Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ломоносов







На улице Советской, в историческом " сердце" Оренбурга, скорее всего, неподалёку от места закладки города стоит под № 4 необычный, как бы сутуловатый дом. Одноэтажный, с неожиданными для местной застройки высоким цоколем и потолком, длинным рядом окон, в которые не заглянуть... С бронзового свитка на стене слова: " В этом доме жил и работал первый член-корреспондент Академии наук России, выдающийся исследователь Оренбургского края Пётр Иванович Рычков. 1712-1777 гг."

Жаль, не сохранился и его сельский дом... На областной административной карте 1966 года она ещё есть, Рычковка — между сёлами Чернореченским и Татищевом. Здесь в XVIII веке было не именье даже, — именьице: " пахотной земли до 25 десятин и сенной покос стогов на 30". И здесь до своей отставки в 1761 году жил он со своей женой Алёной Денисьевной, женщиной замечательной.

П. И. Рычков родился 1(12) октября 1712 года в Вологде, в семье купца. В 1720 году семья переехала в Москву, и отец отдал сына на воспитание и в торговую науку к известному предпринимателю директору полотняной фабрики голландцу Иоганну Тамезу.

С 1730 года молодой экономист живёт под Петербургом и " практикуется" на одном из местных заводов. Как знатока бухгалтерии здесь его, скорее всего, и заметил в 1734 году " набирающий команду" начальник оренбургской экспедиции географ Иван Кириллович Кирилов. Так до конца дней Рычков связал свою судьбу с Оренбургским краем.

И после смерти Кирилова в 1737 году Рычкова отличали и приближали главные основатели и устроители Оренбургского края, выдающиеся деятели России: историк Василий Никитич Татищев, дипломат, основатель Оренбурга и первый оренбургский губернатор Иван Иванович Неплюев.

Бухгалтер, секретарь, потом помощник губернатора, Рычков умел учиться у своих великих работодателей. Прямое участие в строительстве Оренбурга и становление губернии, кропотливое изучение во многом ещё неведомой жизни народов, населяющих громадный край, дали учёному уникальный исходный материал. Он пишет " Историю Оренбургскую..." и главный свой историко-географический труд " Топографию Оренбургскую", завершённую в 1762 году. Её рецензирует Ломоносов. Рычков вспоминал: " Михайло Васильевич Ломоносов, получа первую часть моей " Топографии", письмом своим весьма её расхвалил; дал мне знать, что она всего академического собрания аппробована; писал, что приятели и неприятели (употребляю точные его слова) согласились, дабы её напечатать, а карты вырезать на меди..." По предложению Ломоносова Рычкова избирают первым в России членом-корреспондентом Академии наук.

Всё обнимает пытливый дух исследователя, он пишет статьи о земледелии, лесоразведении, содержании пчёл, медных рудах и минералах, об илецких соляных промыслах, о холсте из крапивы и берёзовом соке, о выделке юфтевых кож... Но один из предметов внимания учёного — " Опыт о козьей шерсти" — переходит из теории в практику семьи Рычковых.

Мы не знаем, где впервые связали платок из козьего пуха, но заметили этот необычный промысел и занялись его распространением супруги Рычковы. Это несколько смущает наши школьные представления о прошлом: жена статского советника в долгие зимние вечера... вяжет пуховые платки! В 1770 году на заседании Большого экономического общества Алёне Денисьевне Рычковой вручили золотую медаль " в знак благодарности за оказанное усердие к обществу сообщением как изделий из козьего пуха, так и... холста... из пуха травы кипрейника".

А между тем в крае грозно сгущались тучи Крестьянской войны. Зима 1773-1774 года.. Оренбург осаждён повстанцами Пугачёва. По дороге они " останавливались для обеда на хуторе статского советника Рычкова, где всю его и крестьянскую скотину и живность перерезали, а лошадей и людей с собой забрали, а потом и строения все выжгли". Так писал владелец выжженного хутора.

В осаждённой крепости начинается голод. Жителям ежедневно раздают по норме муку и крупу, отобранные у них же. По совету Рычкова в муку подмешивают размельчённые бычьи и лошадиные кожи. Каждый день кажется последним...

" Положение Оренбурга становилось ужасным", — свидетельствует пушкинская " История Пугачёва". Но каждый из осаждённых знал, что в Бердах, превращенных в ставку Пугачёва, ещё ужаснее. Из той же " Истории": " Бердская слобода была вертепом убийств и распутства. Лагерь полон был офицерских жён и дочерей, отданных на поругание разбойникам. Казни происходили каждый день. Овраги около Берды были завалены трупами расстрелянных, удавленных, четвертованных страдальцев".

Чем же занят в это время оренбургский Нестор? Вот что он писал позже своему другу члену Академии Миллеру: " Во время осады, КОГДА НЕЧЕГО БЫЛО ДЕЛАТЬ (! — В. К.), описал я астраханский бунт Стеньки Разина и его сообщников..." Какое присутствие духа! Не поздоровилось бы летописцу, ворвись пугачёвские " сообщники" в его рабочий кабинет...

Но Рычков пишет и современную хронику " Осады Оренбурга". Воспользовавшись ей, Пушкин напоминает читателям " о любопытной летописи нашего славного академика Рычкова, коего труды ознаменованы истинной учёностью и добросовестностию — достоинствами столь редкими в наше время". Можно добавить: и в наше...

В сентябре 1774 года в письме к Миллеру Рычков сообщает о печали, " которой для меня больше быть не может" — гибели своего сына Андрея, симбирского коменданта, в стычке с пугачевцами под Корсуном. Какая в этой жалобе цельная и простодушная программа патриотизма человека XVIII столетия: " Кончина его тем хороша, что он жизнь свою положил за отечество..."

Крестьянская война, потрясшая основы империи, потребовала лучшего знания жизни населяющих её народов. По предложению правительства Екатерины II Рычков составил " исторические экстракты" о башкирском и киргиз-кайсацком (казахском) народах, получив за эти обзоры громадную, по современным представлениям, " государственную" премию.

Они похожи не только внешне, Ломоносов и Рычков. О каждом из них можно сказать пушкинскими словами: " Жажда науки была сильнейшею стратью сей души, исполненной страстей". Изнемогая от болезней, Рычков заканчивает свой последний труд " Лексикон, или Словарь топографический Оренбургской губернии".

Двадцатилетняя переписка Рычкова с конференц-секретарём Академии наук Миллером обрывается последним письмом Алёны Денисьевны с трагически-величавыми нотками Ярославны " Слова о полку Игеве". " Милостивый государь Фёдор Иванович. Приятное письмо ваше к любезному вашему другу, Петру Ивановичу, не застало его в живе, ибо, по произволению Божию, к несносному моему мучению, скончался он октября 15 дня, и я осталась теперь со всеми своими детьми в наигорестнейшем состоянии..."

П. И. Рычков похоронен в церкви, выстроенной им в селе Спасском Бугульминского уезда (ныне района) Татарстана.

Труды его вполне оценены зарубежными учёными. В 1784 году в Берлине издана XXX часть Экономической энциклопедии с его гравированным портретом. На могиле же его в Спасском до сих пор нет ни памятника, ни надписи.

 


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал