![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
подготовку к итоговой аттестации по дисциплине. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Проверка и оценивание заданий для самостоятельной работы студентов осуществляется преподавателем на практических занятиях. Ответы на семинаре, собеседование по темам модуля, коллоквиум. Сущность устного опроса заключается в том, что преподаватель ставит студентам вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя таким образом степень его усвоения. Письменные работы. Сущность данной формы текущего контроля –в проверке и оценке знаний, умений и навыков студентов, а также их творческих способностей. Предполагается использование следующих видов письменных работ: 1) Эссе (составление таблиц, написание мини-сочинений). Цель: обобщение большого по объему материала, выделение существенного и фиксация его для последующего воспроизведения. Создание таблиц является умственной деятельностью, благодаря которой материал осмысливается и остается в памяти на длительное время. 2) Анализ проблемных ситуаций, высказываний по проблемам образования. Цель: усвоение профессиональных знаний, что предполагает решение следующих задач: иллюстрация профессиональной ситуации; понимание ее сущности; формирование навыка принятия решений. Цель: закрепление изученного теоретического материала в практико-ориентированной, нестандартной форме; развитие у студентов основ аналитико-синтетической переработки информации. 3) Анализ научных статей. Цель: научить студента выделять главное, существенное, осмысливать материал, кратко записывать и воспроизводить содержание. Комплексная ситуационная задача. Комплексная ситуационная задача – фрагмент профессиональной и социальной действительности, который содержит социально, профессионально или личностно значимую проблему и требование к решению данной проблемы. Комплексная ситуационная задача содержит: -описание ситуации: факты, обстоятельства, характеристика участников и т.д. В отличие от проблемной ситуации в комплексной ситуационной задаче проблема не требует анализа, она уже осознана и сформулирована; -условия – те обстоятельства, которые сопровождают ситуацию. Условия могут быть достаточные, недостаточные, избыточные; явно/неявно выделенные. Чем определеннее обозначены условия, тем проще найти способ достижения цели; -требования – это указания на искомое. Требование формулируется в виде вопроса. Вопрос должен стимулировать мыслительный процесс, настраивать на размышления, «озадачивать», заставлять задуматься. Контрольная работа Примерные темы контрольных работ
1. Проблемы учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в процессе обучения. 2. Психолого-педагогические проблемы усвоения знаний в информационном обществе. 3. Портфолио как средство развития рефлексии учащихся. 4. Психолого-педагогические проблемы обучаемости и ее диагностика. 5. Современный мультимедийный урок: содержание и формы. 6. Психолого-педагогические проблемы слабой успеваемости и пути ее преодоления. 7. Активизация усвоения знаний обучающимся. 8. Проблема целеполагания на уроке. 9. Организация контроля и оценки знаний обучающихся. Самоконтроль и самооценка. 10. Мыслительная деятельность обучающихся (возрастные и индивидуальные особенности). 11. Требования к уроку в современной школе. 12. Руководство самообразованием обучающихся. 13. Воспитывающий характер обучения в современной школе. 14. Трансформация принципов обучения в современной дидактике. 15. Пути повышения эффективности оценки знаний, умений и навыков обучающихся в образовании информационного общества. 16. Новые информационные технологии в обучении. 17. Образовательная технология «Мастерская знаний». 18. Использование технических средств в процессе обучения. 19. Формирование у обучающихся учебных умений и навыков. 20. Пути повышения качества знаний обучающихся. 21. Тест как метод проверки знаний: достоинства и недостатки. 22. Метод проектов в процессе обучения. 23. Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения. 24. Индивидуальный подход к обучающимся в процессе обучения. 25. Пути повышения эффективности урока в современной школе. 26. Использование компьютера как средства обучения. 27. Условия развития внимания обучающихся в учебной деятельности. 28. Восприятие учебного материала при решении учебных задач. 29. Развитие познавательных интересов у обучающихся.
