Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свидание






Валерий Кузнецов

Я ПОСЕТИЛ МЕСТА...

Писатели-классики в Оренбургском крае

 

ЗОЛОТАЯ АЛЛЕЯ

Калуга - 1995

 

26.89 /2P344./

К 89

Художник Дмитрий Лемко

К89

Кузнецов В. Н.

Я посетил места...: Писатели-классики в Оренбургском крае. — Калуга: Золотая аллея, 1995. — 40 с.

 

Новая книга оренбургского поэта и критика Валерия Кузнецова — подарок всем любителям русской словесности. Но прежде всего она обращена к юношеству учащимся школ и студентам. Именно молодому читателю так важно сегодня приникнуть к родникам и истокам русской духовности, корням и гнездам великой культуры России.

Автор рассказывает о нерасторжимых связях выдающихся писателей А. С. Пушкина, С. Т. Аксакова, Г. Р. Державина, В. И. Даля, А. Н. Плещеева, Н. М. Карамзина, Г. Г. Шевченко, В. А. Жуковского, Л. Н. Толстого с Оренбургской землей, вдохновившей их на великие творения.

 


ISBN 5-7 111-0229-Х


© В. Н. Кузвецов, 1995

© " Золотая аллея", 1995, оформление


СОДЕРЖАНИЕ

" Я ПОСЕТИЛ МЕСТА..."

СВИДАНИЕ С ПЫЛАЮЩЕЙ ЭПОХОЙ

ПОДВИГ ДАЛЯ

" ВЫСОКИЙ ПРИМЕР КАРАМЗИНА..."

" СЧИТАЮ В ССЫЛКЕ ДНИ И НОЧИ..."

" УХОЖУ Я В МИР ПРИРОДЫ..."

" УМОМ ГРОМАМ ПОВЕЛЕВАЮ..."

" В БОРЕНЬЯХ С ТРУДНОСТЬЮ СИЛАЧ НЕОБЫЧАЙНЫЙ"

БЕЗ СТРАХА И СОМНЕНЬЯ

ОРЕНБУРГСКИЙ ЛОМОНОСОВ

"...ОПЯТЬ ВОЗРОЖДАЮСЬ К ЖИЗНИ..."

Примечания

 

 


Светлой памяти подвижника литературного краеведения в Оренбурге, критика и литературоведа, автора книги " Писатели-классики в Оренбургском крае" Николая Ефимовича Прянишникова

 

" Я ПОСЕТИЛ МЕСТА..."


Естественно и уместно озаглавить эти заметки о пребывании писателей классиков в Оренбургском крае словами публикации в журнале " Современник" собирателя отечественной культуры — Пушкина — после его поездки на Волгу и Урал: " Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мной описанной, поверяя мертвые документы словами ещё живых, но уже престарелых очевидцев и вновь поверяя их дряхлеющую память исторической критикой".

Культура жива эстафетой духа, знания и таланта. Не случайно в своей " Истории Пугачёва" Пушкин приводит имена " академика Рычкова" и Державина — " оренбургский Ломоносов" и поэт величия России своим глубочайшим проникновением в жизнь приготовляли культурное пространство края для дальнейшего освоения. Пушкина вдохновляет " высокий пример Карамзина" — у этого феноменального деятеля российского просвещения учился поэт ясному пониманию целей просвещения.

Творческая школа Пушкина и его художественные открытия во многом обусловили появление прозы С. Т. Аксакова, в которой, по утверждению выдающегося мыслителя и поэта А. С. Хомякова, " русский писаный язык сделал шаг вперед даже после Пушкина и Гоголя".

Кстати, имя Алексея Степановича Хомякова (1804-1860), многие годы замалчиваемое ревнителями вульгарной социологии, имеет прямое отношение к нашему краю. Вместе с В. И. Далем Хомяков участвовал в неудачном Хивинском походе (1839-1840) под командованием оренбургского военного губернатора В. А. Перовского.

Личность этого просвещенного военного администратора, дважды (1833-1842 и 1851-1857 гг.) управлявшего краем, вобрала в себя, кажется, все противоречия своего времени.

Участник тайного декабристского военного общества " Союз благоденствия" в 1817-1818 гг., на всю жизнь вынесший из юности независимость и широту суждений, друг Жуковского, Пушкина, Карла и Александра Брюлловых, покровитель всего талантливого, что попадало в сферу его внимания (исключение — Т. Г. Шевченко), блестящий стилист, собиратель уникальной библиотеки в Оренбурге, строитель уникального Караван-Сарая и председатель Военно-судной комиссии по делу петрашевцев в 1849 году. Суд под его председательством приговорил к смертной казни (замененной каторгой и ссылкой) Достоевского, поэта Плещеева и других.

Чиновника особых поручений, магистра исторических наук, члена-корреспондента Академии наук В. В. Григорьева Перовский назначает на одну из высших должностей в городе-крепости — председателем оренбургской пограничной комиссии. Благодаря этому круто меняется судьба ссыльного. А. Н. Плещеева, отличившегося при штурме кокандской крепости Ак-Мечеть, — с ведома Перовского он становится столоначальником пограничной комиссии.

После 1862 года, когда В. В. Григорьев уехал из Оренбурга, он — доктор восточной словесности на кафедре истории Петербургского университета, редактор " Правительственного вестника", начальник могущественного Главного управления по делам печати. Знакомый с В. В. Григорьевым Достоевский не только " с особенным удовольствием беседовал" с ним, но и испытал влияние его убеждений и знания жизни.

В. В. Григорьев — один из высших государственных идеологов — писал: "... талант перворазрядный не только в отечественной, но и в европейской литературе, как по силе художественного творчества, так и по глубине психического анализа". Главный цензор России не однажды спасал от ареста журнал Салтыкова-Щедрина " Отечественные записки", где сотрудничал Плещеев.

Но вернемся к Далю и к Пушкину. Думается, что " Капитанская дочка" и " История Пугачева", а позже этнографическая феерия прозы Даля художественно " искушали" С. Т. Аксакова дать наконец форму таимому с детства и отрочества избытку жизни. Не хватало внешнего толчка, побудительной причины.

Такой причиной стал для С. Т. Аксакова совет Гоголя написать историю своей жизни. Так появились " Семейная хроника" и " Детские годы Багрова-внука''..

Оренбург, населенный выходцами из двадцати российских губерний, казахский степей, Средней Азии и европейских государств, был кипящим базаром говоров и языков, обычаев, одежды, товаров. После творческого пребывания здесь Татищева, Рычкова, Пушкина, Даля, Аксакова он стал своеобразной " литературной Меккой". Как черный камень Каабы — паломников, многих влекут сюда тайны художественной прелести " Капитанской дочки", негасимого мягкого света аксаковского " аленького цветочка".

Именно в Оренбург едет в 1861 году, спасаясь от жизненных тупиков, выдающийся критик и поэт Аполлон Александрович Григорьев (1822-1864) — человек и художник мучительных контрастов. Накануне отъезда сюда он писал: " Сергей Тимофеевич Аксаков кончил свое поприще... высокой эпопеей о Степане Багрове, Записками об охоте, уженье, детских годах, в которых во всех являлся великим и простым поэтом природы, и умирающею рукою писал гимн освобождения от векового крепостного рабства — великого народа, любимого им всеми силами его широкой, святой и простой души".

Помня эстетическое восхищение повестью " Детские годы Багрова-внука", именно самарские степи выбирает Лев Николаевич Толстой местом физического и нравственного отдохновения. Здесь мы вынуждены вернуться к уже обозреваемой фигуре, как это часто бывает в жизни. В середине семидесятых годов после очередной поездки в Оренбургский край Л. Н. Толстой задумывает исторический роман " Декабристы" с главным действующим лицом В. А. Перовским.

Давно, в 1857 году, скончался прототип будущего героя романа. Среди тех, кто хоронил его в Алупке, был его племянник по родной сестре Алексей Константинович Толстой. Поэт, будущий автор романа " Князь Серебряный" Алексей Толстой был воспитанником родного брата Василия Алексеевича Перовского — Алексея Алексеевича, писателя, публиковавшегося под псевдонимом Антоний Погорельский, автора хрестоматийной сказки " Черная Курица, или Подземные жители".

В 1841 году Алексей Толстой был в гостях у Василия Алексеевича, который свозил его на так называемую летнюю кочевку на речке Белгуш (недалеко от села Петровское Саракташского района). Под впечатлением от прекрасных мест, от охоты за рекой Уралом молодой поэт написал поэму в прозе " Два дня в киргизской степи". Этот очерк стал его первой публикацией.

В том же году, готовясь к отъезду из Оренбурга, В. А. Перовский рекомендует брату Льву Алексеевичу, товарищу (заместителю) министра внутренних дел, принять на службу В. И. Даля, деловые и творческие способности которого очень ценил. В 1843 году, став министром, Лев Алексеевич поручил Далю заведование особой канцелярией министерства. Так были созданы условия для титанической работы — составления " Толкового словаря живого великорусского языка". В 1860 году, закончив работу над словарем, Даль из Петербурга приехал в Москву для отчета на заседании Общества любителей Российской словесности. Его председатель А. С. Хомяков и другие " горячо и настойчиво отозвались на это... и тотчас же предложено было, не откладывая дела, найти средства на издание словаря". Так сходятся у полюсов силовые линии культуры.

Роман " Декабристы" не был закончен, но личность Перовского и его время, подобно времени Крестьянской войны, " обречены" на художественный интерес.

Подтверждением этому — серия очерков В. Г. Короленко (1853-1921) " У казаков" (1901 г.), роман Н. И. Анова (1891-1980) " Ак-Мечеть" (1948 г.) и многое другое.

Продолжается эстафета культуры...

 


СВИДАНИЕ


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал