Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Элементы геометрии гребного винта
Лопасти гребного винта представляют собой профилированные крылья, совершающие одновременно вращательное и поступательное вдоль оси вращения движения. В связи с этим поверхности лопастей образованы по винтовым поверхностям. Если какая-нибудь часть АВ радиуса ОВ вращается вокруг оси OOl и одновременно перемещается вдоль оси, то любая точка С этого радиуса описывает винтовую линию, а отрезок АВ - винтовую поверхность (рис.9.6). Путь, проходимый точкой С вдоль оси за один оборот, называется шагом винтовой линии, а отрезком АВ - шагом винтовой поверхности. Если разрезать по образующей поверхность цилиндра с винтовой линией и развернуть на плоскость, то винтовая линия изобразится гипотенузой треугольника с катетами 2 л- г и Я (шаг винтовой линии). Наклон гипотенузы определяется шаговым углом: Я v = arete-------. 2 яг Гребной винт характеризуется не шагом, а отношением шага к диаметру винта H/D, называемым шаговым отношением. Винтовую поверхность нельзя развернуть на плоскость без искажения, поэтому площадь лопасти приближенно определяют как площадь спрямленного контура лопасти (рис.9.7), который получается, если на контуре проекции лопасти провести сечения лопасти цилиндрами, соосными с винтом, и от оси лопасти отложить длины винтовых линий, полученных в сечениях. Обозначим через А площадь спрямленного контура, z - число лопастей винта. Отношение площади всех лопастей к площади диска винта называется дисковым отношением 0 = —. (9.15) Ad Гребные винты транспортных судов имеют дисковые отношения в диапазоне 0, 35... 0, 80. Основными частями гребного винта являются ступица и примыкающие к ней лопасти. Диаметром винта называется диаметр окружности, проходящей через концы лопастей. Часть лопасти, примыкающая к стуцице, называется корнем лопасти, а наиболее удаленная от оси - концом лопасти. Винты делятся на правого и левого вращения. Если, глядя в корму удаляющегося судна, мы увидим вращение винта по часовой стрелке, то это винт правого вращения, а если вращение против часовой стрелки, то это винт левого вращения. Боковую кромку лопасти, обращенную в сторону вращения винта, называют входящей, а противоположную ей - выходящей кромкой. Поверхность лопасти, на которую при переднем ходе действует реакция отбрасываемой воды, называют нагнетающей поверхностью, на ней возникает повышенное давление; противоположная поверхность лопасти (обращенная к корпусу) - засасывающая поверхность, на ней образуется разрежение. Линия пересечения обеих поверхностей образует контур лопасти. Сечение лопасти цилиндром, соосным с гребным винтом, дает ее профиль. Для гребных винтов применяются сегментные и авиаци-
Рисунок 9. 7. Конткр нормальной проек-" ОННЬЮ Профили СвчеНИЯ ЛОПаСТвЙ. ции и контур спрямленной лопасти
|