Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Граничная кривая, соответствующая отсутствию сопротивления, определяется выражением
4-б)г Из рисунка видно, что при малых и больших отношениях частот кривые для различных сопротивлений сходятся очень близко. Отсюда следует, что в этих случаях сила сопротивления не имеет существенного влияния на амплитуды качки и с некоторым запасом ее можно определять исходя из формулы (7.45), однако чем ближе к равенству частот со и пд, тем существеннее влияние сопротивления. Рассмотрим характерные случаи качки судна на волнении, исходя из графика рис. 7.7 и формулы (7.43) и (7.44): 1.Отношение со I пд = Тд / т очень мало (Тд /г -> 0). Это соответствует судну с очень большой остойчивостью (Тд очень мало) либо волнам очень большой длины (г очень велико). При этом амплитуда качки близка к наибольшему углу склона волны. Судно будет следовать за изменением волнового склона подобно плавающей доске или плоту (рис, 7.8, а). 2. Отношение со /пд = 1, или Тд = т, т. е. период волны равен собственному периоду качки судна. Такая волна называется синхронной, а сам случаи носит название резонанса. Формула (7.43) в этом случае дает для амплитуды значение О) = _ ■ О
а) Ввиду того, что короткие волны, имеющие малый период, обладают большей крутизной склона, резонансная качка судов с малым собственным периодом менее благоприятна, чем судов с большим периодом. Формула (7.44) показывает, что в условиях резонанса разность фаз между качкой судна и склоном волны равна п / 2. Это означает, что на вершине и подошве волны судно будет достигать наибольших углов наклонения, а на склонах волны занимать вертикальное положение (рис. 7.8, б). 3. Отношение со /пд =Tq /т очень велико (Tq /т —» оо). Это случай малоостойчивого судна либо очень малых длин волн. Амплитуда качки при этом также будет малой, т. е. неостойчивое судно волнами раскачиваться не будет (рис. 7.8, в). Таким образом, отсутствие реакции судна на волнение служит указанием на его малую остойчивость. 7.3.3. Влияние курса и скорости хода на качку судна Выше, при рассмотрении бортовой и килевой качки, предполагалось, что судно неподвижно и располагается соответственно либо лагом, либо перпендикулярно гребням волн. Ход судна произвольным курсом к волне может в значительной мере влиять на условия качки. Пусть судно движется со скоростью и под курсовым углом q к набегающему волнению (рис. 7.9). Тогда относительная скорость судна и волны будет l > oxh = c + vcosq, где с - скорость волн; q - курсовой угол волнения, т. е. угол между скоростью судна и направлением, откуда набегает волнение. В этом случае период встречи судна с волной (кажущийся период) будет X c + vcosq (7.47) а кажущаяся частота й)к = й) + ku cos q. (7.47) Из формулы (7.47) видно, что при острых курсовых углах ход судна уменьшает кажущийся период волн по сравнению с истинным периодом, а при тупых - X. X увеличивает. Причем эти изменения лежат в пределах--------- < тк < --------, соответ- с+и с-и ствующих ходу судна прямо против волн (q = 0) и по направлению бега волн (< 7 = 180°). Если и> с, то при курсовом угле, определяемом равенством cosq = -c! v, кажущийся период обращается в бесконечность. Судно в этом случае движется вместе с волной и его положение относительно волны не меняется. При больших курсовых углах кажущийся период будет отрицательным, т. е. судно, следуя в направлении бега волн, обгоняет их. Изменяя скорость судна и курсовой угол, можно влиять на его качку, например, удалиться из области резонанса и снизить амплитуду качки. Для определения сочетаний скорости хода и курсового угла, неблагоприятных в отношении качки, различными авторами были предложены диаграммы, позволяющие устанавливать такие зоны при плавании на волнении. Наибольшее распространение получила диаграмма, представленная на рис.7.10, которая была предложена Ю. В. Ремезом. По горизонтали от центра полукруга отложены значения vcosq. По вертикали нанесены длины волн. В этих координатах построены параболы, соответствующие постоянным значениям кажущегося периода волны гк. Нижняя часть диаграммы содержит концентрические полуокружности и радиальные прямые, соответствующие постоянным скоростям хода и курсовым углам волнения. Для определения условий попадания в резонанс судна с периодом качки Т при плавании на волне длиной Л, на оси ординат по шкале находят длину волны Л и проводят горизонталь до пересечения с кривой, соответствующей периоду Т. Из точки пересечения опускают вертикаль до полуокружности, отвечающей скорости хода судна. Угол между осью абсцисс и радиальной прямой, проходящей через найденную точку, на полуокружности определит курсовой угол, соответствующий попаданию в резонанс. Большие амплитуды качки наблюдаются не только при равенстве кажущегося периода волны и собственного периода качки, но и при близких значениях этих величин. Неблагоприятным считается диапазон кажущихся периодов, определяемый неравенством Т /1, 3 < гк < Т / 0, 7. Для нахождения границ этой зоны горизонталь, соответствующую расчетной длине волны, продолжают до пересечения с линиями кажущихся периодов, отвечающих граничным значениям этого интервала, и из точек пересечения проводят вертикали до границ нижней части диаграммы. Область на полукруговой части диаграммы, ограниченная проведенными вертикалями, и представляет зону сочетаний скоростей судна и курсовых углов, неблагоприятных в отношении рассматриваемого вида качки. Такие области строят для бортовой и килевой качки, исключая из резонансной зоны для бортовой качки курсовые углы 0° < q < 12° и 168° < q < 180° как правого, так и левого борта и для килевой качки курсовые углы 78° < ^< 102°, при которых даже в условиях резонанса амплитуды соответствующих видов качки будут незначительными.
