Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Движению судна
В настоящее время не существует теоретически разработанного инженерного способа расчета полного сопротивления воды движению судна, дающего результат с достаточной точностью. Поэтому основным является экспериментальный способ определения сопротивления, основанный на испытании модели судна и пересчете измеренного сопротивления на натурное судно. Буксирование моделей производится в специальных лабораториях - опытовых бассейнах. Основным элементом опытового бассейна является канал, обычно бетонной конструкции, заполненный водой, в котором буксируется модель судна. Бассейны различаются способом буксировки моделей и бывают двух типов - динамо-метрические и гравитационные (рис.8.3). В бассейнах первого типа модель буксируется с помощью тележки, движущейся по рельсам, уложенным на бортах бассейна, при этом скорость модели задается, а ее сопротивление измеряется динамометром; в бассейнах второго типа модель Методика определения сопротивления судна по испытанию его модели основана на законах подобия. При испытаниях модели судна соблюдается три вида подобия: геометриическое, кинематическое и динамическое. Первое из них означает, что форма модели и судна должна соответствовать одному и тому же теоретическому чертежу; если определяется сопротивление на мелкой воде или при движении в канале, то глубина воды и форма канала должны быть в том же масштабе, что и сама модель. Кинематическое подобие означает, что в соответственных точках натурного судна и модели, т.е. точках, координаты которых находятся в том же масштабе, что и модель, скорости должны быть в постоянном отношении по модулю и одинаково направлены. Это подобие выполняется автоматически, если выполнено динамическое подобие, состоящее в том, что в соответственных точках действующие силы находятся в постоянном отношении для всех таких точек. Так как силы, действующие на судно со стороны воды, имеют двоякую природу (силы вязкости и силы весомости), то для соблюдения полного подобия, при испытании модели необходимо выполнение двух законов динамического подобия: для вязкостных сил - закона подобия Рейнольдса (число Re есть отношение сил инерции к силам вязкости, действующих на жидкую частицу), а для сил весомости надо выполнить закон подобия Фруда (число Fr есть отношение сил инерции к силам тяжести, действующих на жидкую частицу).
Для выполнения закона Рейнольдса необходимо равенство чисел Re для судна и модели, т.е. Rec = Re^, иначе говоря, чтобы было выполнено равенство: »м lm (8.9) i-c ^
где индексом с отмечены величины, относящиеся к судну, а индексом м - к его модели. Так как испытания модели проводятся в воде, то вязкости vc «vM, что приводит к соотношению: Lc т.е. во сколько раз длина судна больше длины модели, во столько же раз скорость модели должна быть больше скорости судна, при этом вязкостные силы, действующие на модель и на судно, будут подобны. Из сказанного следует, что выполнение закона подобия в отношении сил вязкостной природы (закона подобия Рейнольдса) при испытании моделей судов технически невозможно. Рассмотрим теперь условие подобия для волнового сопротивления, зависящего от сил весомости. Оно состоит в равенстве для судна и модели чисел Фруда, т.е. должно быть Frc = FrM, или: - Vm (8.10) Lc L m что приводит к скорости модели, равной:
»м =»с
где Л = - обратный масштаб модели. L, JM Например, если масштаб модели = —, то скорость буксировки модели Lc 25 ur ' составит им это условие легко выполнимо, поэтому при испытаниях моделей судов всегда соблюдается закон подобия Фруда, а несоблюдение закона Рейнольдса исправляется при пересчете результатов испытаний модели на натурное судно, который состоит в следующем. Пусть при скорости модели vM замерено ее сопротивление гм. Определяем сопротивление трения модели ту по формуле (8.6) при числе Рейнольдса модели vM LM Re^ = ——, далее определяем разность г -rr = r0 = rw +ге, называемую v у м остаточным сопротивлением, но при равенстве чисел Фруда судна и модели имеем равенство коэффициентов волнового сопротивления судна и модели, т.е. cwc = cWM, а отношение сил волнового сопротивления будет: cwc Рс Vс ]3 = 2~ = Л, cwm рм^м им так как при геометрическом подобии будет —— = Я2, а при равенстве чисел ^ м Фруда —у = Л. Если модель достаточных размеров и приняты меры к турбулизации ее пограничного слоя, то вихревое сопротивление находится в Фруду: R0 =г0 Л. Далее определяем Rf по (8.6), причем с у определяется для числа Рейнольдса судна Rec, и полное сопротивление R = Rj +R0 при скорости судна ис - им л/Я. Так пересчитываются все точки кривой сопротивления модели и по найденным ис и Rc строится зависимость сопротивления судна от скорости хода.
|