8.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности характеризующих этапы формирования компетенций. Перечень примерных вопросов к экзамену 1.Современная социокультурная ситуация и задачи современного обучения. 2. Предмет и задачи дидактики. Ее место в педагогике и связь с другими науками. 3. Понятие о дидактической системе и основных категориях дидактики. 4. Цели образования, обучения. Цели общие и конкретные. Таксономия целей обучения Б. Блума. 5. Основные дидактические подходы. 6.Специфика компетентностного подхода к образованию. 7. Сущность процесса обучения. Преподавание и учение. 8. Функции процесса обучения. Способы их реализации. 9. Законы и закономерности обучения. 10. Связь обучения с практикой, с жизнью как дидактический принцип.Метод проектов. 11. Принципы дидактики. 12. Развивающее обучение: проблемы и перспективы. 13. Содержание образования в современной школе. Государственные образовательные стандарты. Учебный план образовательного учреждения. 14. Образовательные программы разных уровней и направлений. Учебные дисциплины, учебные программы по предмету. 15. Методы обучения. Их классификация в современной дидактике. 16. Виды обучения в современной дидактике. Поиск новых моделей обучения. 17. Практические методы обучения. Продуктивное обучение. 18. Словесные методы обучения. Работа с учебником. 19. Наглядные методы обучения. Роль эмоций в обучении. 20. Характеристики процесса обучения в информационно-образовательной среде. 21. Новые требования к методам и технологиям обучения. 22. Формы обучения. Классно-урочная система обучения. 23. Роль и особенности урока в информационном обществе. 24. Учет в обучении социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся. 9. Образовательные технологии
ИК-технологии (мультимедийные лекции), анализ высказываний известных деятелей науки; деловая игра, метод анализа ситуаций, дискуссии, выступления с сообщениями. 10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
10.1. Основная литература: 1. Загвязинский, В. И. Теория обучения и воспитания: учебник для бакалавров/ В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. - Москва: Юрайт, 2012. - 314 с. 2.Логвинов, И. И. Дидактика: история и современные проблемы [Электронный ресурс] / И. И. Логвинов. - 2-е изд. (эл.). - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 205 с. - (Педагогическое образование). Режим доступа: https://znanium.com/catalog.php? bookinfo=366085(дата обращения: 05.02.2014).
10.2. Дополнительная литература: 1.Загвязинский В.И. Педагогика: учебник для учреждений высш. проф. Образования /В.И Загвязинский, И.Н. Емельянова. – М: Издательский центр «Академия», 2011. – 352 с. 2.Креативная педагогика. Методология, теория, практика [Электронный ресурс] / под ред. д. т. н., проф. В. В. Попова, акад. РАО Ю. Г. Круглова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 319 с. Режим доступа: https://znanium.com/catalog.php? bookinfo=476820 (дата обращения: 05.02.2014). 3.Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям/ А. В. Хуторской. - 2-е изд., стер.. - Москва: Академия, 2010. - 256 с- (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).
10.3. Интернет-ресурсы: 1. https://www.ed.gov.ru/ Сайт Министерства общего и профессионального образования РФ. Разделы сайта: Дошкольное образование, общее образование, профессиональное образование; обеспечение учебного процесса, научно-техническая и инновационная деятельность, международное сотрудничество, управление образованием. На сайте размещены научно-технические программы, материалы диссертационных советов, государственные образовательные стандарты и др.(Дата обращения 06.02.2015). 2. https://www.informika.ru/windows/magaz Ссылки на газеты и журналы, посвященные вопросам образования (электронные версии). (Дата обращения 20.02.2014). 3. https://www.eidos.ru/journal/ Электронный научно-педагогический журнал " Эйдос" (центр дистанционного образования).(Дата обращения 06.02.2014). 4. Univertv.ru - новый образовательный видеопортал в рунете, который предоставляет видеоматериалы с записями лекций в ведущих ВУЗах Москвы, учебными материалами и документальными фильмами по вопросам системы образования.(Дата обращения 06.02.2014). 5. Window.edu.ru - единое окно доступа к образовательным ресурсам. Эта информационная система удостоена Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год в составе Федеральной системы информационно-образовательных ресурсов.(Дата обращения 06.02.2014). 11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем Виды информационных технологий, применяемые на занятиях: - текстовая обработка; - электронные таблицы; - мультимедийные системы; - информационные справочные системы: 12. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины Информационные технические средства служат для введения учебной информации, ее адекватной и доступной презентации. Такие средства обеспечивают необходимую связь вербального и образного мышления и более глубокое усвоение учебного материала. К таким средствам можно отнести: 1. Компьютеры, мультимедийные проекторы. 2. Множительную технику, применяющуюся для копирования раздаточных материалов.
|