7.3.4. Качка параметрического типа Кроме рассмотренных выше основных типов качки - свободных колебаний на тихой воде и вынужденных на волнении, при определенных условиях может возникнуть и нередко наблюдается качка судна более сложного типа, которая возбуждается вследствие периодического изменения во времени одного из параметров, характеризующих судно как колебательную систему. Такого рода колебания носят название параметрических. Чтобы выяснить физическую картину возбуждения колебаний такого типа, представим судно, расположенное на взволнованном море и совершающее вертикальную качку. При погружении судна ниже ватерлинии равновесия образуется избыток силы поддержания, который при наличии крена создает дополнительный восстанавливающий момент Мяоп, зависящий от угла крена и изменяющийся во времени (рис. 7.11). Суммарный восстанавливающий момент будет иметь коэффициент при в, состоящий из постоянной части и слагаемого, определяющего периодическое изменение метацентрической высоты около некоторого среднего значения. Это периодическое слагаемое восстанавливающего момента является причиной параметрического возбуждения бортовой качки. Наиболее сильное раскачивающее воздействие соответствует случаю, когда частота возбуждающей пары будет вдвое больше частоты бортовой качки, так что за время наклонения судна с одного борта на другой (полупериод бортовой качки) оно совершит полный цикл вертикальной качки и избыток силы плавучести будет той же величины, а дополнительный восстанавливающий момент изменит знак (на рис. 7.11 изображено пунктиром). При этом амплитуда бортовых колебаний будет нарастать. Такое явление носит название параметрического резонанса. Дифференциальное уравнение, описывающее бортовую качку параметрического типа, имеет вид 6 + 2v0e + n2(l-jucoscot) = Q. (7.49)
Это уравнение не решается в элементарных функциях, однако оно хорошо исследовано и определены области соотношений его параметров, при которых возможен параметрический резонанс. Из них, в частности, следует, что важным условием возникновения параметрического резонанса является достаточная удаленность ЦТ судна от плоскости действующей ватерлинии. Если же ЦТ судна расположен вблизи этой плоскости, то при тех значениях сопротивления, которые встречаются у реальных судов, качка параметрического типа не возникает. Рассматриваемого типа качка может возникнуть также при расположении судна нормально к гребням волн. Если судно имеет крен, то возбуждающей причиной в этом случае является пара сил, появляющаяся в результате перераспределения сил поддержания - дополнительной силы плавучести в месте расположения гребня волны и ее потери в районе впадины (рис. 7.12). Плечо этой пары зависит от угла крена, и момент пары меняет знак вместе со знаком угла крена (на рис.7.12 изображено пунктиром). Этот случай качки описывается тем же уравнением (7.49), но величины п и /л имеют другие выражения через параметры судна и волны. Основные выводы, полученные теоретически, заключаются в следующем. Для заданного состояния нагрузки судна существует последовательность зон значений частот волн (длин волн), в которых возможна установившаяся качка параметрического типа. Точно так же при заданной волне для одного и того же судна существуют зоны состояний его нагрузки (коэффициента остойчивости и момента инерции масс относительно продольной оси), при которых появляются параметрические колебания. Вне этих зон качка параметрического типа не возникает. Периодическое изменение остойчивости судна приводит не только к возможности возникновения параметрического резонанса, но также к несимметрии качки, при которой среднее положение судна отклонено от вертикали. Это объясняется тем, что вследствие сдвига фаз между вертикальной качкой и волнением средние за период значения кренящего момента волн на один и другой борта судна оказываются различными. В условиях резонанса вертикальной качки постоянный крен достигает величины -Т 'S О0 =ае (7.50) h " У 2 v2xT В формулу (7.50), кроме уже известных величин, входит безразмерный коэффициент квадратичного сопротивления вертикальной качки.
Как видно из выражения (7.50), в наибольшей мере несимметричной качке подвержены суда с высоким расположением ЦТ. У таких судов большие наклонения при бортовой качке наблюдаются в сторону бега волн. 7.3.5. Нерегулярное волнение и его представление Наблюдая в море за ветровым волнением, можно отметить отсутствие какой-либо видимой закономерности в элементах и форме чередующихся вершин и впадин, образующих взволнованную поверхность. Такое волнение, называемое нерегулярным, служит предпосылкой к рассмотрению его как случайного процесса и применению к его изучению методов теории вероятностей и математической статистики. Источником данных для исследования нерегулярного волнения служат записи изменения во времени уровня волновой поверхности в фиксированной точке моря, которые производятся различного типа волнографами. Типичный образец записи (волнограммы) приведен на рис. 7.13. Реже используется фиксация взволнованной поверхности в некоторый момент времени с помощью стереофо- тосъемки.
Записи, дающие конкретный вид случайной функции, отображающей рассматриваемый процесс, называется реализациями случайной функции. Значение случайной функции при конкретном частном значении аргумента есть случайная величина в обычном смысле этого понятия. Очевидно, что уровень поверхности моря в данной точке, изобра-
|