Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сопротивление трения и его расчет
Сопротивление трения судна рассчитывается как сопротивление эквивалентной пластины, т.е. пластины, имеющей площадь равновеликую площади смоченной поверхности судна и длину, равную длине судна по действующую ватерлинию, с введением поправок на влияние кривизны и шероховатости поверхности судна. В соответствии с (8.5) для сопротивления трения запишем: Rf=(kcf+cM)^Qu2 (8.6) где с f - коэффициент сопротивления трения плоской гладкой пластины; к - коэффициент, учитывающий кривизну поверхности судна; сш - надбавка на шероховатость поверхности; Q - площадь смоченной поверхности судна. Коэффициент сj- зависит от характера (режима) движения жидкости в пограничном слое. При малых числах Рейнольдса наблюдается ламинарное движение, т.е. слоистое движение, при котором отсутствует перемешивание частиц между слоями жидкости. При больших числах Рейнольдса ламинарное движение теряет устойчивость и переходит в турбулентное, сопровождаемое интенсивным перемешиванием частиц и обменом энергией между слоями жидкости. При движении судов практически по всей длине обтекание имеет турбулентный характер и величина су (Re), полученная экспериментально, хорошо аппроксимируется функцией, график которой показан на рис.8.2 а: 0, 455 (lgRe): „ uL где Re =------------ число Рейнольдса; v L - длина судна по ватерлинии, м; v - кинематический коэффициент вязкости, м2/с; при t=15°С он равен у=1, 187-10" 6 м2/с, при другой температуре его можно определить по рис. 8.26. Q - площадь смоченной поверхности судна, определяется по теоретическому чертежу или по приближенной формуле: (В\ Q = LT 1, 36 + 1, 13 S— при 8 < 0, 45;
(8.8) Q = LT к - коэффициент, учитывающий влияние кривизны судовой поверхности на трение (£ =1, 02 при L/B=10; £ =1, 08 при L/B=6); сш - надбавка на шероховатость поверхности судна, которая для -у
свежеокрашенной поверхности принимается сш= 0, 4-10".
У морских судов сильным фактором, влияющим на сопротивление, является обрастание корпуса моллюсками и водорослями. Окрашивание подводной поверхности специальными составами, препятствующими обрастанию, предохраняет корпус в течении года, после чего среднесуточное возрастание полного сопротивления составляет в среднем 0, 5% в теплой морской воде и 0, 25% в холодной воде.
|