Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Народная художественная культура в структуре содержания образовательных программ эстетического цикла в современной школе
С 90-х годов 20 в. в России начался процесс введения в общеобразовательные школы этнохудожественного компонента и внедрение программ эстетического цикла. В настоящее время в ряде школ ведутся дисциплины «Народная художественная культура», «Русская традиционная культура», «Народные праздники» и т.д. Изучение нхк в школе имеет главную цель– расширение представлений о народной культуре, подготовка школьников к дальнейшему самостоятельному изучению традиционной культуры, пробуждение интереса к ней, духовное развитие личности как основы для саморазвития. У учащихся необходимо формировать умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для общения с представителями других культур, ориентации в современном поликультурном мире, культурного наследия и достижений других народов, изучения ценностей мировой культуры. Всё это делает необходимым обращение к целому ряду их личностных качеств, таких, как открытость, терпимость и готовность к общению. Изучение нхк в школе предполагает знакомство с предметами и бытом прошлого. Надо приводить на уроке живые и доступные примеры, дающие возможность размышлять, убеждать, предостерегать и воспитывать на примерах прошлого. Каждый урок имеет определённые цели и задачи (образовательные, развивающие, воспитательные). Ели и задачи урока невозможно расчленить на изолированные части, как правило, они реализуются одновременно. Формы освоения народной культуры могут быть разные. Это – экскурсии, занятии и уроки (лекция, спектакль, путешествие, викторина, конкурс, урок «открытых мыслей», урок-конференция и др.) В преподавании нхк необходим творческий подход, учёт возрастных особенностей детей, знание инновационных технологий. Каждый урок полностью зависит от личности преподавателя, его темперамента и характера. Главное требование к уроку – достижение цели и поставленных задач. Недопустимо ограничивать урок только изложением нового материала, необходимо активизировать мыслительную и творческую деятельность школьников. В процессе занятий педагог ставит следующие задачи: - Расширить кругозор и дать школьникам информации о народной культуре (теоретические сведения, факты и т.д.). - Научить школьников самостоятельно получать знания (проводить собственные исследования, вести дневники, разбираться в фактах и т.д.). - Развивать способности учащихся: самостоятельность, оригинальность мышления, творческие способности. - Воспитывать у учащихся патриотизм, трудолюбие, нравственность. Главное- глубокое осмысление и усвоение содержания материала урока. Различают три уровня освоения материала: 1. Запоминание и последующее воспроизведение изучаемого материала. Такой уровень крайне необходим, так как он способствует накоплению знаний. 2. Применение знаний на практике, умение пользоваться ими. 3. Творческое применение знаний в оригинальной обстановке. Это преимущество одарённых. Если учащихся непрерывно тренировать, развивать, приучать к раздумьям, самостоятельным поискам и действиям, они научаться творчески работать. В современной школе существует несколько методических подходов к изучению нхк: 1. Эстетический подход ориентирован на эмоциональное восприятие материала. Он позволяет ввести школьников своеобразный мир нхт, развить чувство прекрасного. 2. Знаково-смысловой подход. Любое произведение профессионального и народного искусства может быть рассмотрено как своего рода текст, в котором закодировано его содержание. «Расшифровка», прочтение этих знаков, символов, понимание и освоение средств художественной выразительности, с помощью которых «кодируется» текст, ведёт к присвоению личностью эстетики, духовности, гармонии и креативности, заложенных в глубинах произведения искусства. Любое произведение искусства – это особое пространство коллективных смыслов, знаков. К ним относятся: -знаки, отражающие признаки принадлежности к культуре, рукотворности происхождения предмета; - знаки, регулирующие поведение человека и содержащие этнические нормы отношений между людьми, связанные с обрядами, ритуалами, традициями трудовой, бытовой, праздничной культуры; - знаки, несущие информацию о принадлежности произведения к прошлому, настоящему, будущему, к вечности; -знаки, несущие систему идей или целостную художественную концепцию мира и личности; - знаки национальной принадлежности и знаки, выражающие космогонические взгляды людей, общемировоззренческие представления о мире, о вселенной. 3.Деятельностный подход определяется в неразрывности методов теоретической и практической сторон обучения и воспитания, среди которых проблемно-поисковый и исследовательский методы занимают одно из ведущих мест. В настоящее время проектно-исследовательская деятельность школьников широко используется в практике. Этот подход помогает развивать естественную мотивацию учения, учитывать индивидуальные способности, склонности, интересы детей. Он даёт возможность целенаправленно развивать познавательную, творческую активность и самостоятельность. 4.Практический подход позволяет создать условия для развития творческого мышления в процессе органичного сочетания в творческой деятельности знаний о народной культуре.
|