Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основы теории идеального движителя
Можно получить важные закономерности работы движителя, если схематизировать его действие, абстрагируясь от побочных эффектов предположением, что массы воды, проходящие через движитель, отбрасываются в виде струи, как это изображено на рис.9.5. Предположим, что движитель представляет собой диск, который сообщает приращение скоростей массе жидкости, протекающей через него, за счет скачка давлений перед и за движителем; предположим также, что скорости жидкости по площади движителя распределены равномерно. Будем рассматривать движитель неподвижным в набегающем равномерном потоке. Обозначим площадь диска движителя (гидравлическое сечение) через Fp. ж D^ Для гребного винта Fp = ^, где D - диаметр гребного винта. Пусть и р2 - давления непосредственно перед и за движителем соответственно, a pq - давление далеко впереди и позади движителя. Обозначим скорости: набегающего потока vp, в диске движителя vs, далеко за движителем в его струе vp + w, где w - скорость, вызванная движителем. Тогда уравнение Бернулли для участка линии тока от невозмущенной жидкости в сечении I-I до сечения II-II перед диском дает:
(9.1)
а для участка от сечения III-III за диском до IV-IV далеко за ним: pv] Р2 + (9.2) Из этих уравнений определяется скачок давления в диске: 4Р = Р2~ Р\~ Pw Полный упор, развиваемый движителем, будет:
P = ApFp =pFp w
С другой стороны упор можно вычислить, используя закон количества движения, записав разность количества движения массы жидкости т, протекающей через движитель в единицу времени: P = mw. (9.5) Очевидно, что: и поэтому
Из (9.4) и (9.7) следует что: т.е. вызванная скорость в диске движителя составляет половину полной вызванной скорости.
Вычислим КПД идеального движителя. Полезная мощность есть N = Pvp, а затрачиваемая Щ больше N на величину кинетической энергии отбрасываемых
масс воды, уходящих за корму, т.е. на
N Pvp Vi = Поэтому КПД будет: р 1
Введем понятие коэффициента нагрузки движителя по упору:
Р °> = Е р V2 2 р р и, используя (9.4), получим:
w w v„ Р J
w отсюда для — получаем квадратное уравнение:
подставляя в (9.9), получим: ъ=ПГ= (9ЛЗ) 1 + ^1 + < тр Для примера использования формулы (9.13) сравним идеальные КПД водяного и воздушного винтов одинакового диаметра D= 4 м при скорости vp = 15 уз
=7, 72 м/с и необходимом упоре Р= 100 кН. Для водяного винта р- 1, 025 т/м3, коэффициент нагрузки и КПД будут: < т =----------- Ш---------- = 1, 043; -----, 2 =0, 823; р msn^ 22 2 4 ' для воздушного винта р = 0, 00129 т/м, получим: о- ------------------------------ = 828, 7; -----. 2 =0, 067. 0> 00129 л: 42 2 1 + 1 + 828, 7 2 4 7'
Можно достигнуть одинакового КПД для обоих винтов, если воздушный винт сделать такого диаметра, чтобы коэффициенты нагрузки были одинаковы. Нетрудно видеть, что для этого диаметр воздушного винта должен быть: вод' Из выражений (9.5), (9.6) и (9.9) видно, что заданный упор Р выгоднее получать, увеличивая массу отбрасываемой воды т и уменьшая вызванную скорость м>, т.е. увеличивая Fp или, что то же, диаметр винта D. Однако, для реальных винтов, из-за дополнительных потерь, существует наивыгоднейший диаметр Dopt, при превышении которого КПД начинает падать. Условие постоянства расхода жидкости в струе дает: откуда для площади Fx сечения струи далеко за движителем найдем: (9.14) FP 2^1 + ар и этот коэффициент сужения струи изменяется от 1 при ор= 0 до Уг при сгр-*< я.
|