![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задача 3. Допуски и посадки подшипников качения
Методические указания При решении задачи необходимо руководствоваться заданием, указанным в таблице 1, приложения А в соответствии с заданным вариантом. Согласно индивидуальному варианту требуется выполнить следующие работы. 1. Установить номинальные значения параметров подшипника, принять один из видов нагружения для каждого кольца, выбрать посадки наружного и внутреннего колец. 2. Пользуясь справочниками, найти предельные отклонения вала и отверстия в корпусе и колец подшипника. Определить зазоры и натяги в соединениях. 3. Подобрать шероховатость посадочных поверхностей сопрягаемых деталей, установить допускаемые отклонения геометрической формы посадочных поверхностей и биения заплечиков [3]. 4. Выбрать экономические способы окончательной обработки и контроля деталей. 5. Привести в записке схемы расположения полей допусков выбранных посадок, вычертить эскизы сопряжений подшипника с неосновными деталями, отдельно вала и отверстия со всеми необходимыми обозначениями. Номинальные размеры параметров подшипника определяют, пользуясь справочником [2] или приложением Б, таблица 1. Посадки подшипников качения на вал и в корпус выбираются в зависимости от вида нагружения колец по справочнику [3], по ГОСТ 3325-85 [10], либо по таблице 3.1. Для всех вариантов принимаем циркуляционное нагружение - для внутреннего кольца и местное нагружение – для наружного кольца подшипника. В зависимости от выбранной посадки устанавливаются предельные отклонения сопрягаемых деталей (вал - внутреннее кольцо; корпус – наружное кольцо). Отклонения на диаметры колец подшипника выбирают по специальным таблицам, приведённым в разделе " Подшипники качения" справочника [3]; ГОСТ 520-2002, на неосновные (присоединительные) детали - по справочнику [3], ГОСТ 25347-82 [9].
Таблица 3. 1 Посадки подшипников качения класса точности 0 и 6 на вал и отверстие корпуса (по ГОСТ 3325-85)
Зазоры, натяги и все необходимые расчеты определяются так же, как и для гладких цилиндрических соединений, приведенных в задаче 1. Шероховатость поверхностей, допускаемые отклонения от правильной геометрической формы посадочных поверхностей и допускаемые отклонения биения заплечиков вала и отверстия в корпусе под подшипники определяются по справочнику [3]. Выбор экономических способов окончательной обработки и измерительных средств для вала и корпуса производится аналогично гладким цилиндрическим деталям (задача 1). Схема расположения полей допусков деталей соединения (наружное кольцо подшипника - корпус и внутреннее кольцо - вал) изображается так же, как и для гладких цилиндрических деталей соединения (см. задачу 1). На сборочных чертежах посадки подшипников качения обозначают следующим образом: Ø 70 где - m6 и H7 - поля допусков неосновных деталей (вала и отверстия корпуса) по 6 и 7 квалитетам; L0 - поле допуска внутреннего диаметра внутреннего кольца подшипника по 0 классу точности; l0 - поле допуска наружного диаметра наружного кольца подшипника по 0 классу точности. Пример. Подобрать посадки на кольца подшипника № 216 нулевого класса точности с деталями редуктора. Нагрузка на подшипник Р = 6000 Н. Решение. По справочнику [2] или приложению Б находим: d = 80 мм (80·10-3м) - номинальный размер диаметра внутреннего кольца подшипника; D = 140 мм - (140·10-3 м) – номинальный диаметр наружного кольца; B = 26 мм (26·10-3м) - ширина кольца; r = 3мм (3·10-3 м) – радиус закругления. К – коэффициент серии нагружения; (для легкой серии нагружения К = 2, 8; для средней К = 2, 3; для тяжелой К = 2, 0). По условиям работы заданного узла принимаем циркуляционный вид нагружения для внутреннего кольца подшипника, так как вращается вал и усилие передается последовательно всей дорожке качения внутреннего кольца подшипника. Для наружного кольца принимаем местный вид нагружения. Это кольцо допускает некоторое перемещение при толчках и ударах. L0 – отклонение отверстия внутреннего кольца; l0 – отклонение наружного размера подшипника. Посадка внутреннего кольца на вал выбирается исходя из условий работы заданного узла по величине наименьшего расчетного натяга. Значение наименьшего расчетного натяга определяется по формуле: (натяг округляется в сторону увеличения полученного значения натяга). Так как присоединительная деталь (вал) изготавливается по 6 квалитету (для подшипников качения " 0" и " 6" класса точности) в системе отверстия и он соединяется с отверстием внутреннего кольца подшипника неподвижно, то, пользуясь ГОСТ 25347-82 [9], находим его поле допуска (k, m, n или p), у которого нижнее отклонение должно быть равно или больше N min .p., т.е. ei ≥ N min .p. Для рассматриваемого примера это условие будет выдержано, если примем поле допуска m6, у которого еs = +30 мкм и еi = +11 мкм. Посадка внутреннего кольца подшипника на вал обозначается Проверяем внутреннее кольцо подшипника качения на прочность. Вычисляем значение допустимого натяга:
где [σ p] = 400 МПа - допустимое напряжение на растяжение подшипниковой стали; d = 80∙ 10-3 м - внутренний диаметр внутреннего кольца подшипника. Если натяг (Nдon) будет не равен целому числу мкм, то его округляют в сторону уменьшения полученного значения натяга. Допустимый натяг Nдоп = 364 мкм больше наибольшего табличного натяга Nmax. т. = 45мкм и, следовательно, подшипник имеет значительный запас прочности. Для соединения наружная поверхность наружного кольца подшипника - отверстие в корпусе принимаем посадку Шероховатость посадочной поверхности вала принимаем Ra =1, 25 мкм, а отверстия в корпусе - Ra= 2, 5 мкм [3]. Для достижения выбранной шероховатости и квалитета посадочных поверхностей целесообразно применять закалённый вал, обработанный круглым чистовым шлифованием, а отверстие в корпусе - тонким растачиванием. Допускаемая овальность и конусность посадочных поверхностей не должна быть более: для вала - 0, 010 мм и для отверстия - 0, 020 мм [3]. Допускаемое отклонение биения заплечиков не должно быть более: для вала - 0, 025 мм и для отверстия - 0, 050 мм. Эскизы посадочных поверхностей и примеры обозначения посадки и предельных размеров деталей приведены на рис. 3.1.
Рис. 3.1 Чертежи соединения подшипника качения с валом и корпусом и отдельно присоединительных деталей
Схемы расположение полей допусков деталей соединений представлены на рис.3.2.
Рис. 3.2 Схема расположения полей допусков присоединительных деталей с кольцами подшипника качения
|