоскости своей наибольшей жесткости. Нагрузка в срединной плоскости, вызывающая этот изгиб и передающаяся через кронштейны навески, определяется кривизной стабилизатора и углом отклонения руля и достигает больших величин при эксплуатационных и, тем более, при расчетных значениях последних. Это наводит на мысль, что руль, как стержень, имеющий Пусть под действием изгибающего момента внешней нагрузки Согласно [1] и рис. 1.2.1. б можем записать кривизну руля в плоскостях xz и yz:
а также кривизны и относительный угол закручивания в осях
Рис. 1.2.1 Пренебрегая членами, которые С.П. Тимошенко считает малыми, получим:
Далее, используя зависимости Кирхгофа - Клебша
где A =
С другой стороны, можно записать соответствующие моменты внешних сил через ту же таблицу косинусов:
Если предположить, что
где
Приравнивая (1.2.4) и (1.2.5), принимая во внимание (1.2.7) и заменяя производную по z штрихом, получим:
Продифференцируем третье уравнение (1.2.8) по z, считая жесткостные характеристики, а также
Выразим X " и Y " из первых двух уравнений (1.2.8) и подставим в (1.2.9):
(1.2.10) Рассмотрим оперение, у которого загружен только стабилизатор постоянным по длине моментом При
где
Если качалка управления расположена в сечении z = 0, то краевые условия примут вид: 1) z = 0 → Из первого найдем тогда
Это выражение превращается в бесконечность, если cos kl = 0, т.е. с увеличением
Рис. 1.2.2 При таком значении Рассмотрим возможность появления потери устойчивости оперения при некоторых предельных эксплуатационных напряжениях в поясе лонжерона стабилизатора:
Здесь Подставляя (1.2.12) в (1.2.13), получим
Рассматривая (1.2.14) как равенство, получим значение критического угла отклонения руля, при котором потеря устойчивости оперения наступает одновременно с появлением предельных напряжений в лонжероне. Построим зависимость B/A = 40, A = C, E = 7, 2 104МПа,
Расчеты самолета на прочность ведутся на напряжения временного сопротивления материала, поэтому представляет интерес и тот случай, когда потеря устойчивости оперения происходит при нагрузках больше эксплуатационных. Все кривые асимптотически стремятся к значению
Случаи Таким образом, при определенном соотношении жесткостей руля и стабилизатора под действием внешней нагрузки может произойти потеря устойчивости руля, если он отклонен на некоторый угол, который больше критического. Полученное решение следует рассматривать лишь как введение в вопросы устойчивости оперения. Эксперименты на простейших моделях показывают, что конструкция типа оперения с рулем имеет еще одно равновесное состояние, не смежное с первоначальным, при больших прогибах оперения. Явление перехода от одного равновесного состояния к другому сопровождается щелчком, " прощелкиванием" и получило название – катастрофическое изменение формы оперения. При исследовании этого явления необходимо учитывать конечность прогибов, а значит, решать геометрически нелинейную задачу.
|