Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подвиг Даля






 


В знойное сухое лето 1833 года после скоропостижной смерти военного губернатора Сухтелена в Оренбург прибыл назначенный на его место генерал-майор В. А. Перовский. Участник Отечественной войны 1812 года и недавней турецкой кампании, где тяжело ранен... На последней был и приехавший вместе с Перовским в Оренбург чиновник особых поручений Владимир Иванович Даль. 32-летний морской офицер и доктор медицины Даль к тому времени был известен и как автор " Русских сказок", изданных под псевдонимом Казак Луганский.

В год отъезда Даля в Петербурге вышло его " Описание моста, наведенного на реке Висле для перехода отряда генерала Редигера", вскоре переизданное в Париже. И как в своё время мост, предложенный Далем, спас от гибели корпус, так и " Описание моста" выручило автора " Русских сказок", попавшего из-за них в Третье отделение, — царь вспомнил необыкновенную переправу на Висле. Если к тому же учесть медицинские познания Даля — он практиковал в Петербургском военном госпитале, — можно уверенно сказать, что такой человек был незаменим на глухой окраине империи, известной несовершенством административного устройства.

Отныне при Дале была " охранная грамота", предписывающая всем властям на территории края "...оказывать всякое содействие, по требованию его доставлять все необходимые сведения..." И Даль сполна использовал её в своих тысячеверстных путешествиях верхом по необозримым степям, знакомясь с бытом казачьих станиц, башкирских и казахских кочёвок. Как администратор, врач, историк, писатель и лексикограф.

Ещё в 1819 году записал он первые диалектные слова, а теперь такое поле языка раскинулось перед ним! Наречия выходцев из 20 губерний, заселивших Оренбургский край, просились в записные книжки, и Даль с самозабвением поэта и педантичностью ученого собирал россыпи народного богатства. Так закладывалась основа поистине великого труда — " Толкового словаря живого великорусского языка", а по сути, русской этнографической энциклопедии, объясняющей 200 тысяч слов, 30 тысяч пословиц и поговорок.

Два имени связано с этим беспримерным трудом: Пушкина, в свой оренбургский приезд убедившего Даля в необходимости " Словаря", и Алексея Степановича Хомякова — глубокого, оригинального поэта, философа, публициста, горячо поддержавшего в 1860 году идею издания " Словаря". Председатель Общества любителей российской словесности Хомяков был товарищем Даля по драматическому Хивинскому походу Перовского.

Энтузиазм исследователя сопровождал Даля до конца дней. Прошло всего несколько месяцев его жизни в Оренбурге, но Пушкину, приехавшему в " полуденные степи", он, как старожил, показывал окрестности, рассказывал о событиях Крестьянской войны. В архиве Даля остались отрывочные записи с его пометкой: " Ещё Пугачёвщина, которую я не успел сообщить Пушкину вовремя".

Было во встречах Даля с Пушкиным в Оренбурге нечто, ускользнувшее от внимания современников и исследователей. Не вспышка ли дружеского чувства, похожего на любовь, — несмотря на " охлажденный" опытом возраст, когда живут больше старыми привязанностями? Чем иначе объяснить, что Даля, случайно оказавшегося в Петербурге, смертельно раненный Пушкин не отпускал от себя в последнюю ночь, продержав его руку в своей? Только ли доверием умиравшего к врачу? Но рядом были опытные врачи — домашний доктор Спасский и дворцовый лейб-медик Аренд. В ту ночь рядом, в соседней комнате были испытанный друг Жуковский, друг юности Вяземский... Умер Пушкин " на руках" у Даля, к Далю были обращены последние слова: " Жизнь кончена!.. Тяжело дышать, давит! "

Случайно ли жена поэта Наталья Николаевна передала Далю, казалось бы, драгоценнейшую для себя реликвию — перстень с изумрудами, пушкинский талисман, а Жуковский — пробитый пулей Дантеса сюртук поэта и одну из пятнадцати его посмертных масок? Прихотливый путь этой маски в Оренбургский краеведческий музей проследили оренбургские краеведы С. А. Попов и Г. С. Журавлев.

Пушкина Даль и Жуковский ещё помянут при оренбургской встрече летом 1837 года...

В 1838 году Даль избран членом-корреспондентом Академии наук, где не могли не учесть организацию им в Оренбурге зоологического музея. Тогда же он пишет учебники ботаники и зоологии, которые издаст в сороковых годах.

Просвещённый сановник В. А. Перовский последовательно проводил в жизнь колонизационную политику самодержавия. Застраивалась и заселялась новая укреплённая линия, спрямившая границу от Орска до Троицка и продолжившая отделение казахов от башкир. Степь раздиралась внутренними противоречиями, междуусобицей султанов-правителей, восстаниями национальной бедноты.

В " особые поручения" Даля входило и разбирательство споров между обитателями степи. О том, как Даль разрешал их, говорит просьба одного из руководителей народных волнений Исатая Тайманова к Перовскому: " Мы живём в постоянном страхе. Пришлите к нам честных чиновников, чтобы провели всенародное расследование. Особенно желаем, чтобы жалобы наши попали к господину подполковнику Далю. Пришлите справедливого Даля! "

Как историк и писатель Даль одним из первых открыл для отечественных и зарубежных читателей быт и яркие характеры неведомых народов южной окраины России. Уже к концу первого года здешнего пребывания он знал казахский и башкирский языки. Сына своего он назвал двойным — с башкирским синонимом — именем Лев-Арслан.

В главной героине своей повести " Бикей и Мауляна", переизданной в Париже, писатель-гуманист увидел оригинальную, резкую красоту, ум, способность к сильному цельному чувству. В повестях и рассказах, написанных на уральском материале, к сожалению, почти не переиздаваемых и до сих пор не оценённых по достоинству, Даль не только показал богатство национальных характеров и этнографических деталей, но и поставил острые социальные вопросы: " Отчего, скажу прямо, из стольких десятков переменных начальников губерний нет ни одного, о ком бы на месте большинство отзывалось признательно и любовно?.. Сквозь трущобу корысти, бездушной лени, не сознания за собой никакого долга, сквозь целые горы письма не пробьёшься ни снизу, ни сверху..."

Вскоре после Хивинского похода 1839-1840 годов закончился оренбургский период жизни В. И. Даля. Впереди ещё тридцать с лишним лет трудов в Петербурге, Нижнем Новгороде и Москве, участие в учреждении Русского Географического общества, медленное издание " Словаря", потому что " правка такой книги (более 2800 страниц в четырёх томах,В. К.)... тяжела и мешкотна, тем более, для одной пары старых глаз", единогласное избрание в почётные члены Академии наук, присуждение Ломоносовской премии.

Без преувеличения можно сказать, что " Толковый словарь живого великорусского языка" — это своеобразный лексикографический музей Оренбургского края и русского космоса вообще. Слово " подвиг" в нём толкуется как " доблестный поступок, дело или важное, славное деяние". Думается, что более точного определения для всей жизни самого Владимира Ивановича Даля — не найти.

А родился он 22 ноября 1801 года в городе Луганске.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал