![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выбор универсальных измерительных средств
Методические указания При решении задачи необходимо руководствоваться заданием, указанным в таблице 1, приложения А в соответствии с заданным вариантом. Согласно индивидуальному варианту требуется выполнить следующие работы. 1. По заданным номинальному размеру посадки и значениям предельных отклонений размеров вала и отверстия необходимо определить предельные значения размеров, допуски размеров, минимальный и максимальный зазор или натяг в соединении, а также установить квалитет, посадку, систему, в которой она выполнена, пользуясь справочной литературой [3, 8, 9] найти условные обозначения полей допусков, соответствующие заданным предельным размерам деталей в цифровом выражении, а также установить соответствующую шероховатость поверхностей деталей и рекомендуемый способ их механической обработки. 2. Начертить схему расположения полей допусков соединения, эскизы соединения и отдельных деталей (втулки и вала) с обозначением размеров, допусков и шероховатости поверхностей. Квалитет, систему и наименование посадки устанавливают, исходя из номинального размера соединения и предельных отклонений размеров деталей в цифровом выражении. Стандартами установлены две системы посадок: система отверстия и система вала. В автотракторной промышленности и сельхозмашиностроении более предпочтительное применение имеет система отверстия, чем система вала, главным образом, вследствие применения меньшего количества специального режущего инструмента и контрольно-измерительных средств. Система вала применяется в конструкциях машин при разных посадках нескольких деталей на вал, при соединении стандартных деталей и узлов, выполненных по системе вала (например, наружного диаметра наружного кольца подшипника). Установление наивыгоднейшего квалитета размеров деталей имеет большое практическое значение, так как от этого зависит надежность, долговечность и экономичность производства машин. При установлении квалитета следует учитывать особенности конструкции и технологии изготовления деталей и особенно завершающих операций, допускаемые отклонения размеров, допуски формы и расположения поверхностей детали, условия контроля и др. 5-й квалитет при производстве деталей тракторов и грузовых автомобилей обычно не применяется. 6-й квалитет является основным при обработке шеек коленчатых и распределительных валов, посадочных мест под подшипники качения, а также при изготовлении деталей коробки скоростей и др. По 7 и 8 квалитетам изготовляют ответственные узлы автомобилей и сельскохозяйственных машин, посадочные отверстия деталей тракторов и т.д. 8, 9 и 10 квалитеты применяются при изготовлении менее точных деталей тракторов, сельскохозяйственных и других машин. Выбор посадок. Посадки сопрягаемых деталей выбирают, исходя из конструктивных и эксплуатационных условий, передаваемых крутящих моментов, герметичности, центрирования, обеспечения относительной подвижности или неподвижности деталей, а также на основании предварительного расчета, по аналогии с ранее проверенными практикой подобными соединениями [3]. Шероховатость поверхностей сопрягаемых деталей устанавливают в зависимости от назначения деталей, заданного номинального размера, квалитета (величины допуска) и посадки. После установления квалитета и значений шероховатости поверхностей назначают экономические виды окончательных механических обработок деталей. Эскизы деталей исоединения приводятся в произвольном масштабе. Предельные отклонения указываются на чертежах непосредственно после номинального размера принятыми буквенными обозначениями и числовыми значениями. Для наглядности поля допусков деталей и посадок изображаются в виде прямоугольников, ширина которых берется приблизительно равной 25 мм, длина – 40 мм относительно нулевой линии, соответствующей номинальному размеру соединения. Все предельные отклонения с соответствующими знаками (+ или -) на схемах проставляются в микрометрах (мкм) против границ полей допусков. Пример. Определить предельные отклонения, допуски, зазоры и натяги, допуск посадки, обозначить посадку и предельные размеры на чертежах, построить схему расположения полей допусков деталей цилиндрического соединения. Задано соединение с размерами: а) отверстие (D) - б) вал (d) - Решение. Номинальный размер соединения dн.с.= 28 мм. Предельные отклонения отверстия: верхнее отклонение ЕS = +0, 053 мм; нижнее отклонение EI = + 0, 020 мм. Предельные отклонения вала: верхнее отклонение es = 0; нижнее отклонение е i = – 0, 021 мм. Предельные размеры отверстия: - наибольший - Dmax = Dн + ЕS = 28, 000 + 0, 053 = 28, 053 мм; - наименьший - Dmin = Dн + EI = 28, 000 + 0, 020 = 28, 020 мм. Предельные размеры вала: - наибольший- dmax = dн + es = 28, 000+0=28, 000 мм; - наименьший - dmin = dн + е i = 28, 000+(-0, 021)=27, 979 мм. Допуски размеров: - отверстия - ТD = Dmax - Dmin = 28, 053-28, 020=0, 033 мм - вала - Тd = dmax - dmin = 28, 000 -27, 979=0, 021 мм. Зазоры: - наибольший зазор - Smax = Dmax - dmin = 28, 053 – 27, 979 = 0, 074 мм. - наименьший зазор - Smin = Dmin - dmax = 28, 020-28, 000=0, 020 мм. В данной посадке имеются зазоры, значит, она относится к группе посадок с зазором. Допуск посадки: Ts = Smax - Smin = 0, 074 - 0, 020 = 0, 054 мм. В том случае, когда расчетная величина зазоров (Smax и Smin) получается со знаком (-), следует, что соединение задано по посадке с натягом и зазоры (Smax и Smin) необходимо заменить на натяги (Nmax и Nmin) с противоположным знаком (+). Если же в результате расчета получаем Smax со знаком (+), а Smin со знаком (-), то следовательно соединение задано по переходной посадке, в которой минусовое значение Smin является максимальным натягом Nmax с противоположным знаком (+). Строим схему расположения полей допусков деталей. На схеме расположения полей допусков деталей дано наглядное представление о наличии в посадке зазоров (Рис.1.1).
Рис.1.1 Схема расположения полей допусков отверстия и вала
По таблицам [3] устанавливаем, что предельные отклонения вала (es = 0 и ei = - 21 мкм) соответствуют предельным отклонениям основного вала седьмого квалитета (h7), а предельные отклонения отверстия (ES = +53 мкм и EI = +20 мкм) соответствуют полю допуска F8. Следовательно, дана посадка с зазором в системе вала. Обозначение посадки на чертеже: буквенное - Ø Обозначение допусков размеров деталей соответственно: отверстия – Обозначения посадки, предельных размеров деталей и шероховатости поверхности показаны на рис.1.2. По справочнику [3] принимаем шероховатость поверхности отверстия Ra = 1, 6 мкм, а вала – Ra = 0, 8 мкм, а также находим, что окончательной обработкой отверстия является растачивание тонкое, а закаленного вала - чистовое круглое шлифование. Рис. 1.2 Варианты обозначения посадки и размеров деталей
|