Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глубине
При движении судна по акватории ограниченной глубины характер обтекания судна изменяется. Меняется картина волн, создаваемых судном, угол фронта расходящихся волн (угол а на рис.8.1) возрастает и при скорости /-------- ----------------------------------------------------------------------------- я ик =yjg Н, называемой критической скоростью, где Я - глубина воды, a -» —. При v = vK впереди судна образуется одиночная волна, а при скоростях и > ик образуются только расходящиеся волны. Все это приводит к возрастанию буксировочного сопротивления, особенно резкому при приближении скорости к ик, а при v> vK сопротивление несколько падает и может стать меньше сопротивления на глубокой воде при той же скорости движения. Однако морские транспортные суда не эксплуатируются при закритических скоростях из-за требуемой очень большой мощности для преодоления горба сопротивления при скорости, равной критической. Существует ряд способов приближенного расчета сопротивления судна при движении на мелководье, дающих примерно одинаковую погрешность. Приведем один из простых способов пересчета кривой сопротивления на глубокой воде на условие плавания на мелководье — способ, заключающийся в определении скорости судна на мелководье он, при которой его сопротивление такое же, как и на глубокой воде при скорости и. Формула пересчета скоростей имеет вид: UH =kH ks к в/ У*,, (8.15) где kg - коэффициент, зависящий от коэффициента общей полноты судна, представлен в табл.8.4; kjf - коэффициент, зависящий от отношения глубины воды к осадке судна, представлен в табл.8.5; кв/ - коэффициент, зависящий от отношения ширины судна к осадке, представлен в табл.8.6.
i
Задаваясь рядом значений скоростей и& и точками кривой сопротивления на глубокой воде, соответствующими взятым скоростям, переносим их по горизонтали на соответствующие скорости Vfj, определенные по (8.15). Полученные точки и определят кривую сопротивления при ходе на глубине Н. Для корректировки результатов скоростных испытаний судов на мерных линиях при их недостаточной глубине в отечественной практике пользуются также диаграммой Лакенби (Lackenby), по которой определяют разность скоростей на глубокой и мелкой воде, при которых судно имеет одинаковое сопротивление (потеря скорости на мелководье). Эти разности определяются по
диаграмме рис.8.12.а, на которой нанесены линии постоянных значений —% в v зависимости от квадрата числа Фруда по глубине воды gH
характеризующего относительную глубину воды в виде
погруженная площадь миделыппангоута. Зона ABCD диаграммы соответствует отсутствию влияния мелководья на сопротивление судна.
ОТ " 0.2 0, 3 0, 4 0, 5 0, 6 OJV/gH " 2 4 6 8 10 12 14 WH Рисунок 8.12. Диаграммы для учета влияния мелководья: а - диаграмма Лакенби; б - диаграмма Скотта. При мелководье превышающем величину > 0, 12 более точный Н2 8о ft. _ результат по определению относительной потери скорости —% дает способ Скотта, представленный на рис. 8.12.6. 246 При движении судна в канале все явления, вызванные влиянием мелководья, из-за боковых стенок канала проявляются более интенсивно. Дополнительными параметрами, влияющими на сопротивление при движении Ь. в канале, являются —, где b Н
- ширина канала по зеркалу & м где F - поперечного канала. При уровень воды
вблизи судна понижается, скорость обтекания увеличивается, что приводит к просадке судна, и во избежание касания дна канала приходится снижать скорость движения. Интенсивное волнообразование и увеличение скоростей разрушающе
действуют на ложе канала, поэтому скорость движения судов в канале строго ограничивается. Просадку судна при движении на мелководье можно определить по диаграмме рис.8.13, предложенной Ю.ЛБоробьевым. Здесь АН = Я - Г, где Т - осадка судна без хода; Fr =, U - число Фруда. При ходе судна в канале неполного jgL профиля просадку, определенную по рис.8.13, надо умножить на коэффициент д К\, который находится по графику рис.8.14 по числу Фруда и отношению —— - Ам площади сечения условного канала полного профиля, полученного путем продолжения откосов до уровня воды, к погруженной площади миделынпангоута. Диаграмма рис.8.13 дает наибольшую просадку.
|