Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Национально-культурные традиции региона как фактор развития этнохудожественного образования






В каждом современном обществе, как правило, сосуществует и взаимодействует множество различных национально-культурных и национально-художественных традиций. Так, в художественной культуре России, где проживают представители около 130 этносов, созданы условия для сохранения и развития самобытных народных художественных культур каждого из них.

 

В настоящее время в ряде регионов России были разработаны и внедрены комплексные программы возрождения народной художественной культуры, нацеленные на реализацию её богатого педагогического потенциала. Задачи воспитания и развития детей, подростков и других групп населения на основе высших духовно-нравственных ценностей и идеалов, воплощенных в произведениях народного творчества, характерного для того или иного региона, приобретают в современных условиях особую социально-культурную значимость. Их решение осуществляется на основе интеграции деятельности социально-культурных и образовательных учреждений по выявлению и сохранению и передаче новым поколениям старинных образцов народного творчества, знаний и опыта народных мастеров, а так же по подготовке специалистов в области народной художественной культуры.

Этому способствует введение в учебные планы образовательных учреждений в качестве регионального компонента дисциплин художественного образования. Сохранению и развитию самобытных региональных этнохудожественных традиций способствует деятельность фольклорных ансамблей, студий ДПТ, школ народных ремесел, центров дополнительного образования.

Долженкова М.И. считает, что в сложных условиях социально-культурной дезинтеграции (расчленение целого на составные части) сохранение национально-культурного своеобразия различных регионов не противоречит идее создания целостного культурного пространства России.

Особое значение в региональной социально-культурной политике приобретают задачи развития этнохудожественного образования с учетом особенностей истории данного региона, этнического состава его населения, распространенности религиозных конфессий, традиций этнопедагогики и художественного образования и т.д.

В таком широком контексте традиционная народная художественная культура региона предстает как сложное социально-культурное явление, взаимосвязанное с многими историческими пластами и современными сферами жизни общества, а этнохудожественное образование – как один из факторов социально-культурного развития личности и социальных групп.

На территории Алтайского края проживают представители более 100 национальностей, среди которых немцы, украинцы, казахи, белорусы, армяне, татары и другие. Каждый из этих народов имеет права на сохранение и развитие своей культуры.

На территории края зарегистрировано около 50 национально-культурных общественных объединений. Практически все общественные объединения достаточно активны. Проводят встречи, фестивали, выставки, участвуют в реализации межэтнических, государственных, международных программах.

В пример можно привести Алтайский краевой Российско-немецкий дом, Центр татарской культуры «Дулкын», Украинское землячество на Алтае, Центр эстетического воспитания «Песнохорки», Общество литовской культуры, Белорусское землячество на Алтае, Объединение кумандинцев Алтая, Общественная организация «Дом Польский», Союз армян Алтайского края и т.д.

Перечисленные организации занимаются не только трансляцией и поддержанием своей традиционной культурой, но и участвуют в этнохудожественном образовании – передавая новым поколениям представления об обычаях и традициях своего народа, обучая навыкам исполнения произведений устного и музыкального творчества, мастерству создания изделий декоративно-прикладного творчества и воспитывая национальное самосознание. Менталитет и народное художественное сознание различных социальных и этнических групп населения раскрывается в идеях и образах материальных и духовных ценностей народной художественной культуры.

В образовательных учреждениях края также учитывается региональные особенности национальной культуры, проводятся экскурсии в музеи, посещение фестивалей народного творчества. Основное место в региональных системах сохранения и развития народной художественной культуры занимают в настоящее время вузы культуры и искусства, где осуществляется подготовка кадров по специальности «Народное художественное творчество», а также ведутся профильные научные исследования.
В образовательных стандартах средних и высших учебных заведений существует блок – региональный компонент, где содержатся дисциплины «История искусства Алтая», «Мифология и фольклор Алтая», «Праздники народов Сибири» и т.д. Отдается предпочтение учебным программам, содержащим региональный компонент.

В последние годы продолжилась активизация взаимодействия общественных объединений с органами власти в части оказания финансовой поддержки проектам этнокультурных образований. Администрация края, органы исполнительной власти края проводят конкурсы социально значимых проектов, среди которых проекты этнических общественных объединений представляются по двум направлениям «вопросы профилактики межнациональных конфликтов, этнического, религиозного и политического экстремизма», «вопросы обеспечения этнокультурного развития».

Будущее Алтая тесно связано с развитием каждой народности, здесь проживающей.

Вместе с тем, в развитии этнохудожественного образования на основе традиций региона существуют проблемы:

1. недостаточная разработанность содержания регионального компонента этнохудожественного образования;

2. слабое отражение в нем национальных традиций региона;

3. отсутствие необходимой преемственности и взаимосвязей между содержанием этнохудожественного образования в различных образовательных учреждениях и развитием этнохудожественного творчества в культурно-досуговых учреждениях;

4. узкий, односторонний подход к народной художественной школе, её изучению вне широкого спектра особенностей региона.

 

Сохранение и развитие традиционной народной художественной культуры на региональном уровне может быть решено на основе системного подхода, предполагающего взаимосвязь и взаимодействие различных социальнокультурных и образовательных учреждений, развивающих наиболее характерные для данного региона виды народного художественного творчества, формы их бытования, а также использующих как традиционные, так и современные способы распространения традиций в современной социально-культурной среде.
Создание и эффективное функционирование региональных систем может быть достигнуто при условиях:

- всестороннего анализа современного состояния теории и практики сохранения и развития народной художественной культуры в регионах России; организации системных, комплексных исследований локальных традиций как основы региональных программ ее сохранения и развития; взаимодействия всех компонентов региональной системы возрождения традиционной народной художественной культуры в аспекте административно-управленческих, законодательных, научных, организационно-методических, кадровых проблем ее обеспечения.

В современных условиях, когда утрачены традиционные, прежде всего этнопедагогические, механизмы передачи многовекового опыта и знаний, основная роль в сохранении и развитии русского художественного наследия как всенародного достояния должна принадлежать региональным системам, основанным на:

- восприятии народной художественной культуры как целостного этнокультурного явления, веками создаваемого и продолжающего жить благодаря таланту и творчеству всех социальных групп и слоев общества, каждый из которых имеет свою определенную точку отсчета включения в культурно-творческую деятельность. В соответствии с этим и рассматривать народную художественную культуру необходимо в этнической историко-стадиальной многослойности ее пластов как целостную систему: генезис и эволюция данного явления; сущность, назначение, структура и содержание, а также ее место в общей системе культуры в целом;

- признании приоритетного внимания и поддержке традиционной русской художественной культуры как культуры коренного субэтноса (термин Л.Н.Гумилева);

- разработке целостной многоуровневой многоаспектной открытой и вариативной образовательной этнохудожественной системы, охватывающей дошкольные и внешкольные, образовательные, социальные, культурно-досуговые учреждения, специализированные учебные заведения всех уровней.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал