Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление социально-культурной практики возрождения традиционной культуры в России






 

В становлении этнохудож.образования огромное значение имеет опыт национального, духовно-нравственного, патриотического и художественно- эстетического воспитания, накопленный предшествующими поколениями.

Задолго до возникновения первых художественных учебных заведений определённые функции этнохуд.образования выполняли устное народное творчество, зодчество и архитектура, иконопись, дпи. В них материализовался целый комплекс эстетических, философских, нравственных представлений.

В 14-15 вв. такие города, как Владимир, Новгород, Суздаль, Полоцк становились центрами культуры – иконописной, хоровой, прикладной. Во многих русских городах были созданы приходские школы при храмах и монастырях. Вокруг некоторых монастырей образовывались профессиональные братства ремесленников. Национальное художественное образование осуществлялось и внеинституциональных формах нхт (домашние, семейные формы воспитания).

На этапе формирования Древнерусского государства были заложены основы средневековой системы образования с приоритетом духовных ценностей.

Реформы Петра 1, положили начало светскому и профессиональному направлению в образовании с учётом сословного положения родителей. В 17 в. в Москву прибыли западнорусские учителя, создавшие первые центры западнорусской учёности на основе греко-византийской и западноевропейской образовательных традиций.

В начале 19 века в России появляются негосударственные художественные школы А.В. Ступина (г. Арзамас), А.Г. Венецианова (Тверская губ.) и др. В них обучение строилось на академических принципах.

К середине 19 века российская педагогическая мысль была озабочена проблемой безнационального образования, бурно обсуждаются идеи патриотического, художественно-эстетического и национального воспитания.

М.В. Ломоносов сыграл заметную роль в истории становления этнохуд. образования. Он обратил внимание на воспитательные возможности фольклора и призывал учить детей «народным русским способом».

Одним из первых министров народного просвещения 19 в., обратившим внимание на катастрофическое положение по отношению к русскому языку был А.С. Шишков.

Также большой вклад в развитие этнох. образования внесли В.В. Даль, А.С. Пушкин, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, В. В. Розанов, Ф.М. Достоевский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др.

В конце 19 века впервые на государственном уровне был поставлен вопрос о необходимости «ввести в народную школу русскую песню».

В начале 20 века начинает развиваться музыкально-просветительская педагогика. При Академии наук была учреждена Музыкально-этнографическая Комиссия (1901), деятельность которой была связана с созданием разветвлённой сети любительских хоров, организацией Союза любителей народной музыки и открытием хоровых и инструментальных классов в политехническом музее Москвы.

В России первым государствен­ным художественным учебным заве­дением стала Академия художеств (1757).

В первые годы после Октябрьской революции создаются «трудовые школы», в которых большое внимание уделяется художественно-творческой деятельности. А в 1918 году выходит «Положение о трудовой школе». В этом документе актуализируется задача всеобщего эстетического воспитания и ознакомления детей и молодёжи с фольклором и народным музыкальным творчеством. Впоследствии открывается ряд специализированных учреждений, где изучение и занятие народным художественным творчеством переход от любительского к профессиональному, появляются музыкальные и художественные школы, училища и вузы.

Сегодня накоплен богатый теоретический и практический опыт российских и зарубежных учёных, по выявлению роли этнической культуры в развитии личности человека.

В исследованиях А.Григоряна изучены особенности развития нравственного сознания и поведения подростков в традиционной культуре.

Работы М.Егорова анализируют аспекты этнопедагогического диалога культур как средства нравственного формирования личности, воспитание толерантности.

Исследования Баклановой Т.И., Шпикаловой Т.Я, Ропацкой Л.А. в области развития личности на основе традиционных культур стали концептуальной основой разработки этнохудож. и культурно-образовательных программ.

В работах Т. Баклановой особое внимание уделяется обоснованию роли традиционной культуры в духовно-нравственном развитии, самопознании, самосовершенствовании и оздоровлении человека.

Шпикалова и Сокольникова разработали теоретические и методические основы освоения детьми народного творчества.

Проблемы этнох.образ. применительно к регионам изучают сегодня Долженкова М.И., Жиров М.С., Нестеренко А.В.

ВЫВОД!! Таким образом, развитие идеи этнохуд.образования в России проходило в сложных условиях. Русская традиционная культура долгое время не принималась во внимание в образовательной политике государства, но идеи воспитания подрастающего поколения на основе нхт пронизывают труды многих отечественных просветителей.

К настоящему времени сложились определённые направления в изучении нхк, берущие своё начало с 18-19 вв: культурно-просветительское, подразумевающие распространение видов и жанров фольклора в различных сферах современного общества; исследовательское, в русле которого нхт рассматривается как область искусства и науки; образовательное, где в центре внимания задача приобщения человека к национальной культуре.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал