Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изображение цветового круга Иттена






Цели задания:

1) освоить принцип конструкции спектрального цветового круга как основы различных вариантов систематики и классификации цветового множества;

2) правильно изобразить светлоту каждого из 12 цветов круга в соответствии с реальными светлотными отношениями этих цветов в спектре (светлый тон — желтый, зелено-желтый, оранжево-желтый, оранжевый; средний тон — красный, оранжево-красный, зеленый, зелено-голубой; темный тон — синий, фиолетово-синий, фиолетовый, фиолетово-красный);

3) развить способность воспринимать и точно изображать красками на водорастворимой основе определенные цветотональные отношения.

Задачи и последовательность выполнения задания. Требуется изобразить 12-частный цветовой круг Иттена с равностепенным понижением светлоты цветовых тонов от самого светлого желтого до самого темного фиолетового по направлению движения часовой стрелки (желтый, желто-оранжевый и т.д.) и против движения часовой стрелки (желтый, желто-зеленый и т.д.).Образец выполнения задания показан на рис.1.1.

Нужно начертить цветовой круг так, как показано на образце. Наиболее рациональная последовательность выполнения чертежа:

1) начертить окружность так, чтобы круг плотно вписался в лист формата А3, развернутый вертикально (центр круга должен быть несколько выше геометрического цента листа);

2)начертить из того же центра вторую окружность, радиус которой будет примерно равен 3/5 первой окружности;

3)получившееся кольцо разбить на 12 равных секторов так, чтобы границы верхнего и нижнего сектора разместились симметрично относительно вертикального диаметра круга;

4) во внутренний круг вписать правильный шестиугольник так, чтобы верхняя и нижняя вершины совпали с вертикальным диаметром;

5)в шестиугольник вписать равносторонний треугольник так, чтобы его верхняя вершина совпала с верхней вершиной шестиугольника; треугольник разбить на три равные части перпендикулярами, проведенными из общего центра к сторонам треугольника.

Перед выполнением покраски нужно заготовить колеры, разведя краску в палитре с луночками или в отдельных небольших емкостях до рабочей консистенции. В треугольнике помещаются основные цвета (при смешении на палитре (субтрактивное смешение), то есть те цвета, достаточно насыщенные оттенки которых путем смешения красок получить невозможно — желтый вверху, красный внизу справа, синий внизу слева. Желтый – самый светлый, красный немного светлее синего. Те же цвета помещаются в секторы, на которые указывают соответствующие вершины треугольника. В оставшиеся в шестиугольнике незакрашенными три равносторонних треугольника помещаются так называемые «смешанные цвета первого порядка». Со стороны желтого и красного располагается оранжевый со светлотой средней между светлотой желтого и красного, со стороны желтого и синего располагается зеленый, по светлоте приблизительно равный красному, и со стороны синего и красного – фиолетовый, который должен быть немного темнее, чем синий. Эти цвета так же помещаются в секторы, на которые указывают соответствующие вершины шестиугольника. В оставшиеся шесть секторов помещаются цвета промежуточные по цветовому тону и светлоте относительно тех, между которыми они находятся, например, между желтым и зеленым — зелено-желтый, между красным и фиолетовым — фиолетово-красный и т.д.

Необходимо добиться гармоничности всего изображения. Для этой задачи полезными будут приводимые ниже указания.

1. Фиолетовый цвет, который должен быть в круге самым темным, не следует, тем не менее, брать в полную силу темноты тона краски, так как слишком темные тона относительно белой бумаги и светлого желтого цвета будут восприниматься почти черными. Чтобы синий и фиолетовый воспринимались именно цветами, их нужно привести к соизмеримой с белым фоном светлоте, а затем всю шкалу светлотных отношений выстраивать относительно светлоты крайних тонов — желтого и фиолетового. В технике акварельной отмывки не используются белила, поэтому светлота тона зависит от большей или меньшей прозрачности общего слоя краски, которая регулируется густотой раствора и количеством нанесенных промежуточных слоев (лессировок). Вместо белил работает белый тон бумаги на просвет. Это позволяет при технически грамотном выполнении получить высокую чистоту и насыщенность цветового тона. Гуашевые и темперные краски наносятся полупрозрачным или непрозрачным слоем и высветляются белилами. Однако гуашевые белила имеют свойство сильно высветлять красочный слой после его высыхания, уменьшая при этом насыщенность цвета. Поэтому для достижения большей насыщенности при высветлении (разбеле) лучше использовать темперные белила ПВА, которые почти не высветляют фон и не понижают резко насыщенность цвета.

2. Деление цветового круга на 12 тонов является условным упрощением, так как человеческий глаз по цветовому тону различает в спектре около 150 оттенков цвета и около 30 насыщенных пурпурных. Поэтому каждый цветовой тон в круге должен представлять как бы усредненный цвет многих оттенков определенного цветового тона и быть приблизительно одинаково удаленным по оттенку от двух соседних тонов, то есть, например, красный, находясь между оранжево-красным и фиолетово-красным, должен быть именно средне-красным, по оттенку не сдвинутым ни в сторону оранжевого, ни в сторону фиолетового и т.д.

3. Получение смешанных цветовых тонов путем смешения трех красок, выражающих три основных цвета (красный, синий, желтый) с условием сохранения высокой насыщенности практически невыполнимо. Поэтому такая «чистота эксперимента» не является условием выполнения задания, так как при изображении цветового круга необходимо добиваться как можно более высокой насыщенности (цветности) всех цветовых тонов и, что очень важно, приблизительно равной степени насыщенности всех цветовых тонов. Согласно второму закону смешения цветов, два цвета, не являющиеся дополнительными, при смешении дают цвет, занимающий в цветовом круге промежуточное положение между смешиваемыми. Поэтому, например, для получения путем смешения фиолетового цвета надо брать не просто синюю и красную краски, а фиолетово-синюю (ультрамарин) и фиолетово-красную (краплак или кармин). Однако и в этом случае высокой насыщенности цвета не получится, поэтому целесообразней использовать для большинства тонов уже готовую краску соответствующего цвета, немного меняя при необходимости ее оттенок добавлением другой краски. Исключение составляет зеленый цвет, достаточно насыщенный, красивые и разнообразные оттенки которого можно получить путем смешения краски голубого или сине-зеленого цвета с краской насыщенного желтого цвета. Например, средне-зеленый насыщенный цвет для изображения зеленого цвета в цветовом круге хорошо получается путем смешения краски под названием «изумрудно-зеленая» с «лимонно-желтой» или «кадмием желтым светлым».

Главное требование к технической стороне при выполнении задания — каждое поле, представляющее один определенный цвет или оттенок цвета, должно быть закрашено ровно, без разводов и перепадов тона по светлоте. Перепады тона мешают точно понять, какой именно оттенок представлен в данном поле. При этом небрежное, технически слабое выполнение задания производит общее отрицательное впечатление.

Задание выполняется на бумаге для акварели формата А3 красками на водорастворимой основе (акварель, гуашь, темпера ПВА). Рекомендуется бумага с наиболее гладкой фактурой поверхности. Каждый может выбрать для выполнения задания наиболее удобную для себя технику выполнения (отмывка акварелью, тамповка или нанесение кистью при использовании гуаши или темперы ПВА). Возможно использование смешанной техники (акварель с белилами темперными ПВА, гуашь с темперой).

Время на выполнение задания — 8 ч.

 

Рис.1.1Образец выполнения задания 1.

2. Натюрморт из небольшого количества предметов с драпировками, акварель.

Цель задания: овладение основами техники акварельной живописи, освоение приемов и средств создания световой композиции, знакомство с возможностями использования различных типов гармонизации цветовых отношений, развитие умения моделировать изображаемую форму цветом.

Задачи и последовательность выполнения. В постановке используются цветные драпировки и предметы простой формы (муляжи фруктов и овощей, керамическая посуда). В предварительных эскизах небольшого формата найти композиционное решение, определив тип гармонических сочетаний основных цветов в натуре. Выполняя живописное изображение, произвести объемно-пластические и тонально-живописные построения формы, передавая цветом форму, материальные качества, пространственные положения, условия окружения и освещения предметов. Завершая работу, добиться цельности и гармоничного единства цветовых пятен. Примеры выполнения задания показаны на рис. 1.2 и 1.3.

Рисунок под живопись акварелью выполняется легкими линиями. Перед началом работы красками можно увлажнить бумагу. На первом этапе нужно прописать самые светлые и наиболее освещенные участки. Затем прописывают полутени на всех поверхностях, сравнивая их между собой и с цветом освещенных участков. Далее прописываются тени. Прописка теней до нужной цветовой насыщенности должна выявлять звучность освещенных мест. Область собственной тени предмета многоцветна, в ней видны цветовые рефлексы от горизонтальной плоскости и от соседних предметов. Падающая тень под самым предметом темнее, у переднего края она более четкая, по мере удаления ее контрастность уменьшается. Цвета падающих теней зависят не только от характера освещения и собственного цвета поверхности, в них так же можно заметить цветовые рефлексы.

Ведя работу от светлых тонов к темным, нужно постепенно усиливать насыщенность цвета методом лессировок, т. е. постепенным наложением одного прозрачного слоя краски на другой. Накладывая слой определенного цвета, необходимо учитывать цвет нижележащего слоя. Таким образом достигается сложность и богатство цветовых оттенков. Если же искомый цвет подбирается путем смешения нескольких красок, то надо стараться использовать как можно меньше компонентов — две, максимум три краски. Использование большего количества красок неизбежно приведет к загрязнению тона. При этом следует постоянно следить за чистотой воды и кистей. С этой целью очень полезно иметь две банки с водой, по две кисти каждого номера, и использовать одну кисть и банку для работы с теплыми красками, а вторую кисть и вторую банку для работы с холодными красками.

Для того, чтобы верно передать все цвета натуры по трем основным характеристикам (цветовой тон, насыщенность, светлота) необходимо научиться видеть каждый цвет, каждый кусочек натуры не изолированно, а в отношении к другим цветам. Цвет фона влияет на восприятие цвета предмета, который мы на этом фоне рассматриваем. Острее можно почувствовать характер цвета какого-либо фрагмента, не рассматривая его «в упор», а глядя как бы мельком, боковым зрением. Такой подход в живописи называется «работа цветотональными отношениями». Только так можно добиться в работе цветовой цельности, без которой невозможна цветовая гармония. На завершающем этапе для достижения цельности обобщающими мазками по просохшей поверхности приглушаются тона заднего плана и усиливаются контрасты на первом плане

Материал— бумага для акварели формата А3, акварельные краски, беличьи и колонковые кисти, керамическая палитра.

Время на выполнение задания — 8 ч.

 

 

Рис. 1.2. Пример выполнения задания 2. Автор Мария Лещева.


Рис. 1.3. Пример выполнения задания 2. Автор Евгений Павлов.

3.Натюрморт с гипсовым рельефом в технике гризайли

Цель задания: развитие технических навыков работы красками на водорастворимой основе; освоение приемов передачи светотональными отношениями сложной объемной формы, фактуры поверхности предметов и глубины пространства в технике живописи красками.

Задачи и последовательность выполнения. Гризайль — монохромное живописное изображение. Перед началом работы на большом формате необходимо выполнить в технике гризайли композиционный эскиз и определить формат будущей композиции. В большом формате задание выполняется на акварельной бумаге, натянутой на планшет, красками на водорастворимой основе. Цвет краски для выполнения гризайли может быть или ахроматический нейтрально-черный или полухроматический, желательно с оттенком теплого тона (коричневый, умбра, сепия). Примеры выполнения задания 3 показаны на рис. 1.4 и 1.5.

Перед началом работы красками требуется в линейном рисунке карандашом грамотно построить пространство, форму гипсового рельефа и других предметов в перспективе с правильной передачей пропорций и масштабных соотношений. Выполняя построение орнаментального рельефа, нужно, внимательно проанализировав его форму и пропорции, построить сначала плиту по законам наблюдательной перспективы с учетом ее пространственного разворота. Для построения симметричного орнаментального рельефа необходимо найти геометрический центр и оси симметрии плиты. Затем, изучив профильные сечения рельефа, наметить узловые точки и направления, определяющие движение основных масс, и построить основные части рельефа. Продолжая рисунок, вновь произвести анализ объемных и линейных отношений и перспективных сокращений всех деталей рельефа и внести уточнения и исправления, затем, прорисовав мелкие формы и детали, легко наметить границы собственных и падающих теней и завершить построение. Перед началом выполнения краской монохромного живописного изображения следует заготовить несколько основных колеров, разных по светлоте тона (светлый, средний и темный). Для этого в лунках пластиковой палитры или в специальных баночках нужная краска разводится до рабочей консистенции. Промежуточные тона получают путем смешения основных тонов на палитре. Вначале работы краской нужно прописать широкими кистями большие поверхности, стараясь точно передать основные светотональные отношения. Желательно как можно скорее «раскрыть» картину, не оставляя незакрашенных участков. При этом, если задание выполняется акварелью, следует начинать первую прописку со светлых тонов, оставляя самые яркие блики незакрашенными, и постепенно переходить к более темным тонам. Если же задание выполняется кроющими красками с белилами, можно начинать с более темных мест, но прописывать их тонким слоем краски и брать первоначально общую тональность немного светлее той, которая должна появиться в законченной работе. Затем более мелкими кистями прописываются детали, при этом выполняется полная светотеневая моделировка формы всех предметов, падающих теней и фона. На этом этапе нужно окончательно определить тон самого темного и самого светлого места на картине и в заданном светотональном масштабе окончательно установить все тональные отношения. Мазки кистью нужно стараться наносить по форме поверхности предметов, «лепить» кистью форму предметов. На завершающем этапе всю работу необходимо привести к цельности, обобщить мелкие детали, усилить контрасты на переднем плане и ослабить на заднем.

Материал— бумага для акварели формата А2, натянутая на планшет, акварельная краска черная или сепия (при этом возможно выполнение задания как в технике чистой акварели, так и с использованием гуашевых или темперных белил), беличьи и колонковые кисти, керамическая палитра.

Время на выполнение задания — 16 ч.

Рис. 1.4. Пример выполнения задания 3. Автор Ольга Соболева.

Рис. 1.5. Пример выполнения задания 3. Автор Анастасия Вязьмикина.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал